Байден США обкакался

Перевод с английского языка. Источник: газета "Нью-Йорк Таймс".
Автор: Дэвид Э. Сэнгер. Опубликовано 12 октября 2022 года.
***
Президент Байден заявил в среду, что главной задачей для Соединенных Штатов в ближайшие годы будет “превзойти Китай и сдержать Россию”, сосредоточившись при этом на восстановлении поврежденной демократии у себя дома.

В его 48-страничной стратегии национальной безопасности, который обязана издавать каждая новая администрация, г-н Байден ясно дал понять, что в долгосрочной перспективе он больше беспокоился о попытках Китая “сочетать авторитарное управление с ревизионистской внешней политикой”, чем о приходящей в упадок, потрепанной России.

“Россия и КНР ставят разные задачи”, - написал г-н Байден, используя аббревиатуру Китайской Народной Республики. “Россия представляет непосредственную угрозу свободной и открытой международной системе, безрассудно попирая основные законы международного порядка сегодня, как показала ее жестокая агрессивная война против Украины”.

Китай “является единственной страной, имеющей как намерение изменить международный порядок, так и, во все большей степени, экономическую, дипломатическую, военную и технологическую мощь для достижения этой цели”, - написал президент.

Стратегия г-на Байдена примечательна тем, что в ней стираются различия между внутренней и внешней политикой; в ней утверждается, что источником силы США будет подтверждение демократических традиций страны. Но это также происходит по мере того, как Китай находится на подъеме и стремится переписать правила торговли, надзора и влияния на другие страны, а Россия стремится перекроить национальные границы. Как союзники, так и противники изучат стратегию на предмет признаков приверженности г-на Байдена противостоянию обоим противникам.

Президент занял несколько необычных позиций, особенно для демократа. Он призвал к более быстрой модернизации вооруженных сил, хотя критики говорят, что его бюджет не отражает его амбиций. И он мрачно оценил преимущества глобализации, подробно описав, как она разжигает пандемии и дезинформацию и способствует дефициту в цепочках поставок.

И г-н Байден вернулся к теме, которую он установил со второго месяца своего пребывания в должности, описав грядущую борьбу как борьбу автократий против демократий. Он сказал, что Соединенные Штаты должны инвестировать в союзников и частную промышленность в рамках усилий Запада по снижению зависимости от противников.

Разработка стратегического документа была отложена прошлой зимой, поскольку стало ясно, что российское вторжение в Украину неизбежно и что отношения США с их европейскими союзниками вот-вот подвергнутся серьезному испытанию. Пересмотренный документ отмечает новую согласованность действий между странами НАТО, но также включает предупреждения в адрес Москвы, которые были явно вставлены, чтобы отразить новую эру сдерживания, слово, используемое во время холодной войны для сдерживания самой большой проблемы того времени: советского экспансионизма.

“Соединенные Штаты не позволят России или какой-либо другой державе достичь своих целей путем применения или угрозы применения ядерного оружия”, - говорится в новом документе. Но это предложение стоит особняком, без разъяснения значения “не допускать” или обсуждения реакции США и НАТО, если президент России Владимир В. Путин решит использовать тактическое ядерное оружие, чтобы компенсировать неудачи своих обычных вооруженных сил в Украине. Г-н Байден отказался вдаваться в подробности о его варианты, когда на CNN нажали во вторник в интервью Джейку Тапперу.

Для каждой администрации стратегия национальной безопасности представляет собой комбинацию руководства, сигнала о намерениях союзникам и противникам и, часто, самодовольной оды американской мощи. Президент Джордж У. Стратегия Буша была известна своей доктриной “упреждающего удара”, которая способствовала оправданию его администрацией вторжения в Ирак. Г-н Обама использовал свою стратегию, чтобы призвать к переходу к миру без ядерного оружия, а также к расширению американской мягкой силы для борьбы с болезнями и глобальной нищетой.

Первые разделы стратегии сосредоточены на внутренних проблемах, во главе с активизацией ключевых технологий и начиная с возможности производить самые передовые полупроводники.

“Мы преодолели разделительную линию между внешней и внутренней политикой, чтобы сделать далеко идущие инвестиции здесь, дома, в нашу промышленную и инновационную базу”, - заявил журналистам в среду утром советник по национальной безопасности Джейк Салливан.

Г-н Байден недавно отправился в Огайо, чтобы помочь заложить фундамент нового предприятия Intel и посетить площадку IBM в северной части штата Нью-Йорк, отмечая инвестиции, сделанные федеральным правительством в рамках недавно принятого Закона о чипах. Но пройдут годы, прежде чем эти заводы — и другие, построенные Тайваньской компанией по производству полупроводников и Samsung на юго—западе США, - будут запущены в производство. Даже тогда на их долю будет приходиться ничтожная доля самой передовой микроэлектроники, потребляемой американской промышленностью.

Г-н Салливан сказал, что стратегия была продиктована главным образом изменившимся ландшафтом, который прямо описывается в документе: “Эпоха после окончания холодной войны окончательно закончилась”.

