Похороны
Как водится гроб накрыли крышкой, заколотили гвоздями и опустили в могилу. Быстро зарыли сырой землей, поставили крест. Вот и все, что осталось от человека. Люди потянулись к ожидавшему их автобусу.
По пути к Ксении подошла Людмила Максимовна Битюкова, жена директора фанерного комбината, свекровь по первому браку. Она работала в бухгалтерии комбината, следила за внешностью, хотя страдала излишней полнотой.
– Ксюша, – любезно прошептала бывшая свекровь, – прими мое соболезнование.
– Спасибо, Людмила Максимовна, мне приятно, что вы пришли проводить маму.
– Ксюшенька, родная моя, я хочу попросить у тебя прощения за неудавшийся брак с Андреем.
– Людмила Максимовна, какое прощение, столько лет прошло, я давно все забыла и простила.
– Нет, нет, не возражай. Я чувствую свою вину и не нахожу себе покоя. Сейчас, вот, увидела Никиту, по крови ведь внук мой. Показалось, он с укором смотрел на меня. Я признаю свою вину. Когда вы женихались с Андреем, я настаивала и мужа Алексея Ивановича настроила, что не пара ты нашему сыну. Кто мы, наша семья, и кто вы? Тогда я рассуждала так: мой муж – директор крупного фанерного комбината, и живем мы в богатом особняке, а у вас мама работала уборщицей и жили вы в стареньком деревянном домике. Правда ты окончила лесотехнический институт, получила специальность бакалавра техники и технологии. Андрей наш не хотел учиться, но мы делали для него все, чтобы не утруждать мальчика. Ничему его не научили, и не заметили, как сын стал нами манипулировать. Чуть что заявлял нам: «Уйду из вашей семьи». И мы сдавались. Где он сейчас наш сын? Не известно. Спасибо вам, не запрещаете мне видеться с внуком. Вот покаялась, надеюсь на душе будет легче.
Людей с кладбища привезли автобусом к столовой, где были организованы поминки. Разместившись за длинным общим столом, участники похорон ели, пили и вспоминали добрыми словами усопшую. Поддавшись установившемуся настроению, Ксения открыла свою душу перед собравшимися.
– Я помню маму и ласковой, и строгой. Она работала уборщицей на комбинате, зарплата не велика. Всегда еще подрабатывала, чтобы получить побольше денег. Она из последних сил старалась, чтобы ее ребенок был одет не хуже сверстников. Но требовала, чтобы домашнюю работу я выполняла. Уборка дома, готовка еды. Это было моей обязанностью в семье. Мама любила ходить в школу на родительские собрания. Там ее хвалили, ставили в пример. Приходила домой счастливая, гордая, ласковая. После окончания школы я заговорила о работе, чтобы материально помочь ей. Она заставила меня поступать в лесотехнический университет. «Вот получишь специальность, вернешься и мы будем работать на одном комбинате», – такое было ее решение.
Выпив по принятой поминальной рюмочке водки, собравшиеся расслабились, разговорились. Ксения сидела, слушая теплые слова, перед глазами стоял образ мамы, увидела всю свою жизнь. Много лет прошло, но было, как вчера. Вспомнилось, как худенькая девчонка с дипломом молодого специалиста пришла в отдел кадров, как ее пригласил для разговора директор фанерного комбината Битюков Алексей Иванович, как поставил перед ней, неопытной девчуркой, задачу поднять качество экспортной фанеры. Именно он порекомендовал ей поработать сортировщицей фанеры. Стала работать, тщательнее изучать стандарты. В цехе познакомилась с Андреем. Высокий, стройный, красивый брюнет, отслуживший в армии, оказалось, что он сын директора, но почему-то работал в бригаде слесарей. Андрей стал ухаживать. Почему? Чем она приглянулась ему? Худущая, как спичка. Среднего роста, блондинка, стрижка типа каре, глаза карие, открытые, нос прямой, небольшая грудь угадывалась под скромной одеждой.
Стала встречаться с Андреем. Парень любил отдыхать. Приглашал в кино, в клуб на дискотеку, просто на машине разъезжали по окрестностям рабочего поселка. Делал подарки. И вдруг позвал замуж. Когда рассказала о предложении маме, то радости у нее не заметила. Мама отнеслась к сообщению с большой озабоченностью. «Не пара ты ему, дочка. Они привыкли жить в роскоши, богатстве, черную работу у них делает прислуга. Ты так жить не сможешь». Обиделась, не прислушалась к мнению мамы, разум оказался слабее чувства бушевавшей любви.
Предстояло знакомство с родителями Андрея. Было страшно. Оказывается накануне Андрею пришлось выслушать наставление матери Людмилы Максимовны:
– Остановись сынок, – уговаривала мать, – не доводи дело до свадьбы. Не ровня она тебе. Ну, погулял и ладно, с кем не бывает.
