de omnibus dubitandum 108. 90
Глава 108.90. НЕ ПРОТИВ ДРУГИХ ТОЛКОВ, А ИМЕННО НА ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ…
Агафодор (в миру Павел Флегонтович Преображенский)(на фото в станице Баталпашинской Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский сидит рядом с офицером СЕИВ Конвоя Свидиным) родился в Ярославской губернии 15 декабря 1837 г. Его отец Флегонт Иванович был чтецом в храме с. Спасского Пошехонского уезда. Мать Евдокия Ивановна рано овдовела. Павел прошел тяжелый путь бедности, сохранив в себе пламенную веру в Бога: «Сын бедного из бедных церковного чтеца, я шести недель остался после отца на попечении матери, без крова, без средств к жизни. Но Господь, приемляй сира и вдову (Пс. 145, 9), принял нас под Свой кров, Своими дивными путями вел меня, хранил, питал, озарял Своим светом и, наконец, сподобил быть единым от служителей Своих и церкви Своей святой» {Пострижение в монашество и хиротония во епископа Балахнинского // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 89-92}.
Первые годы жизни он провел в г. Череповце, а затем – с. Богослове, у своего дяди по матери, бедного причетника, в курной избе. Жили в крайней степени скудности, порой даже без хлеба. На почве лишений и нужды будущий архипастырь развил в себе аскетичность, бережливость, жизненный опыт, любовь к ближним. Еще задолго до поступления в духовное училище он понял важность и пользу учения для человека {Чемена М. Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский
и Екатеринодарский. К пятидесятилетию пастырской деятельности Его
Высокопреосвященства. Биографический очерк // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 3-6}.
Несмотря на материальные трудности, он смог получить начальное духовное образование в Пошехонском духовном училище. Обучаясь в училище, он получал символическое жалованье, которого не хватало даже на поездку к родственникам в Рождественские и Пасхальные каникулы, и Павел оставался на квартире. В 1854 г. будущий владыка окончил училище и поступил в Ярославскую духовную семинарию [незадолго до того, в 1847 г., ее окончил будущий епископ Кавказский Герман (Осецкий)].
Здесь, несмотря на проживание в общежитии и питание за казенный счет, его обеспечение оставалось крайне скудным: практически не было одежды, в семинарии экономили на отоплении, водились крысы. На старших курсах П.Ф. Преображенский смог заняться репетиторством в нескольких купеческих семьях и немного обеспечить свой быт. Трудолюбивому семинаристу стал покровительствовать инспектор и преподаватель Священного Писания иеромонах Евгений (Шерешилов), будущий епископ Ставропольский {Чемена М. Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский. К пятидесятилетию пастырской деятельности Его
Высокопреосвященства. Биографический очерк // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 7-10}.
В 1860 г. Павел Флегонтович окончил семинарию по первому разряду {Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский / сост. А. Воскресенский. Ставрополь: Типо-Литогр. Т.М. Тимофеева, 1910. С. 5}, и по вступлении в брак был рукоположен архиепископом Ярославским и Ростовским Нилом (Исаковичем) в сан священника.
На своем первом приходе в с. Воскресенском Ярославской губернии отец Павел занимался педагогической и миссионерской деятельностью, публиковал катехизические труды. Уже через 3,5 года после назначения на приход его постигло страшное горе: смерть жены и детей {Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский / сост. А. Воскресенский. Ставрополь: Типо-Литогр. Т.М. Тимофеева,1910. С. 6}.
Несмотря на тяжелую утрату, священник продолжил свои пастырские труды на приходе в годы реформ Александра II: его забота об освобождающемся в начале 1860-х гг. крестьянстве помогла тысячам людей сохранить себя в созидательном труде, не променять его на революционно-маргинальное безумие {Слово на день церковного торжества в честь пятидесятилетия священнослужения Высокопреосвященнейшего Агафодора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, 9 октября 1910 года // Ставропольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1910. № 39, 25 сентября. С. 1295-1296}.
Сам владыка Агафодор говорил об этом периоде своей жизни: «Под ударом сего тяжкого несчастья… я решился было оставить свою малую паству и искать высшего образования для служения церкви в иночестве. Но Господу Богу угодно было вести меня к той же цели иным путем. Чтобы забыть свое одиночество, я, с возможным для себя напряжением, весь отдался трудам пастырства, возвещал слово Божие, когда только мог, и благовременно, и безвременно, устроял школы, учил детей закону Божию, учил взрослых истинам веры, собирал их в церковь с тем, чтобы отвлечь от праздности и рассеяния, старался развить их вкус к духовному чтению и пению, в то же время исполнял поручения Архипастыря, прошел все должности, существующие в нашем церковном управлении, начав с сельской церкви, кончив городским собором» {Пострижение в монашество и хиротония во епископа Балахнинского // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 89-92}.
В 1865 г. трудами священника Павла Преображенского было открыто второе церковно-приходское училище, а в 1866 г. – церковно-приходское попечительство, председателем которого он и стал. В 1877–1880 гг., после назначения на должность благочинного, отец Павел обеспечил оба церковно-приходских училища новыми зданиями {Пострижение в монашество и хиротония во епископа Балахнинского // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 11-14}.
