Слово о собаке

Февраль, 1994 г.
               
                Г Мелькова

                СЛОВО О СОБАКЕ
                (быль)
   
Лето тысяча девятьсот шестьдесят третьего года выдалось жарким. Уже с утра палило солнце. Люди старались укрыться в тень, но на трамвайной остановке не было пока ещё  ни беседки, ни асфальтированной площадки. Этот район города Омска застраивался, появлялись пятиэтажные дома, вплотную подходили к старым частным застройкам.
Поэтому остановка была оживлённой, очень много людей выходили здесь, радовались, что и до их посёлка добрался надёжный трамвай. Попросту называли район «нефтяников», вдалеке виден был  огромный факел, что-то тем горело постоянно.
 Люди въезжали в новые квартиры, радовались.
Некоторые семьи ждали очереди по десять лет, и вот, наконец, получали квартиры – было чему порадоваться. Причём получали квартиры бесплатно, заслуженно за добросовестный труд на производстве.
 Поэтому мало кого не устраивали некоторые неудобства на трамвайной остановке.
   Подходил трамвай. Вдруг неожиданно к рельсам выскочила большая собака. Куда она торопилась?!
Может быть к хозяину, или тоже хотела уехать на трамвае, часто такое случалось – собаки запрыгивали в трамвай и ехали пару остановок. Причём –  совершенно бесплатно, пока  их не прогонял кондуктор.
 Водитель не успела даже притормозить. Трамвай ударил  собаку, удар получился страшной силы.
Собака отлетела, перевернулась и замерла на месте.
Трамвай резко затормозил и остановился. Несколько человек подбежали к бедной собачке, она лежала бездыханной, на голове была небольшая рана и немного крови. Собака была мертва. Водитель заверила людей, что сразу позвонит в службу, чтобы убрали собаку. Хозяина собаки не нашлось,  двое мужчин подняли собачку и отнесли подольше к кустам полыни. Трамвай последовал дальше, а тело бедной собачки осталось под солнцем, чуть прикрытое тенью от полыни.
    Вечерело. Трамваи шли и шли. Тело собаки лежало, казалось, что она прилегла отдохнуть. Может быть, поэтому не вызывало тревоги у проезжающих. Никто за собакой не приехал – позвонила ли водитель трамвая в службу, было не ясно. Возможно, не хотела иметь лишних для себя неприятностей. Второй день подходил к концу – дело не сдвинулось с места. Собака продолжала «отдыхать» под тенью полыни.
    В пять часов вечера подошла к остановке женщина приятной внешности. На вид ей было лет пятьдесят. Выглядела она очень привлекательно, одета просто, но со вкусом. Было ясна, что это не рабочая по уборке территории. Она несла две лопаты и большой лист картона, прибитый к деревянной швабре. На таком своеобразном щите красовалась, жирно написанная чёрной тушью, просьба: «Помогите, пожалуйста, похоронить собаку!». Женщина воткнула поодаль от собаки щит в землю, благо земля была песчаная, рыхлая. Затем она подрубила часть полыни, расчистила площадку для места захоронения собачки.
    Подошёл трамвай. Вышли несколько женщин и молодая пара. Женщины посмотрели на щит, покачали головами в знак сожаления, и заспешили по своим делам, ведь дел у них всегда невпроворот!
Молодой человек остановился, прочитал просьбу и решительно направился помочь, но девушка резко схватила его за руку и потянула за собой: «Идём отсюда скорее. Идём, идём!» - торопила она и тянула с силой молодого человека. Сначала он упирался, потом махнул рукой и быстро зашагал. Теперь девушка что-то доказывала ему, еле успевала идти за ним. Вскоре подошли к остановке два паренька. Они подошли к женщине, прочитали просьбу и спокойно взяли лопаты. Работа закипела. «Это Ваша собачка?» - спросил один юноша.
- «Нет, ребята, позавчера её сбил трамвай. Хозяина не было. Правда, на ней был ошейник, но кровью залило надпись, никто, не прочитал, чья она. Водитель сказала, что позвонит в соответствующую службу... но собака всё лежит на солнце, ошейник кто-то снял, не побрезговал...» - женщина вздохнула.
 Подошел трамвай – ребята пропустили его. И снова показался трамвай. «Извините, нам пора идти, можем опоздать на лекции» - сказал юноша. Женщина поблагодарила ребят и снова сама принялась копать.
  И снова подошёл трамвай. Люди выходили и с интересом смотрели на щит и работающую женщину, но у всех были более важные дела, и все торопились. 
