Ведическая цивилизация

---
Цивилизация возникла 35 в. назад.
Цивилизация остановилась 2 в. назад.
---
     Ведическая цивилизация считается неполным аналогом Ведийской цивилизации. Название «Ведический» используют русо-славянские культурологи. При этом они значительно, почти вдвое, расширяют даты начала и окончания Ведической цивилизации по отношению к Ведийской.
     Начало классического ведического цивилизационного периода, принимаемое большинством специалистов, относится к середине 2-го тысячелетия до н.э. Продолжался он до 18-го века по Рождеству Христову, что значительно больше времени существования Ведийской цивилизации.
     Русо-славянская версия отодвигают начало Ведической цивилизации к 7-му тысячелетию до н.э., когда на севере Индостана появляются первые протоарийские мигранты, пришедшие со стороны Загроса, это нынешний юго-запад Ирана. Это были земледельцы и скотоводы, проникавшие с 10-го тысячелетия до н.э. в Малую Азию по западному берегу Чёрного моря. Они принесли сначала в Загрос, а затем в Индию, культуры одомашнивания коз и культуру земледелия.
---
     В период с 3-го тысячелетия до середины 1-го тысячелетия до Рождества Христова специалисты рассматривают несколько видов цивилизаций и цивилизационных социокультов. Учёные в эту динамичную эпоху истории Индии рассматривают различные виды и типы цивилизаций, которые по-разному интерпретировали развитие народов на этой территории.
     Это и Индо-арийская, и Ариа-вартская, и Бхарата-Вашская, и Ведийская, и Ведические социокульты, основанные на Арийских Ведах. У каждой из них были свои даты рождения и окончания, социокультурные признаки, территории.
     В 14-м веке до н.э. на территории Индии возник цивилизациум, который просуществовал до 18 века н.э. В Цивилизациуме эти цивилизационные системы рассматриваются раздельно.
---
     Это было историческое событие, когда одна из групп арийских племён, кочевавших по Приуральским, Приволжским и Прикаспийским степям в 3-м тысячелетии до Рождества Христова дошла до современного Афганистана, а затем, перевалив через Северо-восточные перевалы проникла в Индостан. Так открылась эпоха индийских ариев, основавших здесь Великую Ведическую цивилизацию.
     Здесь, в долинах Инда, когда-то процветала Хараппская цивилизация. Её угасающие остатки накрыла арийская экспансия. Расцвет Хараппской цивилизации учёные относят к 2700 году до Рождества Христова. Ко времени арийскоой миграции, а её пик приходится на 2100 год до н.э., Хараппская цивилизация уже перестала существовать, распавшись на отдельные очажки, жители которых не имели никакого представления о тех технических сооружениях, среди которых они существовали.
---
     К развитию Ведической цивилизации подталкивала постоянная и мощная миграция индо-ариев и выдавливание местных народов на периферию Индии. Это продолжалось почти 5 веков. Примерно с середины 2-го тысячелетия до Рождества Христова общество, существовавшее к этому времени в варварском формате, приняло ведические цивилизационные принципы древних индо-ариев.
      К этому времени сложился ведический язык, как язык народного общения, который употреблялся до 5-го века до н.э., когда на смену ариа-индийского социокульта стали приходить классические формы индуизма.
---
     До прихода ведических ариев в Индостане господствовала Индская цивилизация, говорившая, условно говоря, на дравидийском языке. Этот язык дравиды получили от тех народов, которые жили когда-то на легендарном затонувшем материке Лемурия. Индская цивилизация разработала гармоничную систему управления городами и организацию общества, без разделения на касты, на богатых и бедных, где не было суверенов и вассалов, Князей и рабов. Это была Природная цивилизация, которая обеспечивала свои огромные пространства всеми необходимыми продуктами для жизни за счёт торговли и обмена, для чего была построена разветвлённая дорожная сеть.
     Дравиды активно пытались отстаивать свои мировоззренческие устои на своей древней земле. Это было противостояние молодой и старой цивилизаций, которая нашла своё отражение в Рамаяне. Люди не гонялись друг за другом с палками, желая погубить друг друга физически. Это были мировоззренческие столкновения, результатом которых было создание новых социокультов, включающих в себя культуры как ведических ариев, так и дравидов.
     В конечном итоге ведическая арийская и дравидийская социокульты слились воедино. Даты этого единения и его условия, специфику, учёные разных веков и научных направлений определяли по-разному. Сами же учредители этой цивилизации называли её Бхарата-Варшей, а также Ариа-Вартой, придавая им разные признаки, что не позволяет их полностью синонимизировать, однако и то и другое именование отражает ведическую основу этого единения.
---
     Все виды Вед были в основе своей древнеарийскими. Веды передавались из уст в уста, индо-арийские источники их называют «шарти», то есть услышанное. Веды передавались внутри семейно-родовых жреческих кланов изустно.