В условиях широкого распространения в народной среде либеральных и революционных идей будущий архипастырь старался сохранить у людей веру и добрую высоконравственную жизнь. За свой вклад в дело просвещения он в 1865 г. был награжден особым архиерейским благословением, в 1867 г. – набедренником, в 1871 г. – серебряной медалью Вольного экономического общества, в 1877 г. – фиолетовой бархатной скуфьей, в 1881 г. – золотым наперсным крестом {Пострижение в монашество и хиротония во епископа Балахнинского // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 8, 12}, в 1884 г. был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Успенского собора г. Мышкина и благочинным Мышкинского округа {Пострижение в монашество и хиротония во епископа Балахнинского // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 16}.
Его трудами в годовой срок были проведены полная реставрация и благоукрашение собора. В г. Мышкине отец Павел занял целый ряд церковных и церковно-гражданских должностей (директора Мышкинского тюремного отделения, члена оспенного комитета и члена временного строительного комитета по устройству Никольского собора, члена Мышкинского училищного совета), на каждой из которых он принес немалые плоды {Слово на день церковного торжества в честь пятидесятилетия священнослужения Высокопреосвященнейшего Агафодора, архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского, 9 октября 1910 года // Ставропольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1910. № 39, 25 сентября. С. 18}.
В Мышкине он основал одни из первых в России передвижные библиотеки для организации церковного просвещения на местах {Никольский С., прот. Высокопреосвященнейший Агафодор, Архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский (краткий биографический очерк). Ко дню пятидесятилетия священнослужения Его Высокопреосвященства – 9 октября 1910 года // Ставропольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1910. № 39, 25 сентября. С. 1290}. Оставил после себя опубликованные труды «Катехизические поучения о вере, христианской надежде и любви» и «Наставление в Законе Божием для начальных училищ» {Преосвященный Агафодор, епископ Ставропольский и Екатеринодарский // Альманах
современных русских государственных деятелей. СПб., 1897. С. 530; Наставление в Законе Божием для начальных училищ разных наименований и ведомств Агафодора, Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского / изд-е 50-е. Ставрополь-Кавказский: Типо-Литография Т. Тимофеева, угол Театральной и Александровской, 1917}, неоднократно переиздававшиеся. 1 февраля 1888 г. протоиерей Павел Преображенский принял монашеский постриг с именем Агафодор и был возведен в сан архимандрита {Прибытие на Ставропольско-Екатеринодарскую кафедру Преосвященного Агафодора//Ставропольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1893. № 17. 1 сентября. С. 585-586}.
13 февраля он был избран на Балахнинскую викарную кафедру, а 24 февраля наречен во епископа. 28 февраля того же года он был рукоположен в соборной церкви Свято-Троицкой Александро-Невской лавры в сан епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. Чин хиротонии возглавил митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Финляндский Исидор (Никольский) в сослужении десяти архипастырей {Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский. С. 21, 22-23}, среди которых бывший епископ Кавказский Герман (Осецкий), митрополит Московский Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский Платон (Городецкий), архиепископ Варшавский Леонтий (Лебединский), архиепископ Херсонский Никанор (Бровкович), епископ Уфимский Дионисий (Хитров), а также новорукоположенные викарные епископы: Выборгский Антоний (Вадковский), Ладожский Митрофан (Невский), Нарвский Владимир (Шимкович) и Велико-Устюжский Иоанникий (Казанский) {Пострижение в монашество и хиротония во епископа Балахнинского // Журнал Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. Год 1. Вып. 1. Ставрополь: Типо-литогр. Т.М. Тимофеева, ул. Театральная, 1-2, 1910. С. 88}.
До занятия Ставропольской кафедры Преосвященный Агафодор несколько лет управлял Сухумской епархией, где, будучи уроженцем Центральной России, успел ознакомиться с местной кавказской спецификой. За 5 лет пребывания в Абхазии он сумел снискать к себе всеобщую любовь верующих и духовенства. Его трудами был перестроен и значительно расширен Сухумский кафедральный собор, построен архиерейский дом, основаны церковно-археологическая комиссия, попечительство о бедных духовного звания, Братство святого благоверного князя Александра Невского, обустроен Драндский монастырь, открыт ряд школ {К прежней деятельности Ставропольского епископа Агафодора // Ставропольские епархиальные ведомости. Отдел неофициальный. 1893. № 18. 16 сентября. С. 624-626}.
Православные верующие Абхазии – русские, абхазы, мингрелы и греки – с рыданиями провожали своего архипастыря на Ставропольскую кафедру. 15 августа он совершил свою последнюю Божественную Литургию на абхазской земле. Ему были вручены иконы и прощальный адрес, а позднее выслан в Ставрополь посох {Высокопреосвященнейший Агафодор, архиепископ Ставропольский и Екатеринодарский / сост. А. Воскресенский. С. 53}.
Ставропольская епархия занимала особое положение в сравнении с другими регионами России, так как на ее территории было большое число неправославного населения. Ко времени вступления на кафедру епископа Агафодора (Преображенского) в 1893 г. в состав Ставропольской губернии, на территории которой проживали 875 тысяч жителей, помимо православных христиан входили римо-католики, армяно-григориане, лютеране и протестанты других толков, мусульмане, буддисты-ламаисты, старообрядцы и представители различных сект. Нередко миссионерская деятельность иноверного населения, особенно духовенства и религиозных активистов, была направлена не против других толков, составляющих конкуренцию во влиянии на умы населения, а именно на православных верующих.
Свидетельство о публикации №222101400856