Децентрализация Страны лезгин
Арабский историк Ибн ал-Асир (1160–1234) понимал уже под «Страной Лакз» то Южный Дагестан, то область между Дербентом и аланами. Персидский учёный Рашид-ад-дин (1247–1318) впервые употребляет термин «Лезгистан» в общедагестанском значении, имея ввиду конечно политические границы «Дагестана» в XIII веке, т. е. по сегодняшним реалиям фактический тот же современный Южный Дагестан. Как известно, арабский учёный Закарийа ал-Казвини (ум. 1283) назвал Цахур «главным городом», т. о. столицей Лакзана. У арабских авторов IX–X вв. столица Лакза не упоминается, но под Лакзом понималась территория Южного Дагестана, населенная в основном лезгинами и другими представителями лезгинской группы языков, кроме табасаранцев, что на наш взгляд довольно странно, так, намного позднее И. Гербер (ум. 1734), в своём «Известии о находящихся с западной стороны Каспийского моря между Астраханью и рекой Курой народах и землях и о их состоянии в 1728 году» упоминает «Табасаран» как неотъемлемую часть Лезгистана.
Хроника «История Ширвана и Дербенда», написанная в начале XII в., сообщает о Западном и Восточном Лакзе (в начале XI в.), т. е., возможно, о двух уже самостоятельных государственных единицах. Возможно, под Лакзаном у ал-Казвини и понимается «Западный Лакз» (Цахур расположен в юго-западной части Дагестана, в верховьях реки Самур). То, что Цахур назван уже столицей Лакзана, говорит о быстром росте значения этого селения. Все эти данные наводят, несомненно, на мысль о серьезных изменениях во внутриполитической структуре общества Лакза, в частности об отсутствии уже единой, централизованной власти в Лакзе, о политической децентрализации на этой территории. Эпиграфические данные значительно конкретизируют эти общие положения. Надписи из сел. Рича свидетельствуют о наличии местных владельцев, громко титулованных эмирами в первой половине XIII в. Цахурская надпись 1432 г. — свидетельство самостоятельного, независимого друг от друга существования Рутула и Цахура как отдельных политических единиц.
К XIII веку Лакз уже не представлял собой централизованного государства; по свидетельству Йакута ал-Хамави, «над ними стоят малики», что может говорить о политической раздробленности Лакза. При этом жители области — лакзы — продолжают рассматриваться как единая народность. Эпиграфика местности указывает на наличие таких центров, как Цахур, Ахты, Рутул и Мискинджа. В феврале 1222 года лакзаны, курджи и другие мусульманские народности Южного Дагестана и Ширвана восстали против вторгшихся туда кипчаков.
«Испугавшись, кипчаки ушли по направлению к Ширвану, а потом перешли в сторону лакзов. Однако мусульмане, курджи, лакзы и другие, почувствовав смелость по отношению к ним, уничтожили их, убили, грабили и захватили в плен, так что кипчакский раб (мамлюк) продавался в Дербенд-Ширване по (самой) низкой цене».
Источники называют «лакзов» в составе грузинских войск и в неудачной битве у Болниси (ныне город в крае Квемо-Картли в Грузии) в начале 1229 г., что было самой серьёзной попыткой сопротивления Джалал ад-дину. Там же автор указывает, что примечательно, что если прежде «лакзы» нередко упоминались как участники многих военно-политических событий на Кавказе (в Тифлисе, Болниси и других отдаленных местах), то после 40-х годов XIII в. этот этноним фигурирует в письменных источниках лишь в связи с внутридагестанскими событиями.
К XIV веку Лакз был очень ослаблен. В одном из письменных сведений о действиях на Кавказе армии ильхана Аргуна есть глухое упоминание об участии «лакзов» в ежедневном снабжении войска (по всей вероятности, ильханского) в течение двух месяцев. Это обстоятельство, очевидно, служит одним из первых свидетельств привлечения южнодагестанцев к военным предприятиям ильханских войск. В другом письменном источнике, хулагуидском, содержится указание на наличие каких-то связей лакзов с Золотой Ордой: «племена лакзов … имели большую связь с той (золотоордынской) стороной». С этим, в частности, связан тот факт, что в 1319 году они скрыли от хулагидского гарнизона Дербента весть о приближении армии Узбека, что привело к сдаче крепости без сопротивления.