     Ведические арии принесли на Индостан новые, динамичные социокультурные и религиозные представления о том, как выживать в окружающем мире. Веды дали новым социокультам космических богов, сложные, но увлекательные ритуалы, жречество.
     Впоследствии этих жрецов называли брахманами. Именно они разработали сложнейшую систему запоминания древних ведических знаний. Эта система исключала малейшие погрешности при воспроговорении этих тайн, где имели значения не только язык, но и тембры, обертона, тональности, мимикрия, движения. Изустная передача древних ведических тайн сохранилась и после появления письменности.
     Населению ведической эпохи были известны многие злаки, в том числе ячмень, пшеница, бобовые. Рис не был известен индоариям до их прихода в Индию, как и искусство его использования. Ведические племена жили в небольших укрепленных поселениях, которые, как показывают археологические раскопки, мало чем напоминали крупные города Хараппской цивилизации. Но постепенно в долине Ганга возникают города с крепостями.
---
     Веды содержат богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Веды говорят о богах и о том, как им следует поклоняться. Веды насчитывают 33 бога, хотя в одном месте Вед есть упоминание о 3399 богах. Ведические гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований принято называть ведизмом.
     Веды на всех индоевропейских языках, а также на санскрите, означает знания. Ведические тексты содержат представления, существовавшие у племен арьев до их прихода в Индию. Но со временем Веды включали в себя и элементы верований аборигенов субконтинента.
---
     Ведическая цивилизация эпохи Вед не отделяла себя от окружающего её мира. Её основатели считали свою цивилизацию частью Вселенной, которую делили на три сферы — на Небо (беспредельность, иллюзия), на Землю (материя) и на некую Антарикшу (вода, лёд, энергия), которую они располагали между Небом и Землёй. Все боги в ведах распределялись по этим сферам. К богам неба относились Сурья, Варуна, к богам земным относились Агни (бог огня и тепла) и Сома (бог счастья типа Вакха).
     Учёные считают, что все основные тексты Вед были созданы в Арктике, Антарикше, где-то в районе Северного Пояса, когда ведические арии были вынуждены 8 тысяч лет назад начать свою глобальную миграцию, на тысячи лет изменившую вялотекущую историю Европы, Малой и Средней Азии, и Индостана. Это был прообраз санскрита, который существовал в воспроговорении, в танце, в гимнах, в рисунках, в одежде, в оружии, в социокультах.
     Какая-то часть ведических ариев продвинулась на Русскую платформу, на Кавказ, на Иранское Нагорье, в долины Балха, откуда в конце 3-го тысячелетия до н.э. началась вторая миграция ведических ариев на Индостан.
     Во 2-м тысячелетии до Рождества Христова началась третья волна миграции ведических ариев уже индского происхождения в древний Иран, Анатолию, Грецию и Италию.
     Окончательный вариант классических Вед сформировался уже к началу 1-го тысячелетия, когда сформировался и санскрит, как смесь дравидийского или индского языка и арийского.
     Одной из характерных черт ведической религии являлся политеизм, то есть поклонение многим богам и божествам. Их обычно наделяли свойствами человека, но иногда они фиксировались, даже рисовались как полубоги-полузвери.
---
     Формирование Вед, как ядра священного канона, происходило в течение не менее двух тысяч лет, из которых половина приходится на время миграции с Русской платформы по долинам рек в сторону Индостана и Иранского Нагорья. Обосновавшись в Индостане, Арийские Веды были постепенно преобразованы в Ригведы, Самаведы, Яджурведы, Атхарваведы, а на Иранском Нагорье Арийские Веды преобразовались в Авесту.
    Ведизм не был общеиндийской религией, а оставался лишь верованиями той группы индоарийских племен, которая заселила Восточный Пенджаб и Уттар-Прадеш. Эти индоарийцы создатели «Ригведы» и другие ведические сборники, к примеру, Самхит.
     Жрецы, двигаясь по территории бывшей Хараппской цивилизациии, занимались не только сохранением ведический канонов, но и лечением людей от местных болезней, которых не было в каталогах Арийских Вед. Появилась ведического типа страта атхарванов, что-то вроде магов, которые могли с помощью разного рода заклинаний поднимать тонус людей и увеличивать их способность к преодолению болезней. Они также лечили от дурного глаза, от злого духа и лихого человека. Они владели способностью воздействовать на иммунную систему человека заговорами, участвовали в обрядах сватовства, установления правильного порядка, лада в семье, знали правила здорового зачатия, и рождения.
     Всё это оформилось в Атхарваведах, которые возникли в позднюю эпоху существования Ариа-индийской цивилизации, когда из её недр выдвигался новый социокультурный геном – Индо-арийская цивилизация. Атхарваведу не все современные адепты Вед относят к каноническим ведийским текстам.