 Последними вышли двое – пожилой мужчина с палочкой и молодой человек. Было видно, что эти люди знакомы или даже родня. Молодой человек помог спуститься со ступенек старшему. Они подошли к женщине и вежливо поздоровались.
- «Как же случилось это с Вашей собачкой? – спросил пожилой мужчина. – Жалко, такая красивая была собачка, да и умна, конечно, сразу видна порода».
 - «Собачка эта не моя, позавчера её сбил трамвай, вот лежит два дня на солнце, ошейник кто-то украл...»
 Молодой человек молча взял лопату и начал копать.
Делал он это быстро и ловко, чувствовалась выправка спортсмена или военного.
- «Пожалуйста, подержите мою палочку, а мне дайте Вашу лопату. Надо мне отдать долг благодарности этому прекрасному животному и другу человека. Не подумайте только, что я произношу всё ради красивого словца. Когда-то спасла собака мне жизнь».
- «Да, что Вы! Вам тяжело будет спуститься даже в ямку» - попробовала возразить женщина.
- «Ничего, сын мне поможет, а уж копоть – то я умею. Сноровка. Сколько землицы спасительницы перекидал! Сколько окопов вырыл в войну, и счёта нет». Мужчина взял лопату, спустился в ямку и начал копать. Казалось бы, обычное дело – капай  да копай,
но на лице мужчины было выражение такой благодати, как будто он действительно отдавал долг памяти и благородства, лицо его светилось радостью.
 Понемногу подходили люди к остановке и... останавливались у щита.
  Подошел к яме ещё один мужчина и подал руку пожилому:
- «Разрешите Вашу лопаточку! Давайте я Вам помогу выбраться. Сменю Вас, а Вы расскажите, пожалуйста, как спасла Вам жизнь эта собака, слышал я «краем уха», как Вы сказали» - весело попросил он.
- «Спасибо. Только не об этой бедной собачке шла речь, а о собаке вообще. И вот такая вышла «штука». Было это в сорок третьем. Бии шли жестокие. Начали очищать нашу землицу от фашистской нечисти. Гнали их с нашей земли, и они сопротивлялись изо всех сил. Ранило меня в бою. Потерял сознание, всё погрузилось во мрак. Бой идет, а я лежу, ничего не слышу.  Вдруг очнулся - грохот, разрывы снарядов, но я, вроде, не обращаю на это внимание, а чувствую, кто-то лижет мне щёку шершавым языком. С трудом открываю глаза – передо мной стоит большая собака и лижет мою щёку. Как только я открыл глаза – она отскочила и тут же дернула за воротник или за рукав, .я не разобрал. Страшная боль пронзила всё тело. Я снова потерял сознание. Ещё раз пришёл в себя и слышу, тянет меня собака рывками. И, снова забытьё.
   Очнулся, смотрю – склонилась надо мной девушка небесной красоты, улыбается:
  - «Очухался, вояка! Скажи спасибо Максу! Вот твой спаситель!» - весело и ласково звучат её слова.
Слышу, а в голове стучит набатом  - вот и добрался я до «Того света», чудится уже превращение собаки в  прекрасную девушку. Так выглядит, наверно, Ангел. Но нет почему - то крыльев?!. И снова провал сознания.
- «Эй, ты что! Герой!» - Больно ужалил укол, и всё стало на свои места.
 Потом был санбат, госпиталь... и одна нога. А, Макса я больше не видел и не поблагодарил его за спасение».
 Увлечённые рассказом не замечали, как люди подходили, передавали лопаты друг другу. Копали.  Образовался небольшой круг общения. Каждому, кто слушал  пожилого ветерана войны, хотелось поведать свой случай о собаке.
- Да, служили собаки на войне. Сколько мин обезвредили с их помощью. И погибали тоже – война, есть война...- кто –то сделал концовку рассказу ветерана.  И тут зазвенел нежный голосочек девятилетней девчушки, стоящей рядом с мамой:
 - Меня тоже спас наш Бимка, когда мне было всего четыре года.
- Что, с горшка стянул? – вставил рядом стоящий парнишка.
 - Ты чего тут встреваешь со своими плоскими шутками! – одёрнул кто-то  парнишку.
- Простите, я пошутил – сказал парнишка – расскажи, интересно.
Девочка помолчал немного, потом сбивчиво начала свой рассказ:
 - Летом отдыхали мы на реке. Мы – это папа, мама, я и наша собака. Зовут её Бимка. Собака наша большая и красивая. Папа ушёл за дровами для костра. Мама пошла на минутку в палатку. Я быстро соскочила с песка, где играла и побежала к реке. Бимка побежал за мной.  Я хотела просто помыть руки, была босиком и вошла в воду. Сделала шаг и упала... сразу нырнула на глубину. Вода понесла меня. Бимка побежал по берегу так быстро, что обогнал меня в воде, бросился в реку и сумел перехватить меня за сарафан.  Вытащил на берег... тут и подбежала мама и привела меня в чувства.
