The Greater Iran
THE GREATER IRAN
("Iranzamin")
Открытая вражда между Арабским халифатом и Хазарией началась не из за желания первых завоевать Европу, а из за возмущения арабов, что оборонительные сооружения разбитого ими Сасанидского Ирана на территории Дагестана перешла к хазарам (кроме Дербента) и хазары занимались постоянно накоплением своих отрядов в этих раннее иранских укрепрайонах. Кроме посреднической торговли и поддержки международного еврейского клана купцов (рахданиты), Хазария создала у себя крупнейший в Вост. Европе центр работорговли. Из ираноязычных племён и народов Хазарии заметной и ошутимой была роль аланов, наёмников-дейлемитов и хорезмийцев. Целью арабов было нанесение ощутимого экономического урона хазарам и тем самым принудить их вывести свои вооружённые силы из Дагестана.
Некий "татарин" Булат Хамидуллин (стилистика К.Алиева-Тенглик-актив) пишет: "Социально-политические традиции Pax Khazarica в значительной степени способствовали тому,что Волжская Болгария, Кавказская Алания,Киевская Русь и Венгрия стали важной политической, военной и экономической силой с X в.до прихода сюда монголо-татар в первой половине XIII в." И далее он называет "Золотую Орду наследницей Хазарии".
1. Какое дело вообще господам хамидуллинам, шумкиным и пр. фейковым персонажам до Кавказа вообще и ираноязычной Алании в частности? 2. Ни у кого из реальных представителей учёного мира нет такого термина как Pax Khazarica, а есть Pax Avarica (у Вальтера Поля в его "Авары в Европе").Будучи завистливым и ограниченным любителем-краеведом этот Б. Хамидуллин характеристику данную западными историками выкрал и приписал хазарам. Никогда, никакого Pax Khazarica на Кавказе никто не знает. 3. А причём здесь вообще Венгрия? Какую роль сыграла Венгрия в Хазарии? 4. На Кавказ пришли никакие не былинные "монголо-татары", а просто отряды монголов Джебэ и Субудэя, которые преследовали кипчаков и советовали русским князьям не пытаться их защитить, так как это их "природные рабы". И, естественно, Б.Хамидуллин не случайно пропускает упоминания того, что до монголов на Сев. Кавказе оказались кипчаки. 5. Мы не видим никакой связи Улуса Джучи и "Золотой Орды" с "Хазарией".
Хазары в Дагестане окопались на вовсе не своих землях, это и Семендер и Беленджер. И ничего собственно своего хазары в Дагестане не построили, они использовали прежние иранские укрепления и не желали оттуда уходить. Поэтому вряд-ли в данной ситуации можно резонёрствовать о некой экспансии ислама под лозунгами "джихада", как это делали советские и продолжают делать российские историки. У халифатских арабов на Кавказе не было возможности мобилизовать такие ресурсы и единственным постоянным "джихадистским" центром, откуда халифат пытался изменить ситуацию в свою пользу был Дербент. Стратегия Сасанидов в Дагестане заключалась в недопущении скопления нежелательных ей лиц на подступах к Дербенту. Вторым пунктом этой стратегии являлось стремление предотвратить обход оборонительных сооружений через горы. С этой же проблемой столкнулись арабы.
В самом Дагестане реальное пребывание арабов почти никак не изменило этно-религиозную картину в пользу ислама. Успехи арабов на военной ниве не имели в тот период ощутимых успехов в закреплении ислама как религии. Военной мощью распологали, но успехи в распространении ислама оказались мизерными. Арабы после победы над хазарами на Волге прекратили свои походы на север и никак не способствовали добиванию Хазарского каганата. Они считали, что их цель достигнута- "каган обязался принять ислам" и больше от Хазарии им ничего не надо. Хазария отхлынула вместе со своими вассалами и союзниками из Предкавказских степей на Волгу, что отмечают и археологи. Хазария, вероятно, так сильно "представляла Европу", что большинство её жителей являлись язычниками и причём вовсе не из Европы. Не говоря уже о том, что её монетный подражательский чекан ориентировался на арабо-мусульманский мир, а не на Византию и т.п.
Тюрки же вообще никогда не имели собственной письменности, и их рунника в Зап. Монголии -не более чем среднеазиатская иранская письменность. "Алп Эр Тонга" якобы Афрасиаб, иранский "Туран"- это якобы их родина. И всё это вырвано из исторического наследия ираноязычных племён и народов. Даже в эпоху сельджукских завоеваний Византии их языком официального делопроизводства являлся фарси-дари. По свидетельству автора монографии Oguzlar-Turkmenler Фарука Сюмера, всякий раз когда османский султан писал письма своей родне в Среднюю Азию на османско-турецком, то каждый раз получал ответ на фарси-дари.
