Древнеиндийские цветовые коды
Известно, что древние цветовые коды большей частью связаны или являются аналогами числовых. Наиболее ранний индийский код - оппозиция «белый — черный» (ср. ведийское представление о черном (ночном) солнце в противоположность белому дневному (RV V 86.1)) – есть собственно не цветовой, а световой код «свет — тьма», (т. е. ахроматический ряд), который формировался независимо, при том что хроматические различия практически были известны достаточно рано (ср. различение конских мастей в ведийских текстах).
Сложение троичных (связанных с воплощением вертикальной структуры универсума), а также четверичных, пятеричных и т. д. кодов, т. е. «подключение» к ахроматическому ряду хроматических цветов, представляет определенные трудности для понимания на уровне глубинной семантики. Эта проблема требует специального исследования.
В данном случае нас прежде всего интересует четверичный (смешанный) цветовой код, который тесно связан с числовой символикой и с четверичной горизонтальной моделью пространства. Этот код известен в «Атхарваведе» как почитание четырех Змеев, стражей сторон света (или в виде прямого поклонения им, или в виде заговоров против их укусов).
При этом имена Змеев обычно представлены цветовыми характеристиками или определениями, которые их подразумевают: asita «черный», tira;cara «полосатый», babhruva «красно-коричневый», ѕvаjа «саморожденный» и др.
AV VI. 56.2
n;mo ‘stvasit;;ya n;mas t;ra;car;jaye |
svaj;;ya babhr;ve n;mo n;mo devajan;bhya; ||
Поклон Черной!
Поклон Полосатой!
(Поклон) Саморожденной (?), Красно-коричневой поклон,
Поклон змеиному сборищу!
В Ригведе известен гимн, который Л. Рену справедливо назвал атхарваническим, где аналогичную Змеям роль выполняют четыре Лягушки (RV VII. 103), также связанные с цветовой классификацией.
Есть основания считать, что ранний ритуал призывания и почитания сторон света (di;) через Змеев и Лягушек связан с обрядами вызывания дождя и при этом световым и цветовым охватом мира. Эта задача требовала построения сложной свето-цветовой модели.
Подобная модель присутствует и в культе четырех полубожественных змеиных существ - нагов, охранителей горизонтальной структуры мира, что дублируется их связью с зарытыми в земле сокровищами (драгоценными камнями разных цветов), которые стерегут наги и тем самым главенствуют над четырьмя областями мира (Vertogradova 2010: 75).
В дальнейшем четверичный цветовой код находит воплощение в ряде основных социальных, архитектурных и поэтологических матрик, формировавших раннюю индийскую культуру: концепция варн, концепция первичных рас и др.
В.В. Вертоградова, Живопись древней Индии по «ЧИТРАСУТРЕ» из «Вишнудхармоттарапураны» —
теория и технология, Москва Наука – Восточная литература, 2014
Свидетельство о публикации №222101501098