   - Где только ни служат собака человеку! И охранники они, и пограничники – вставил в общую беседу солдат.- Я вот сейчас в отпуске, считаю, что мой Ром его мне «подарил». Это моя служебная собака.
Сказал он это с такой любовью в голосе, что сразу стало ясно – служит он на границе со своей собакой.   
= А вот у нас в доме живёт девушка незрячая, так у неё есть собака – поводырь. Собака водит девушку повсюду. Скажет её девушка: «В магазин» - ведёт её собачка в магазин. Много команд знает собака!  Учёная.- взволновано, залпом произнёс парнишка, видимо боялся, что его не будут слушать из- за шутки, сказанной раньше.
Беседа шла; вспоминали о собаках в упряжках на Севере, о циркачках, о няньках, и многое ещё другое.
 Место для захоронения было готово.  Женщина набрала полыни и устелила ею дно могилы. Двое мужчин осторожно перенесли на лопатах собаку и спустили в могилу. Вдруг какая- то женщина сняла с головы белый платок и подала мужчине.
 - Прикройте голову собачке, так положено... сказала она.
Затем закрыли веточками полыни тело и стали бросать землю. Всё. Какой-то мужчина достал из рюкзака два больших яблока и положил на захоронение.
- Пусть птички склюют, – просто сказал он.
Женщина взяла лопаты и щит, поблагодарила всех, и все стали молча расходиться...
  –Позвольте Ваши лопаточки и щит, –
обратился к женщине молодой мужчина.
 – Спасибо, мне недалеко – вот мой дом,  –
ответила она,  – я и так Вас задержала.
 – Мы не торопимся, – включился в разговор пожилой мужчина,  – тем более, что это и наш дом, так что нам по пути.
 – Выходит – мы соседи!  В голосе женщины явно прозвучали радостные нотки.
 – Выходит, что так,  –  ответил  с улыбкой мужчина,  – давайте знакомиться.
– Я – Сергей Петрович. Подполковник в отставке, врач. Вот встретил сына. Он служит на Востоке, тоже врач, старший лейтенант, Вадим Сергеевич. 
– Просто – Вадим,  – немного засмущавшись, поправил отца сын.
– Спасибо. Меня зовут Анна Дмитриевна, инженер по профессии, сейчас на пенсии,  – вроде застеснявшись, скороговоркой представилась Анна Дмитриевна.
–  Очень приятно! Будем знакомы! –
Сергей Петрович пожал руку Анне Дмитриевне,
 почувствовал к ней приятное расположение.
– Вот и подъезд мой, спасибо,  – улыбнувшись, сказала Анна Дмитриевна.
 – Странно, но это и наш подъезд,  – враз засмеялись отец и сын. Надо же – такое совпадение!
Анна Дмитриевна удивилась и не поверила им.
Приняла всё за шутку, и это её немного насторожило.
 – Спасибо, ещё раз,  – просто сказала она, но в голосе её прозвучала напряжённая нотка.
 – Анна Дмитриевна, Вы не поверили нам, –
заволновался Сергей Петрович,  – подумали, что мы разыгрываем Вас, шутим?
Анна Дмитриевна молча пожала плечами и усомнилась в своей догадке.
 –Да, это действительно наш дом и наш подъезд, а квартира – на первом этаже, – быстро сказал Вадим,
почувствовав смущение отца.
 – Однокомнатная,  – добавил смущённо  Сергей Петрович, благодаря в душе сына за оперативное вмешательство в сложную ситуацию.
И тут наступила очередь смутиться женщине за поспешное предположение.
– Что Вы, я совсем не думала об этом,  – немного слукавила она, чтоб разрядить некоторую неловкость в разговоре.
 – У меня тоже однокомнатная квартира, только на третьем этаже,  – весело подытожила Анна Дмитриевна и рассмеялась.
 – Прошу, заходите в гости, вот только я отдам дворнику лопаточки.
  – Лопаточки отнесёт Вадим, а мы с Вами присядем на лавочку,  – уверенно сказал Сергей Петрович и приветливо улыбнулся.
Он взял щит, снял с него ватман, свернул и положил в урну. Швабра предстала перед хозяйкой в полном своём обличии и всех рассмешила внезапным своим появлением.
