Учитель остался жив? Рассказ размышление

И так. Как вы уже догадались, уважаемые читатели, я – учитель, при том с огромным стажем работы. И, чем дольше я в профессии, тем больше вопросов возникает. Чаще я отмахиваюсь от них, если это рассуждалки, но не сегодня. Думаю, мои размышления будут полезны как учителям, так и родителям. Начнём…
День Учителя. Праздник. Только я не люблю этот праздник, как и все другие праздники. Нет, я конечно готовлюсь, участвую, присутствую, но особой радости не испытываю. Почему? Не знаю, это с детства. На любом торжестве всегда хотелось забиться в угол, и только наблюдать, чтобы меня не трогали. Но так не получалось. И даже когда окружающие были искренние, старались подарить радость, сделать день счастливым и для меня, мне было совестно, неудобно. Вот если нужно это сделать для других, тут пожалуйста.
Так что День Учителя в этом году выдался идеальным, я болела. Не притворялась, не подумайте, а по-настоящему болела. Лежала в постели с термометром под мышкой, попивала горячую воду, чтобы заглушить боль в горле, не могла говорить и кашляла, как сумасшедшая. Родители поздравили открытками в телефоне, это было приятно. И главное – тихо, спокойно, без напряга. Ах, как я ошибалась….
Буквально через пару дней звонок от директора: «Вы можете приехать в школу сегодня?» Меня никогда ещё так не приглашали во время болезни, да и вообще к директору ходишь нечасто. Я пообещала быть. Прокашлялась, собралась и поехала. Вопрос: «Что случилось?» терзал мозг, но я решила дождаться, всё будет известно. Для беседы собрались директор, два завуча, было как-то стрёмно (хорошее молодежное слово, отражающее моё состояние), но мало ли. Видимо, событие экстраординарное. Все расселись, и началось.  Оказалось, родители моего класса написали на меня жалобу и никуда–то, а в управление образования. И чего только там не было. Затерроризировала класс, плохо ведёт уроки, жалуется на здоровье, не уделяет внимание родителям, необъективна, не реагирует на жалобы. Боже мой! Сказать, что я была в шоке от услышанного, не сказать ничего. На минуту я даже перестала ощущать ноги. Почему? Когда? Как? Самые простые вопросы, которые я задавала. Администрация утверждала, что даже слышала запись части урока, где интонации были жесткими, громкими с моей стороны, хотя без оскорблений и по делу. Но дети боятся и в школу ходить не хотят из-за этого. Я не могла ничего сказать, попросила включить запись, возможно я даже объясню, когда и как это было. Записи у директора не оказалось из этических соображений как бы. Только теперь я понимаю, что могло быть что-то сказанное с раздражением, громко, ведь все мы – люди, не роботы, и у нас, учителей, как и у всех бывают тяжелые, неудачные дни. Любую ситуацию вырви из контекста, и она покажется совсем с другим значением. Мне тут же припомнили беседу с родителями, которые возмущались тем, что детей подняли с мест во время урока и пожурили, что они не принесли пособия и срывают процесс, то есть не могут полноценно участвовать в проверке знаний. Тогда мы поняли друг друга, родители согласились, что коль это было уже не впервые, претензии учителя обоснованы. Теперь это засияло другим цветом, это уже был неправильный метод.  Дальше больше. Психолог, которого я ждала в своем непростом во всех отношениях классе два года, успела за короткое время провести тесты и определить, что дети бояться, не любят учителя (кактусы с колючками рисуют) и т.д. Получалось не много, не мало, я – монстр, уродующий детскую психику, и только я ответственна за агрессию некоторых, а не проблемы в семьях, где кому-то не хватает внимание, родителей ребенок не видит, кого-то ругают и не понимают, кого-то ограничивают и стиль общения на повышенных тонах, а у кого-то ничего не получается в школе и движение в развитии идет почти незаметными шагами, и не потому что он не хочет, а потому что мало может. Дети оказывается так боятся учителя, что с самого утра и все перемены сидят у него «на голове», взахлеб рассказывая свои истории из домашней жизни, о питомцах, об увиденном в тик-токе и т.д. «Страх» подвигает их к этому. Я пыталась что-то объяснить коллегам, но потом поняла, они уже всё решили, тесты, этот пасквиль больше для них значат, чем мои слова, моё недоумение.  Мне сейчас стыдно, я что-то мямлила, не имея возможности собраться с мыслями. А нужно было бы спросить, почему записали только неудачный момент в моей работе, почему не записали, как мы все радуемся успехам друг друга, как ребята сами выставляют себе и одноклассниками оценки, аргументируя и иногда споря. Да много чего сейчас приходит на ум. Но тогда, сил защищать себя не было, меня сковала подлость, которая не укладывалась в голове. Никто из жалобщиков ни единым словом не обозначил проблему, все были как бы внимательные, искренние, участливые, понимающие. Я была убита, как человек. Весь мой опыт профессиональный умноженный на ноль. А так как профессия была главным делом всей жизни, в ущерб самой жизни и здоровью, я тоже обнулилась. Вы даже не представляете, как это страшно, чувствовать себя нулем. В тот момент не вспомнишь, что есть не одна сотня людей, которых я учила, пусть не все довольны и благодарны, но много, большинство. Теперь-то вспомнилось.  А тогда, было больно, и было понятно, что нужно написать заявление, чтобы хотя бы спрятать боль от всех. Администрация обрадовалась, они вздохнули с облегчение. Я только не поняла, они думали я буду упираться, останусь. На сколько опустили нас, учителей в этом обществе, если думают, что не осталось уже чувства собственного достоинства. Воистину, «кто везёт, того и погоняют». Я имею ввиду отношение ко всем педагогам. Профессия архисложная, так как работать приходится с живыми людьми. Терпеть от детей многое, двигать их вперед, иной раз неимоверной ценой, чтобы они хотя бы маленькие шажки делали в своем развитии. Иногда этот процесс мало понятен окружающим. И хорошо, если родители – единомышленники, понимающие и доверяющие, или хотя бы вникающие в процесс. Чаще увы – нет. Их дитя не должно напрягаться, легче сделать всё самим за него, учитель всегда негатив, неудачам места нет в жизни ребенка, ответственность – за что он должен отвечать? Напрягать физически и морально нельзя, он – ребёнок, пусть и девятилетний, но дитятко. И получается дисбаланс. С одной стороны - хочется успеха, похвалы, знаний, с другой – материал усложняется, требования растут, ответственность нужна. А как же дитятко? Выкручивайтесь учителя, учите. Только, уважаемые родители, вы забыли, в школе он лишь часть жизни, а с вами всегда. И несформированную ответственность, отсутствие привычки к труду, неспособность к преодолению трудностей, незнание, неумение ощущать вам, жить в старости вам. 
Конечно я, как учитель – идеалист. Мне хочется видеть своих учеников идеальными, хотя давно уже понимаю, что дорога к идеалу у каждого из них своя, и время своё. Но учительский идеализм – неискоренимая проблема. И я в очередной раз убилась об неё. Сейчас я жива, а учитель во мне – не уверена. Нет искренности, нет доверия, сомнения через край, нет наивности детской, значит нет учителя.
PS: Благодарю тех, кто дочитал. Низкий поклон тем, кто понял. Уважение тем, кто имеет своё мнение.      Спасибо тем, кто делится добрыми советами.    


