Империя Зла Крысолова 2. 1

Спектакль «Крысолов».
Режиссёр: Джулиано Ди Капуа.
Автор идеи и компиляции текстов: Илона Маркарова.
Актёры: Игорь Устинович, Илона Маркарова, Александр Кошкидько, Андрей Жуков.
Звуковой дизайн: Денис Антонов. Вячеслав Гайворонский, труба (живой звук).
Театро Ди Капуа Петрекирхе. Премьера сентябрь 2022. Санкт-Петербург
В спектакле «Крысолов» Джулиано Ди Капуа обращается к немецкой средневековой легенде, сюжет которой инспирировал мириады творцов культуры и искусства для воплощения в своих произведениях. В этом обращении к древней легенде Ди Капуа проецирует её сюжет на реалии нашего времени, в котором история о крысолове продолжает своё существование и здесь она создаёт особую плоскость трагедии человеческой жизни. В спектакле экстраполяция древней легенды в наше время осуществляется в многомерной сюжетной конструкции, возведённой путём соединения двух главных сюжетных компонент: художественной и документальной.
Художественная составляющая этого сценического проекта образованна аутентичным сюжетом средневековой легенды и её индивидуальной трактовкой Марины Цветаевой, запечатлённой ей в одноимённой поэме. Цветаева написала это поэтическое произведение под впечатлением от её наблюдений процессов, охвативших человеческое общество в двадцатые годы прошлого века. В исторической клаке, бурлившей в общественном пространстве, Цветаева увидела проявление сюжетного паттерна древней легенды, она пропустила увиденное ей через призму собственной концепции мироздания и воплотила в форме лирической сатиры, с помощью яркой, гротесковой палитры фарса и абсурда. Поэма была её попыткой сфокусировать внимание человечества на деструктивных тенденциях общественного развития, разрушающие главную основу человеческой жизни - гуманизм, ведущие человеческое общество к деградации и полному коллапсу.
Эта проекция литературного поиска дополнена в спектакле фрагментами поэмы «Шествие» Иосифа Бродского и философскими воззрениями на природу и происхождения зла Блаженного Августина, изложенном им в трактате «О происхождении зла». Это совмещение литературно-художественного и метафизического выводит сюжетное пространство из прокрустова ложа фантасмагории легенды, заполняет его своды образами и концепциями сопровождающими наш путь познания.   
В спектакле «Крысолов» Ди Капуа создаёт документальную компоненту сюжетного пространства с помощью драматургической компиляции документальных историй людей пенитенциарной системы. Эта компонента многомерна и многостороння, она рисует картину человеческого общества, в котором пенитенциарная система -это один из мощных инструментов управления людьми.  Её сценическая проекция является главным объектом исследования темы трагедии человеческого общества. В этой плоскости нашего познания наше внимание сосредоточено на ювенальной версии пенитенциарной системы. Этот объект рассматривается в спектакле вне её утилитарного административного видения, концептуальна она неотъемлемая часть человеческого общества, созданная им по своему образу и подобию. В этой системе все люди, вне зависимости от их роли, являются частью пенитенциарной системы, своими действиями они приводят эту машину в работу и их усилия поддерживают её в активном, рабочем состоянии. В рамках этой концепции всех персонажей этой истории можно подразделить на три условные группы: 1. Люди вокруг системы. 2. Люди внутри системы. 3. Люди системы.
В первой группе персонажей этой истории мы видим людей внешнего мира, жизненное пространство которых напрямую не соприкасается с зоной влияния пенитенциарной системы. Они, люди живущие обыкновенной жизнь, предпочитающие существовать в некой зоне эмоционального комфорта и благополучия, для них жизнь в стенах пенитенциарной системы - это некий скелет в шкафу. Они предпочитают не замечать её, стыдливо прикрывать глаза, так как всё происходящее там нарушает их благоденствие, претит их иллюзорной концепции законопослушания. В сценической проекции этих людей мы видим родителей, чьи дети стали объектами пенитенциарной системы, они не хотят принимать уродливую реальность существования их детей в этой системе, их собственную вину, что не предотвратили эту трагедию. Другими персонажами этой группы является всё человеческое общество, которое спряталась за иллюзорной концепцией пенитенциарной системы, прокламирующей приоритет образовательной и воспитательной функции над тюремно-исправительной. Для людей, живущих обыкновенной жизнью эта иллюзия создаёт благовидную ширму, за которой скрывается, невидимая их глазу, обыкновенная тюремно-лагерная система для несовершеннолетних. В историях детей, познавших пространство за этой ширмой люди, окружающего мира выступают в качестве инициаторов правонарушения так как их безразличие и цинизм замыкает их в себе, за ширмой благопристойности. В историях детей, заключённых в стенах пенитенциарной системы, первопричиной их появления их в ней- взрослые, их безразличие к жизням детей, эгоистическое нежелание взрослых покинуть зону комфорты, уделить внимание детям и таким образом предотвратить действия детей, которые приводят их к совершению преступления.