---
     Основатели ведической цивилизации поддерживали социокульты, в которых обожествлялись силы природы, одушевлялись растения, горы, реки, развивались разные формы путешествий среди неприродных сфер, включая переселение душ, понятия Рая и Ада.
     Ведическая цивилизация, развивая Веды, побуждала людей к построению сложных космогонических представлений, к размышлениям над загадками мироздания, к постижению основ мира, причин появления всего.
---
     Ариа-индийская цивилизация эпохи Ведического цивилизациума представляла из себя гармоничный набор различных социокультов с высокоразвитым обществом. К их достижениям относят сборник медицинских знаний Аюрведа, которые были частью философии древних ариев, выходцев из Арийской Гипербореи и Арийской Арктиды. Можно сказать, что в изустной передаче этих знаний они были совершенны и пока недостижимы по своим лечебным свойствами для современной научной медицины.
     Ведические арии привнесли на Индостан новые религиозные ритуалы, которые сложились с древними религиозными представлениями носителей протоиндийских социокультов. Таким образом, возник фундамент, на котором существовала Ариа-индийская и сопутствующие ей цивилизации, основа нынешнего индуизма, хотя многие ведические тайны ныне отвергнуты или переосмыслены.
     Ведические знания на новой территории Индостана постепенно вытесняли дравидийские благодаря настойчивым усилиям древних ариев. Здесь Ведические религиозные представления противопоставили себя дравидическим богам, постепенно меняя их, но и не отвергая, впитывая в себя древние местные знания, что вылилось в новый формат Вед, уже не Арийских, а Индийских. Какие-то древние арийские культы не прижились, другие соединившись с местными, продолжили свою жизнь в Ариа-индуитских социокультах, продолжившись и в современном индуизме. Так образовалась удивительная пёстрая вереница богов и полубогов современного индуитского пантеона.
     В свою очередь, ведические арии постепенно впитывали местные представления о способах выживания, осваивая местные природные ресурсы, включая пригодные для местного климата культурные растения. В свой рацион они включили просо, рис, овёс и лён, начали строить оросительные каналы. Местное население в основном принимало новые социокультурные техники управления обществом и окружающей природой. Однако были и такие социокульты местного производства, которые не приняли новаций, уходя в горы или на побережья Индийского океана. Их в Ригведе называли даса и дасью, что-то такое в переводе, что имеет отношение к поражению, рабству.
---
     Арии, носители ведической культуры, называемые также ведическими ариями, представляли собой разноплеменную массу, но культурно однородную, которая, впитав в себя местные индуистские генокульты и социокульты, стала преобразовываться в некое национальное социокультурное пространство, называемое уже индо-арийским. Это стало происходить на поздней стадии становления Ариа-индийского цивилизационного единства. Индо-арийская и её прародительница Ариа-индийская цивилизация была достаточно разнородной, пёстрой средой как в культурном, так и в этническом содержании, разные субстраты которой к тому же находились на разных этапах развития.
     Начиная с середины последнего тысячелетия до Рождества Христова Ариа-индийский брахманизм начал уступать свои позиции в многоукладном индийском обществе. В 5-м веке до н.э. появляются новые религии, среди них выделяются джайнизм и буддизм, которые покончили с исключительностью брахманов на обладание древними тайнами, которые раскрыли свои духовные двери для самых широких слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.
     Тем не менее, бахманы, главные держатели древних социокультурных технологий Ведической цивилизации, устояли перед натиском новых верований, более приспособленных к условиям существования народов Индостана. Брахманы творчески вбирали в своё ведическое учение чуждые им верования. Ещё не менее 10-ти веков мифы, легенды, социокульты, правила Ведической цивилизации подвергались постепенной переработке под подспудным воздействием доарийских социокультов, и новых учений.
---
     К концу 1-го тысячелетия до Рождества Христова в недрах Ведической цивилизации сложился социокультурный комплекс Индо-арийской цивилизации, где Арийские Веды уже не были главным догматом, хотя и не были отвергнуты.
     В религиозный и культурный быт общества возвращаются индо-дравидийские социокультурные признаки с древнейшими богами, легендами и верованиями времён Хараппской цивилизации. Однако, по мнению учёных Ведическая цивилизация не остановилась, она уступила первенство Индо-арийской цивилизации, сама уйдя в тень.
---
     Сегодня остатки социокультов гипотетической Ведической цивилизации можно наблюдать у народов, разговаривающих на индоарийских языках на Русской платформе, в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш, Непале, на Мальдивских островах, в Афганистане, в Таджикистане. Элементы ведической культуры присутствует также у носителей цыганских наречий, которые распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.
+++++++++++++++


Рецензии