Рецензии
Да, тяжелая история. Всегда ужасно получить удар оттуда, откуда не ждешь. Сама профессия настолько экстремальна, что лично я, например, совершенно не представляю себя в роли учителя. Ни за какие деньги.
Очень понравилось выражение «кто везёт, того и погоняют».
С уважением,

Максимилиан Чужак   28.11.2022 21:57     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание ситуации. Я отработала там всю свою жизнь и чуть её (жизни) не лишилась месяц назад на этой же ниве. Работа интересная по сути, я очень любила своих учеников, но к благодарностям всегда относилась холодно. Результат работы учителя тоже не может быть мерилом, так как чаще всего толк от учения будет далеко в будущем, важен только процесс. Его я как раз и любила. Мы с ребятами делали большие проекты, каждый ученик моего класса, независимо от способностей и возможностей участвовал хотя бы в одном большом спектакле, где мог проявить себя, стать успешным, признанным. Я писала сценарии под каждого ученика, и было счастье творчества. Все они меня уже вряд ли помнят, а наши постановки точно помнить будут всю жизнь. Мы месяцами готовились с песнями, танцами, антуражем и костюмами, затем они выступали, и родители, гости думали, что это всё дети сделали сами. Было так классно. Но теперь уже так не может быть, годы берут своё, а своё для них жизненно важные функции. Так что жить в школе невозможно, видимо у проблем отсюда ноги растут. И ещё, я не понимаю молодых нынешних родителей, они выращивают тепличных детей, главная фраза "не переживай, не волнуйся ни за что" - это не правильно. Даже ребёнок должен волноваться, да не впадать в истерику, но здоровое недовольство собой - есть толчок к совершенству. Чтобы чего-то достичь, нужно выйти из зоны комфорта. Согласны? Вот так и живём. Теперь надеюсь поживу ещё. Спасибо за внимание. С уважением.

Ирина Айрин Ковалева   29.11.2022 12:29   Заявить о нарушении
=Чтобы чего-то достичь, нужно выйти из зоны комфорта.=
Безусловно, согласен.

С уважением,

Максимилиан Чужак   29.11.2022 21:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.