“Мы вступили в решающее десятилетие в отношении двух фундаментальных стратегических задач”, - заявил г-н Салливан журналистам в среду. “Первое - это конкуренция между крупнейшими державами за формирование будущего международного порядка”, - сказал он, а второе - борьба с транснациональными вызовами, такими как “изменение климата, отсутствие продовольственной безопасности, инфекционные заболевания, терроризм, энергетический переход, инфляция”.

Последние несколько недель показали, насколько трудными будут некоторые из них.

Г-ну Байдену помешала Саудовская Аравия, которую он посетил летом, когда королевство на прошлой неделе возглавило движение в ОПЕК за сокращение добычи нефти после того, как заявило ему, что увеличит ее. Решение ОПЕК способствует инфляции, а также помогает усилиям России по финансированию войны на Украине. Г-н Байден заявил во вторник, что пересмотрит свои отношения с саудовцами и заставит их заплатить определенную цену.
Изображение
Г-н Байден ясно дал понять, что в долгосрочной перспективе его больше беспокоят шаги Китая по “совмещению авторитарного управления с ревизионистской внешней политикой”.Фото:Тиншу Ван/Reuters

Сотрудничество Китая по вопросам климата замедлилось почти до остановки; переговоры о “стратегической стабильности” с Россией по ограничению ядерных арсеналов завершились.

“Россия сейчас представляет непосредственную и постоянную угрозу международному миру и стабильности”, - говорится в документе, что является резким отходом от десятилетних стратегий, в которых обсуждалась работа по интеграции России и Запада. “Речь идет не о борьбе между Западом и Россией. Речь идет об основополагающих принципах Устава ООН, участником которого является Россия, в частности, об уважении суверенитета, территориальной целостности и запрете на приобретение территории путем войны”.

Г-н Путин явно видит это по-другому: он утверждает, что Украина всегда была частью России, начиная с эпохи царей, и описал этот момент как вызванный усилиями Запада сдержать российскую власть и заморить ее голодом.

Но что бросается в глаза со страниц стратегии г-на Байдена, которая была разработана Советом национальной безопасности при участии представителей администрации, так это неустанное внимание к Китаю. Это также было темой выступления на этой неделе Джереми Флеминга, главы британского агентства киберразведки и радиосвязи.

Большая часть военного планирования, описанного в документе администрации, предназначена для противодействия Китаю в космосе, киберпространстве и на море. Каждая из этих арен требует совершенно иного вооружения, программного обеспечения и стратегий, чем попытки сдержать Россию на местах в Европе. В документе описываются более агрессивные усилия США по укреплению кибербезопасности и содержится призыв к сотрудничеству с союзниками и частным сектором, чтобы “противостоять попыткам ослабить наши общие технологические достижения” путем ограничения китайских и других инвестиций в Соединенные Штаты и контроля экспорта ключевых технологий в Китай.

Некоторые критики стратегии опасаются, что она продвигается недостаточно быстро. “Планы Китая в отношении Тайваня сосредоточены примерно на 2027 году”, - сказал в интервью Кори Шейк, который руководит исследованиями внешней и оборонной политики в Американском институте предпринимательства. “Бюджет не предусматривает модернизацию с такой скоростью”.

Г-жа Шейк написала в прошлом месяце в статье “Мнение Нью-Йорк таймс”, что "корабли, численность войск, самолеты и средства противоракетной обороны в Тихом океане не соответствуют возможностям Китая". Г-н Салливан отверг эту критику, утверждая, что бюджет г-на Байдена соответствовал стратегическим указаниям, которые были впервые изложены в предварительной форме в первые недели его пребывания на этом посту.

Новая стратегия национальной безопасности открывает Пентагону путь к публикации в ближайшие недели своей стратегии национальной обороны и связанного с ней документа под названием "Обзор ядерной политики", в котором будут описаны планы г-на Байдена в отношении ядерного арсенала.

Г-н Салливан сказал, что, несмотря на недавние угрозы России, документы станут “шагом вперед к уменьшению роли ядерного оружия в американской стратегии”.

“Мы не стремимся к тому, чтобы конкуренция переросла в конфронтацию или новую холодную войну”, - настаивал он. Но именно эту последнюю фразу китайские официальные лица часто использовали для описания стратегии США.
***

Обозреватель The National Interest Леон Хадар поделился прогнозом развития ситуации на Украине.

Эксперт считает, что Америка рассматривает вариант открытого вмешательства в конфликт на Украине, но понимает, это чревато началом третьей мировой войны и огромными потерями для армии США.

«Если это произойдет, и Соединенные Штаты в конечном итоге начнут нести потери на Украине, а солдаты вернутся в Америку в мешках для трупов, это может оказать серьезное влияние на общественное мнение и Конгресс, особенно потому, что эта эскалация затем разожжет страх перед мировой войной и применением ядерного оружия», - отметил обозреватель.


Рецензии