Основные воспоминания дагестанцев об распространителях ислама связаны вовсе не с этими арабами, а "персидскими националистами Аббасидского халифата" (термин Р. Фрайа). Здесь следует однако уточнить, что под "персидскими" следует понимать "аджамские". Т.н. "Абу-Муслим" (Хорасан), почитаемый в Дагестане, был как раз ярким представителем именно этих сил. Они стремились вывести ислам на широкую международную арену и избавиться от узкоарабского местечкового влияния. Всем известные "Чёрные знамёна Хорасана" - это из истории Аббасидского халифата. Династию Омеййадов вообще трудно назвать ревностными распространителями ислама, это были богатые арабские аристократы (изначально вообще враждовавшие с мусульманами в Аравии) не особо беспокоившиеся о том, сумели ли они где-либо утвердить мусульманскую религию. Аббасидам же как раз такие вопросы не были безразличны, и их притягивали вовсе не завоевательные походы в Европу, а утверждение мусульманской религии в Аджаме. По мнению крупнейшего американского ираниста Ричарда Фрайа, аббасиды испытывали чувство восхищения прежним Ираном, его цивилизацией и пытались реанимировать прежние успехи Эраншахра, но уже как великой мусульманской страны. При них Хорасан превратился в форпост мусульманского мира. Вопреки утверждениям дагестанских историков, "Абу-Муслим-шейх" никакой не "переделанный арабский полководец Маслама", а именно аббасидский Абу-Муслим, поднявший восстание мусульман под чёрными знамёнами в Хорасане и захвативший Багдад. Омейады в отличии от аббасидов являлись арабо-бедуинской династией и аджамо-мусульманскими делами особо утруждать себя не желали.Более того,они дошли до того, что пытались взимать "джизью" не только с иноверцев,но и с неарабов.
Ehl-el-Sunnah как мусульманский "миллат" (община-нация) в историко-культурных границах Большого Ирана/Аджама, это - в первую очередь династия Аббасидов. С них эта концепция и начала набирать силу. Омеййады же были во-многом замкнуты на арабском языке и бедуинских племенах/кланах. Они в демонстративной форме не признавали неарабские языки и неарабское культурное прошлое народов,перешедших в ислам.В Иране они уничтожали богатую иранскую литературу, написанную на любом языке отличном от арабского и длительное время отрицали принадлежность зороастрийцев к "людям Писания".
Гаплогруппа J (J1-M267, J2-M172) - это доминантная группа в Иране, в том числе она представлена среди популяций как провинции Фарс, так и среди зороастрийцев. Она особо заметна на юго-западе иранского Прикаспия и в горах Загроса,причём в обоих случаях -это не вклад арабов. Гаплогруппа J также представлена среди ассирийцев (реально-арамеев) провинции Зап. Азербайджан.
Персидский Хорасан до вторжения монголов, которым он оказал ожесточённое сопротивление и не менее 8 раз поднимал восстание,являлся сплошь ханафитско-шафиитским, причём до такой степени ревностным, что оба мазхаба постоянно враждовали между собой и даже не желали делить кладбище. Драки между ханафитами и шафиитами в Персидском Хорасане могли вспыхнуть в любое время и любом месте. Там всё практически было поделено на ханафитские и шафиитские зоны. От этой эпохи в наши дни практически ничего не осталось, хотя на этно-религиозной карте Ирана всё-же заметно, что он и сегодня преобладающе суннитский. Персидские власти неоднакратно перекраивали (и переименовывали) административные карты провинции Хорасан, пытаясь его не только уменьшить в размерах, но и исказать вообще его содержание, так как видели в его прошлом то связь с иранскими гуннами (эфталитами), то с аббасидским чернознамённым движением.
Парфяне, а затем и Сасаниды черпали своих наёмников из иранского Прикаспия и Средней Азии используя Хорасан как ключевой регион. Ещё одним таким районом поставщиков наёмников явл. Сев. Кавказ. В дагестанский Дербент "марзбанами" ( т.е. маркграфами) Сасанидами назначались выходцы именно из этого региона. Сасанидский военный гарнизон и администрация покинули Дербент после гибели сасанидского Ирана без стычек с арабами и, согласно достигнутой договорённости.
Ричард Фрай в своей работе "Наследие Ирана" пишет о том, что "Большой Иран" - ПОНЯТИЕ ИМЕЮЩЕЕ ТОЛЬКО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ И РАВНОСИЛЬНОЕ ПО СМЫСЛУ ТЕРМИНУ "ВНЕШНИЙ ИРАН" (L'IRAN EXTERIEUR). Его же центральная часть- собственно Иран (Персия) и Афганистан. Согласно собственно иранской традиции "Большой Иран", это - "Иранзамин" (Земля Ирана) и охватывает зону устойчивого распространения языка pahlavig/parsig, а также иранской культуры.
В Иране такие историко- географические термины как Азербайджан (Атропатена), Апшерон, Дагестан (Дахистан), Дербент (Дарбанд), Зирихгеран (Кубачи), Табасаран (Тавоспаран), Семендер, Маскутия, Самур, Дон, Днепр, Рангха/Оар (Волга ), Эльбрус, Черкесия, Алания, Горгестан/Гурджистан (Грузия), Джурджан/Горган/Выркан (Каспий) ,Туран (Tu:ran,To:grn), Хорезм (Xwrzm), Тарим и т.п. общепринято считаются иранскими.
Свидетельство о публикации №222101400884