Первый гонорар

У истоков движения юных натуралистов в России стояли председатель Сокольнического районного Совета рабочих и солдатских депутатов Москвы, детский врач Иван Васильевич Русаков и учитель биологии Борис Васильевич Всесвятский.
 
В 1918 году первая биологическая станция была открыта в московских Сокольниках; она носила название «Станция юных любителей природы». Основной целью занятий было показать ребятам красоту окружающего мира, пробудить интерес и любовь к изучению природы страны. Через год действовало уже четыре кружка юных натуралистов: птицелюбов, водолюбов, зверолюбов и ботаников.

Вскоре при станции открылась школа-колония для детей, чьи родители воевали на фронтах Гражданской войны. Для других ребят необходимо было пройти месячное испытание, после чего принималось решение о зачислении. Позднее станция была переименована в «Центральную биостанцию юных натуралистов», а на территории Советского Союза начали открываться филиалы организации.

В холодное время года дети занимались в мастерских, делали скворечники, синичники и дуплянки. Весной начиналась подготовка рассады, а затем – работа в саду и огороде. За каждой группой кружка закреплялся участок земли для проведения агрономических опытов.

В своей работе юннаты руководствовались восьмью основными заповедями, нацеливающими исследователей наблюдать за окружающим миром, записывать, зарисовывать (если возможно) и  указывать место, время и условия своих наблюдений. Юннату предписывалось быть беспристрастным и правдивым, не делать поспешных заключений, не проверив их многократным повторением и, если возможно, тщательно поставленным опытом. И, конечно же, сообщать «…в свой кружок и на Биостанцию юных натуралистов, чтобы они принесли пользу общей работе».

История юннатского движения на территории Республики Беларусь началась в 1918 году, когда в Кормянском районе Гомельщины, на базе Литвиновичской школы-коммуны, были организованы кружки под руководством П.Лепешинского.
 
В Западной Белоруссии движение юннатов началось только после Великой Отечественной войны – Брестская областная станция юных натуралистов была создана в ноябре 1947 года; постепенно к исследовательскому направлению занятости детей присоединялись и другие районы области.
 
За давностью лет не припомню, с какого класса начиналось приобщение учеников  Телеханской средней школы к исследованию окружающего мира, скорее всего, с пятого.
 
Общественно полезный труд имел земледельческое направление. Ранней весной учащиеся сеяли в цветочные горшки рассаду теплолюбивых растений, которую впоследствии высаживали в парники. С наступлением тепла на пришкольной территории каждому классу выделялись земельные участки для продолжения дела советского селекционера Ивана Владимировича Мичурина.

До наступления летних каникул грядки засевались овощными, полевыми, лекарственными и цветочно-декоративными культурами; на последнем в учебном году уроке биологии до школьников доводилась информация о количестве часов, которые каждый учащийся должен отработать на пришкольном участке во время летних каникул.
 
Не припомню восторга одноклассников при оглашении приказа директора школы, однако выбора не было – надо! (Недавно одна знакомая мне рассказала, что администрация школы отказалась принимать её в девятый класс после неудачной попытки поступления в техникум – у несостоявшейся учащейся среднего специального заведения не были выработаны «трудодни»!).

Я начинала отработку практики с первого же дня летних каникул. Нет, не трудолюбие подталкивало меня – хотелось поскорее разделаться с «трудовой повинностью»!

Было несколько причин побыстрее завершить школьно-производственные дела. Во-первых, своей очереди ждал немалый приусадебный участок и делянки картофеля в поле, также нуждающиеся в обработке. Во-вторых, не за горами сбор черники, сдача которой заготовителям – большое материальное подспорье для нашей многодетной семьи. В-третьих, в старших классах – помощь отцу в заготовке сена. И, наконец, в-четвёртых – Огинский канал, а в подростковом возрасте – Вульковское озеро, ждут не дождутся!

А про игры со сверстниками, чтение книг, сбор грибов и говорить не приходится!

В последней четверти седьмого класса учитель биологии назначил меня «звеньевой» по выращиванию травянистых растений семейства тыквенных – кабачков.  «Звено» состояло из одного человека – меня. Место для посадки было выделено на краю школьного огорода: в случае разрастания плетистых сортов стелющиеся стебли кабачков смогут «зацепиться» за ограждение.