Все лезгиноязычные народы объединялись под названием «жители страны Лакз». Но при этом авторы ясно указывают о городах этих народов: одним из таких примеров является сообщение о Шиназе XIII века известного географа и космографа Закарийа ал-Казвини (1203–1283 г.). Он писал:
«Шиназ – это городок в стране Лакзан, на краю очень высокой горы. К нему нет иной дороги, как по вершине горы. Кто хочет попасть сюда, тот берет в руки палку и медленно спускается, из-за сильного ветра, чтобы ветер не сбил его с ног. Холод у них чрезмерно силен в течение семи месяцев. У них прорастает сорт зерна, называемый «ас-сульт». Кое-что из горных яблок. Жители его добрые, мирные, гостеприимные по отношению к бедным, радушные к чужеземцам. Ремесло их заключается в изготовлении вооружения, как кольчуга (дир) и панцири (джавашин) и другие виды вооружения».
По сведениям арабского историка ал-Балазури (ум. 889/92), в эпоху арабских завоеваний полководец Мерван поселяет хазар «между Самуром и Шабираном, на равнине в области Лакз». По сообщениям Йакута ал-Хамави, «…страна ал-Лакз, они народ многочисленный… (у них) деревни благоустроенные и районы многочисленные». Ибн ал-Асир упоминает, что монголы при первом походе встретили севернее Дербента народ лакзов, под которыми он подразумевает жителей не только Южного Дагестана, а всех горных районов Дагестана, независимо от их этнической принадлежности. Но в местном употреблении и у арабских географов термин «лакзы» или «лезгины» применяется только к племенам Южного Дагестана. А.Е. Криштопа (род. 1939), касаясь Лакза XIII века, отмечает, что лакзы продолжают рассматриваться как единая народность.
Селение Тпиг с соседними землями еще в XII–XIII вв. выступает как самостоятельная единица, возможно, союз сельских общин. Надписи из Хнова дают повод выделить это селение и ряд близких ему селений также в особую, самостоятельную политическую силу и предположить, что «хинавская рать», о которой в конце XVI в. казикумухский шамхал пишет русскому царю Федору Ивановичу в одном ряду с «горскою ратью, да рутульскою ратью. . . да табасаранскою ратью, да исминскою ратью, да куринскою ратью, да казикумухскою ратью. . .» — имела свою длительную историю. В середине XV в. Ахты предстает перед нами как отдельная территория, находящаяся под политическим влиянием Ширвана. Как замечает А.Р. Шихсаидов (1928–2019), ознакомление с местными источниками позволяет прийти к заключению, что их авторы прежде всего вкладывали в термин «Лакз» понятие территориальное, а не этническое или политическое. В.В. Бартольд также писал, что «арабские авторы как будто обозначали названием „лакз“ особый народ, местоположение которого, впрочем, не указывается точнее».
Автор: ‘Али Албанви
На фото: Карта государства Лакз (современная реконструкция).
Литература / источники
1. ‘Али Албанви. Лезгистан в сочинении Иоганна Гербера (1728) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/X8oqk, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.07.2022). — Яз. рус.
2. Абдуллаев И.X., Микаилов К.Ш. К истории дагестанских этнонимов лезг и лак // Этнография имён. — М.: «Наука», 1971. С. 20.
3. Бартольд В.В. Сочинения. — М.: «Наука», 1965. — Т. 3. — С. 410.
4. Генко А.Н. Арабский язык и Кавказоведение. С. 95; 108. // Труды второй сессии ассоциации арабистов 19–23 октября 1937 г. Под редакцией и с предисловием акад. И.Ю. Крачковского. Труды института востоковедения, вып. XXXVI. Издательство академии наук СССР. Москва. –Ленинград. 1941. 110 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/sMi8Q, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.07.2022). — Яз. рус.
5. История Дагестана. — М.: Наука, 1967. — Т. 1. С. 186.
6. История народов Северного Кавказа с древнейших времён до конца XVIII в. / Ответств. ред. Б.Б. Пиотровский. — М.: Наука, 1988. С. 191; 210.
7. Криштопа А. Е. Дагестан в XIII - начале XV вв. — Москва: «Мамонт», 2007. С. 57.
8. Каймаразов Г.Ш. Ислам и исламская культура в Дагестане. — «Vostochnaya literatura», РАН. 2001. С.11.
9. Рамазанов Х.Х., Шихсаидов А.Р. Очерки истории Южного Дагестана. — Махачкала: Дагестанский филиал АН СССР, 1964. С. 28; 49.
10. Шихсаидов А.Р. Эпиграфические памятники Дагестана X–XVII вв. как исторический источник. Издательство «Наука». Москва, 1984. С. 357–358. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/mCoNR, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 23.07.2022). — Яз. рус.
Свидетельство о публикации №222101501346