  Анна Дмитриевна присела на скамейку у подъезда.
Сергей Петрович приставил швабру к стене дома.
 – Ну вот, теперь может швабра приступать к своим прямым обязанностям, – пошутил он и присел с краю на скамейку.
 Несколько секунд длилось неловкое молчание,
 Потом заговорил Сергей Петрович, как бы стараясь преломить  паузу.
 – Вадим улетает завтра к месту службы,–  спокойно заговорил Сергей Петрович. Прошу Вас, Анна Дмитриевна, в гости, на ужин по этому поводу, в восемь часов вечера.
    Анну Дмитриевну смутило неожиданное предложение.
  – Что Вы!  Я не могу, мне неудобно, у Вас будут гости. Нет, нет. Извините.
 – Нет, придет только школьный друг Вадима с женой и мы. Так что, как говорится – будут только свои.
Обязательно приходите, очень просим.
Анна Дмитриевна разволновалась ещё больше, не зная, что ей ответить.
 – Хорошо, спасибо. Я подумаю,  – выбрала она не обязывающий её ответ, чтобы не огорчать нового соседа.
–  Прелестно. Ждём Вас к восьми. Квартиру Вы знаете, – уверено подытожил сосед, надеясь, что предложение его будет принято.
Анна Дмитриевна встала, взяла швабру.
 – До свидания, приятно было познакомиться,  –
тихо сказала она.
 – Я Вас провожу...
 – Спасибо, не надо, здесь недалеко, –
весело рассмеялась она.
Машинально поднялась по лестнице, открыла дверь и села в коридоре. Волнение не унималось.
 – Что меня так разволновало? – думала она,  –
возможно, подъём на третий этаж?
Уже понимала, но не хотела признаться себе, что  так разволновало её.
  – Идти или не идти? – Эта дилемма встала перед ней.
 – Не идти! – твёрдо решила она, пошла в комнату, открыла шифоньер и стала перебирать свои наряды.
Вдруг мысль прорезала сердце стрелой:
 – Боже, что я делаю! Зачем я выбираю, что надеть?
Надо успокоиться, – подумала она.
Приняла душ и легла на диван. Странно, но сразу уснула. Проспала два часа. Сон развеял все сомнения,
успокоилась и принялась за обычные дела.
Близился вечер. Села смотреть передачу по телевизору. 
 – Жизнь покажет, – подумала она, – не надо торопить события.
 Без десяти минут восемь раздался звонок. Анна Дмитриевна вздрогнула, догадалась, кто мог позвонить.
Она так и не была уверена в своем решении –
идти ли в гости.
Подошла и, не спросив: – кто там?  – открыла
дверь.
Перед ней стоял Сергей Петрович.
– Проходите, пожалуйста, – спокойно пригласила она.
Он переступил порог и подал ей прекрасную алую розу. Это смутило Анну Дмитриевну больше, чем его появление.
 – Я приглашаю вас в гости,  – уверенно произнёс
Сергей Петрович, и шутливо  – прошу следовать за мной.
Он улыбнулся,  как будто отрезая все пути к её отступлению и отказу.
– Вы разрешите мне поставить  розу в вазочку? Спасибо.
    Они спустились тихо с третьего этажа. Анна Дмитриевна заметила, как трудно ему преодолевать ступени лестницы.
В комнате сидели друзья Вадима. Сергей Петрович познакомил всех, представив Анну Дмитриевну как хорошую знакомую.
Вечер прошёл отлично: вспоминали давнишние курьёзы, пели под гитару, даже немного потанцевали, всё было на высшем уровне – просто и весело.
Сергей Петрович поднялся на третий этаж, проводил Анну Дмитриевну, не смотря на её возражение, что ему трудно подниматься.
 – Спасибо за прекрасный вечер, – сказала  она.
 – Это Вам спасибо, Анна Дмитриевна, надеюсь, у нас будет ещё много прекрасных вечеров.
Она приветливо улыбнулась и кивнула головой в знак согласия.
     Утром на вокзале  Вадим сказал шутливо отцу:
 – Дорогой  мой Папочка, теперь я спокоен за тебя,
рядом с тобой хороший человек.
–Это ты на что намекаешь, маленький шалунишка?!
Погрозил пальчиком Вадиму отец.
Оба рассмеялись и крепко, крепко обнялись.
 – До новой встречи, сын, удачи тебе.
 – Будь здоров, отец, до новой...
Вот и вся история о людях с добрыми сердцами,
О людях, готовых придти на помощь в беде, и умеющих радоваться жизни.
История про собаку и не только про неё.


Рецензии