psiho. Пушкин. Микс заметок из ДИП - 1210
Мицкевич – Моцарт
Мандельштамовский сальреизм
Тема м.т. @Моцарт и Сальери@ не гений и злодей, не зависть одного к успеху другого (Сальери был более, чем успешен), не о повесе праздном и труженике моря. Тема этой м.т. – тип художника, цехового мастера, источник его мастерства, качества стиха и гениальности творения = труд и вдохновение и пути сочинительства. Для АСП этим источником является труд. Труд – основа художества – и пушкинского (по мнению Мандельштама) и мандельштамского Сальеризма.
Мастер – это трудяга. Другим его верным качество является мат.понятие меры (глазомера) и не просто поверка алгеброй гармонии, а первичность меры в поэзии. Таков для них обоих цеховой парнасский устав. Антиподы – Моцарт, Мицкевич, творения которых гениально спонтанны. Сурат: легкость с которой сочинял Мицкевич чужда Пушкину, который даже Шекспира упрекал в «плохой отделке» «В каждом есть и Моцарт, и Сальери». И это «И» в названии трагедии АСП «Моцарт и Сальери» говорит о главном = нет никакой зависти, есть канон цеховой работы и мастерства, критерии качества продукции – мера и труд. После этого мандельштамского «И» Ахматова прекратила свои исследования по теме М.и С. В бублике для Мандельштама цену имеет только дырка.
Пьеса Моцарт и Сальери – об экзистенциальном кризисе художника, того, кто нашел в себе и Моцарта, и Сальери. И обнаружив Это в себе, художник понимает – быть беде. Работая над МиС, поэт обнаружил в себе сальеризм…поразился открытию чудному и сменил название Зависть. Это, фра, не зависть…это Месть.
***
гении среди человеков и людства
Гений – это человек награжденный геном творческого дара. Все с даром (активным геном) равны – парнасцы без иерархии. Но дар не вечен – он может улететь, уснуть, обмереть. И тогда экзистенциальный кризис. Об этом и малые трагедии АСП. О его собственной проблеме - суициде с горя – Дрянь то ушла…
***
Моцарт и Сальери – Гений и Злодейство
Сурат И.: АСП, находясь еще в Одессе, мог узнать о смерти Сальери из письма в Neukomm S. в Journal des d;bats politiques et litt;raires (1824, 17 avril), который он охотно и внимательно читал. В 1826, уже в Михайловском, АСП создает вариант своей драмы Моцарта и Сальери. Публикует в 1830. Черновиков и автографов не осталось. Есть лист со словом Зависть. Есть план со словом Сальери. Главным персонажем пиесы для АСП был именно Сальери. Тема пиесы – отношения гениев и страстное желание одного осуществить возмездие – суд над тем, кто для него гуляка праздный, неправедно одаренный и чуждый цеховому делу. ПСС в 10 томах. 1977-79 Том 5: Евгений Онегин. Драм.произведения Моцарт и Сальери:
Моцарт: Ах, правда ли, Сальери, Что Бомарше кого-то отравил?
Сальери. Не думаю: он слишком был смешон Для ремесла такого.
Моцарт. Он же гений, Как ты да я. А гений и злодейство — Две вещи несовместные. Не правда ль?
Сальери. Ты думаешь? (Бросает яд в стакан Моцарта.) Ну, пей же.
Финальная строфа пиесы:
Сальери. До свиданья. (Один.)
Ты заснешь Надолго, Моцарт! Но ужель он прав, И я не гений?
Гений и злодейство Две вещи несовместные. Неправда: А Бонаротти?
или это сказка Тупой, бессмысленной толпы — и не был Убийцею создатель Ватикана?
Разбор кодов. 1- гений. Гений – это человек награжденный активным геном творческого дара. Все с даром (активным геном) равны – парнасцы без иерархии = Он же гений, Как ты да я. Но дар не вечен – он может улететь, уснуть, обмереть. И тогда экзистенциальный кризис. О нем то все малые трагедии АСП. О его собственной проблеме - суициде с горя – Дрянь то ушла… 2. Фраза, ставшая привычной как формула «гений и злодейство — Две вещи несовместные» на самом деле является не утверждением, а вопросом Моцарта (рассуждением с сомнением о несовместности этих качеств). На вопрос Моцарта также отвечает вопросом и при этом дает яд! Значит он уверен - гений и злодей = качества совместные в гении (оба и М, и С творчески одаренные персоны, что по Далю в то время и есть гений). Ведь речь идет не о совместимости, а именно о совместности! Дьявольская разница! И еще нюанс лингвистической корректности фразы: гений – качество, злодейство – действие. Не могут они сравниваться или стыковаться = это разные категории. 3. Легенда о том, что вечный великий страдалец Michelangelo Buonarroti, чтоб изваять в Pieta снятого с креста только что умершего И.Х., умертвил образец – натурщика. 4. Остается еще легенда о Бомарше … Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил? Легенду о Бомарше убийце сочинил Гете в поэме Клавиго (так же ловко, как АСП о Салиери – Вольфганг лишь «отредактировал» Мемуары самого Бомарше) = см. Конради Карл Отто. Драматизированный современный анекдот. «Клавиго» в его кн. Гёте. Жизнь и творчество. + Грандель Ф.. Бомарше + Барро Михаил. Пьер-Огюстен Бомарше. Его жизнь и литер. деятельность – 1892
***
талант гениальности
Горгию принадлежит трактат «О природе, или О несуществующем», считающийся одним из первых произведений агностицизма. Основная мысль трактата: «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо - то необъяснимо для другого. Если и познаваемо, то непередаваемо для ближнего». Нет критерия у Истины по Горгию – одному из первых агностиков: «Ничего на свете не существует»! http://vikent.ru/enc/65/
***
Парнас – цех
1 сент 1822 Вяземскому из Кишинева: «…Предприими постоянный труд, пиши в тишине самовластия, образуй наш метафизический язык…». Работа над прозой, «требующей мыслей, мыслей и мыслей». Тишина Самовластия…Самовластие… Власть художника над самим собой. Среди буйства пороков страсти.
Всем я доволен
Отпустите на волю
***
Ци, тата
Поэзия выше нравственности – или по крайней мере совсем иное дело…
(из Заметок на полях статьи П.А. Вяземского «О жизни и сочинениях В.А. Озерова»).
Лотман Ю.М. Воспитание души. Задушил? - Ну что, брат Пушкин - Да так, брат…Так как-то все… /Хлестаков/
Свидетельство о публикации №222101400263