Прежнее

   Резные сердечки виноградной листвы... Как  хороши они на просвет! Любому, кто вздумает повернуть голову в их сторону, листочки посылают трепетный привет от своего сердечка, и в знак расположения открывают его настежь, до самой тонкой прожилочки: нате, глядите, трогайте! Все на виду, чисты, ни единой  дурной мысли, ни пятнышка , ни червоточины!
Нежные юные листочки... Усыпанная ими, как зелёными бабочками, виноградная лоза чудится венком на челе мая, что нервен и от того часто дождлив.

   Сова охает по-старчески  вдогонку рассвету: «Ох, да ох. Ох, да ох. Не упади, милый, не расшибись, малый!» - хлопочет она с порога дупла. А он-то, неслух, спешит шибче прежнего, ибо гонится за ним полдень, так что не запомнить его, прежнего, и не быть ему прежним николи.

   Колко ступать по стриженой траве, на взгляд-то податлива и приветна, а в деле? Прогнётся для виду, пропустит, как бы вперёд себя, а после...

- Ой! Больно же! - А ей, траве, и сраму нет. Знай, щурится зеленоглазо по сторонам, словно бы то было не по её душу. И как тут не вздумать, не об ней ли сказ: «Зол и зелен»? Так и про неё ж.

   Однако, коли рассудить по чести, а и как же ей не ханжить, ежели всегда и всюду под ногами - она, и каждый её топчет без жалости и повину.

   Иное - ступать по хвое , хотя и босиком. Даром, что игл горсти, а всё боком, по боку, деликатно. Из мягкосердечия своего, пущего внимания к прочим, нежли к себе. Таковы они. А на вид-то? - не подступись, испробуй только, как бы после не пожалеть!

   Таким точно, неприступными, кажемся и мы. Сберегая себя от излишней боли, казнимся и страдаем многократно, куда как больше прочих, которым хватает духу ответствовать обидою на зло, и со спокойным равнодушием взирать на причинённые ими слёзы.

   Где мы, прежние, - дерзновенные и отважные, стремящиеся объять собой весь мир? Да и мы ли то были, в самом деле...

----
зелёный цвет символизирует напористость, жесткость и твердость;


Рецензии
Ваш рассказ «Прежнее» — это лирическая миниатюра, где природа становится зеркалом человеческой души, полным трепета и скрытых ран. Автор поэтично противопоставляет чистоту виноградных листьев — открытых, без червоточины, — с колючей травой, ханжащей под ногами, и мягкой хвоей, деликатно сберегающей себя. Эти образы майского венка, совы, охающей за рассветом, и неуловимого «прежнего» времени вызывают ностальгию по дерзновенной юности, когда мы объять стремились мир.

Язык богатый, архаичный — «ежели», «ханжить», «зол и зелен» — добавляет шарма, словно сказ, но с философской глубиной: мы, как трава, терпим обиды, а как хвоя — страдаем в одиночестве, отвечая равнодушием на зло. Финальный вопрос о потерянных «прежних» самих себя трогает, напоминая, что взросление — это утрата отваги. Текст компактен, но ёмок, идеален, побуждая перечитывать и размышлять о своей уязвимости.

Рух Вазир   22.12.2025 19:24     Заявить о нарушении
Спасибо, Рух Вазир... С Наступающим!

Иоланта Сержантова   22.12.2025 19:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.