В конце мая я высадила в открытый грунт предварительно замоченные семена кабачков; примерно через неделю они взошли. Ещё неделю, работая на прополке плантаций общественного картофеля, я любовалась молоденькими растениями, поливала их и рыхлила почву в междурядьях.

Отработав положенные по приказу «юннатские» часы, я забыла и о кабачках, и о моей «высокой» должности «звеньевой», и о пришкольном участке! Первую группу «аграриев-отработчиков» сменила вторая, вторую – третья и т.д.

Несколько раз за лето, обменивая в школьной библиотеке художественную литературу, я «забегала» на исследовательский участок вглянуть на моих подопечных – кабачки росли и накапливали витамины.

Перед началом учебного года я зашла на подопытный участок. Разросшаяся ботва кабачков не давала ни одного шанса для роста сорняков; приподняв листья растений, я увидела овощи внушительных размеров.

В конце сентября состоялся традиционный «Праздник урожая». Одним из экспонатов школьной выставки достижений юных селекционеров был «мой» кабачок весом семь килограммов.

Подводя итоги сельскохозяйственного года, директор школы отметил лучших учащихся-«агрономов» и наградил книгами передовиков-аграриев; в их числе была и я.

По окончании торжественной части вечера ко мне подошёл классный руководитель Алексей Константинович Сидюк и предложил написать короткую статью о «Празднике урожая» в школьную стенгазету, что я и сделала.

Вскоре моя заметка о сельскохозяйственных достижениях телеханских школьников была напечатана в Ивацевичской районной газете «Знамя коммунизма»; как оказалось, туда её отправил Алексей Константинович.

В день выхода газеты я была «героем дня»: не часто в средствах массовой информации печатают сочинения юных корреспондентов!
 
Через неделю в почтовом ящике, наряду с большим количеством выписываемых нашей семьёй периодических изданий, я обнаружила «Извещение о почтовом переводе» на моё имя. Редакция газеты «Знамя коммунизма» оценила мой «журналистский» труд в девяносто восемь копеек.

Мне не удалось пополнить бюджет нашей «ячейки общества» своим «вкладом». Мама, семейный «министр финансов», отказалась от предложенных мною денег, философски заметив:

– Это твой первый гонорар, используй его по своему усмотрению.

Я последовала совету мамы и купила себе клипсы из искусственного жемчуга, в которых щеголяла на школьных, а потом и на институтских вечерах.

Прошло более пятидесяти лет. В силу сложившейся эпидемиологической ситуации мы с мужем переехали из города Барановичи на мою малую Родину, городской посёлок Телеханы, что на Брестчине.

22 июня 2021 года в четыре часа утра у обелиска Братской могилы была проведена общерайонная акция «Зажжём свечу памяти», посвящённая Дню всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и восьмидесятилетию её начала.  Будучи участницей мероприятия, я написала в районную газету «Івацэвіцкі веснік» (так теперь называется издание) о своих впечатлениях о проведенной акции; мою короткую заметку опубликовали в ближайшем номере газеты.
 
Вскоре от редакции «Вестника» пришло извещение о почтовом переводе на сумму тринадцать рублей девяносто семь копеек. Получив «сочинительские» деньги, я подумала:

– Возросла, однако, за пятьдесят лет оплата труда щелкопёров! В начале семидесятых годов прошлого века моя заметка примерно такого же объёма была оценена редакцией почти в один доллар США. А сейчас – аж пять с половиной долларов!

Задумавшись, я и не заметила, как зашла в магазин галантерейных изделий. «Ноги сами понесли», – решила я и направилась к отделу бижутерии. Изучая ассортимент, приценилась к украшениям.

Моего гонорара хватило бы примерно на полторы клипсы: стоимость современных финтифлюшек была не менее пятнадцати белорусских рублей.


Рецензии
Здравствуйте, Нелли!
Хорошо пишете. Удачи во всём.
С уважением, Раиса Цвиркун

Владимир Цвиркун   09.07.2024 15:31     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Раиса!

Сердечно благодарю за добрый отзыв!

С пожеланиями здоровья и благополучия.

Нелли Фурс   10.07.2024 11:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.