Реакция сына оказалась резкой:
– Если я замечу неуважительное отношение к моей невесте, я уйду из этого дома, помни мама.
Андрей ничего не рассказал о размолвке с матерью. Ксения, в своих лучших нарядах, сидела в машине. Ехали на смотрины. Она впервые вошла в дом, отличающийся, по ее мнению, излишней роскошью. Молодых людей любезно встретила хозяйка. Подошел Алексей Иванович. Познакомились. Затем хозяйка пригласила пройти в комнату, где стоял стол с различными столовыми приборами: разные тарелки, ножи и вилки. Взглянув на это, Ксюша поняла, вот тут ее ждет позор, она не знала, как пользоваться этими приборами. Расстроившись, к еде почти не притронулась. Ей казалось, что хозяйка с издевкой смотрела на нее. Перетерпела унижение, но выводы не сделала. Свадьба все-таки состоялась. Молодожены поселились жить в отдельном доме, подаренном отцом сыну. Наступили семейные будни, притирка членов молодой семьи. Тут все и началось.
Вернувшись с работы домой, Андрей садился за стол, ожидая ужин. Ксения в это время бегала по магазинам, закупала продукты. А ведь еще надо приготовить ужин. Андрей не выдерживал:
– Пойдем в кафе, это невозможно ждать.
Стали ходить в кафе. Скоро обнаружилось, денег явно не хватает. А молодой муж дополнительную работу не искал.
– Давай, пойдем на ужин к родителям, – предлагал Андрей.
Но тут уж Ксения не соглашалась, уверенная, что это будет ее очередное унижение. А тут еще подоспело время стирки поношенного белья.
– Отнесешь в прачечную, – распорядился муж, – а сейчас поедем отдыхать.
– Денег нет на прачечную, и вообще хватит отдыхать, пора работать.
Так возникли первые ссоры. В положенное время Ксения поняла, она беременна. Узнав об этом, муж совсем скис. Требовал сделать аборт, но Ксения решила рожать.
Родился сын, Никита. Бабушки были рады, а муж совсем приуныл. Сына на руки не брал, даже не подходил, а скоро совсем исчез из дома. Поплакав и поняв, что неудачно вышла замуж, Ксения перебралась с ребенком жить к маме Тане.
В первый год жизни малыша обычно часто показывают врачу: ставят необходимые прививки, наблюдают за развитием. Доктор Василий Прокопьевич Степанов, молодой специалист, обратил внимание на мамочку, которая приносила ребенка в сопровождении бабушки. Василий Прокопьевич был небольшого роста, брюнет неприметной наружности. Лицо вытянутое, глаза карие глядели через узкие щелки век, нос, приплюснутый на кончике. Руки с узкими ладонями предназначались не для тяжелого физического труда. Он был фанат своей профессии, любил лечить людей, был внимателен к ним. Мужчина молодой, не женат. Был озабочен обустройством своей личной жизни. Узнав, что Ксения живет с сыном у матери без мужа, предложил:
– Ксения Анатольевна, в следующий раз вы не носите Никиту сюда, я сам к вам приду, если позволите, мне не сложно.
Мамочка не возражала. В положенное время доктор вечером пришел, принес торт к чаю. Осмотрев ребенка, сделал положенные записи в медицинской карте. Бабушка приготовила чай, накрыла стол. Начались разговоры, новое знакомство. Василий Прокопьевич был искусный рассказчик. Много поведал о себе, о работе. Оставил у женщин хорошее впечатление о себе. Прощаясь, договорился, что в следующий раз для осмотра малыша снова придет сюда.
Так началось ухаживание, в результате которого медленно зарождалась любовь. Наконец, Василий сделал предложение Ксении выйти за него замуж и усыновить Никиту. Напуганная прежним неудачным замужеством, Ксения резко отреагировала:
– Я не готова.
Вечером посоветовалась с матерью. Мама Таня обрадовалась:
– Соглашайся дочка, наконец-то будет у тебя настоящая семья. Посмотри, как он относится к тебе, к Никитке. Словно настоящий отец. Человек работящий, заботливый и доктор уважаемый.
Через месяц состоялась свадьба. Ксения и Никита получили фамилию Степановых. А через год у супругов родилась дочь Анюта.
«Мама, мама, спасибо тебе за советы». Ксения очнулась от воспоминаний. Сколько же времени она пребывала в забытьи? Поминки заканчивались, люди прощались с ней, расходились по домам. Столовая опустела. Муж с детьми собрали вещи, чтобы пойти домой.
Свидетельство о публикации №222101400631
Всего Вам самого доброго!
Буковский Юрий 06.12.2022 20:30 Заявить о нарушении