В третье группе, представлена галерея образов людей системы, они винтики, гаечки и шестерёнки пенитенциарной машины, перемалывающей детские жизни в колониях для несовершеннолетних. В этой системе они выполняют функцию подавления человеческой воли и индивидуальности, для них дети колонии полностью обезличены, их имена и индивидуальности скрыты за присвоенными им номерами. В этом пространстве дети - это рабы системы, обязанные беспрекословно подчиняться установленным ими правилами, отступление и неповиновение им является преступлением, которое карается тюремными наказаниями, карательными мерами для непокорных и несогласных. Визуальная проекция этой концепции восприятия человека воплощается в сценических картинах, изображающих коллекцию образов людей системы, которые одновременно являются винтиками системы подавления личности и её жертвами. Их жизни морально-искалечены системой, которой они служат, она форматировала и деградировала их личности, превратила их послушных рабов, которые уже не могут существовать в обыкновенном человеческом обществе. В спектакле их образы имеют дуальное воплощение мы видим их в обличие персонажей легенды, они заводные куклы механистичность пластики которых иллюстрирует концепцию шестерёнок машины деструкции личности. Их слова и реплики также дуальны так как сказанное ими это только формальный набор фраз и фигур речи, проявление особой формы лицемерия, неотражающие их реальную позицию и образ мысли.
Изучение образов персонажей этого сообщества позволяет нам выявить в них симптомы болезни человеческого общества нашего времени, конденсация которых в этом пространстве максимально и это превращает сценическое пространство в анатомический театр, в котором мы препарируем червоточины и гнойники, разрушающие человеческое общество. Система подавления личности, определяющая парадигму существования пенитенциарной системы, создаёт благоприятную почву для морально-этической деградации его членов, развитие и эволюцию в них психологических комплексов, наслоение различных незакрытых гештальтов и выхода потока агрессии, направленного на тех, кто не может дать отпор или противостоять ей. Другой особенностью системы в создании внутреннего круга наказания и страха, для людей системы он решает двуединую задачу. Одна из них управление страхом и наказанием людей, находящихся в зоне влияния пенитенциарной системы. Другая часть этой задачи реализуется в выполнении компенсаторной функции, в рамках которой люди системы гасят влияние собственных психологических комплексов и незакрытых гештальтов внутри, созданного ими замкнутого круга наказаний и страха. В нём молодые люди, совершившие правонарушения в начале своего жизненного пути оказываются под постоянным прессингом страха наказания, он формирует в них особую форму экзистенциального существования, с проявлением девиантного поведения и Стокгольмского синдрома. Под влиянием этих факторов происходит разрушение мостов, связывающих детей с пространством обыкновенной жизни, так как они осознают, что в реальном мире им нет более места, это определяет парадигму их дальнейшего существования и формирует в них синдром человека преступного мира.
Галерея персонажей спектакля «Крысолов» фокусирует наше внимание на детях раннего подросткового возраста, которые оказались в этих тисках системы моральной деградации осознают, что система превратила их своих рабов, которым нет места в обыкновенном мире. В своих попытках выжить в этих стенах они пытаются противостоять системе, в этом противостоянии соотношение сил неравное и это определяет исход их битвы с системой и всё их дальнейшую жизнь в системе и за её пределами. Колония для несовершеннолетних в спектакле - это зона общественного отчуждения, человек в ней сразу несёт на себе клеймо преступника, которому нет места за её стенами.
В спектакле «Крысолов Джулиано Ди Капуа представляет нам возможность увидеть иную реальность нашего времени в документальных историях людей, познавших её на собственном жизненном опыте. Сценическая проекции этих фрагментов трагедии человеческой жизни позволяет оказаться в империи зла в плену, которой может оказаться каждый. Сценическое воплощение её сводов это сумрачное пространств это полу-мир, в котором человек совершивший проступок в начале своего жизненного пути получает билет в один конец в империю зла. Это особая страна из которой нет пути назад, в ней шестеренки машины подчинения перемалывают человеческие жизни. Сценическая проекция этой империи, воплощенная под сумрачными сводами катакомб Петрикирхе максимально приближает зрителя к этой особой форме реальности, в ней в персонажах древней притчи мы видим лики болезни человеческого общества, которая нуждается в безотлагательном кардинальном лечении, так как только этим путём мы можем поставить наши стопы на тропу к катарсису, к возрождению в нас гуманизма и человечности.   
 
Видео фрагмент спектакля и его краткий разбор вы можете увидеть на моём авторском Youtube канале «Мой Не_Критический Взгляд»: https://youtu.be/ofbCbqVsVVg


Рецензии