Петербургский дацан

В Санкт-Петербурге с утра солнце, как будто и вправду наступило время просветления.  Самое время поехать в дацан.  Интересно, что в течение последнего столетия, буквально до недавнего времени – до появления дацана в Якутии, он был самым северным буддийским храмом в мире. Официальное название – Санкт-Петербургский  буддистский храм “Дацан Гунзэчойнэй”, что значит «источник святого учения Всесострадающего».
Некоторые документы свидетельствуют, что первые буддисты появились на берегах Невы во время строительства Петропавловской крепости (1700-ые годы), ими были калмыки. Но буддистская община как таковая начала складываться только к концу 19 века. И только в 1900 году представитель Далай-ламы XIII в России купил участок земли на тогдашней окраине Петербурга и начал строить храм. Для участия в строительстве привлекались многие ученые-востоковеды и художники, в том числе Николай Рерих и крестившийся в православие врач-бурят Пётр Бадмаев (фамилия последнего снова впишется в историю дацана уже в наши дни с приходом настоятелем храма Буды Бальжиевича Бадмаева).
Интересно, что архитектором храма был некто Г.Барановский, главный архитектор всех предприятий купцов Елисеевых, в том числе Елисеевских гастрономов на Невском в Петербурге и на Тверской в Москве.
Петербургский дацан -  одно из самых дорогих культовых сооружений Европы. Он построен не из дерева или кирпича, а из колотого гранита и в его облицовке и внутреннем убранстве использовано много позолоты и ярких красок. Храм украшают прекрасные витражи, созданные по рисункам Николая Рериха и изображающие восемь буддийских символов.

Первое буддийское служение в храме состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия дома Романовых. Статуя Будды была подарена дацану королем Сиама Рамой Пятым, чьё королевство незадолго до этого было спасено от колонизации французами благодаря любви короля к техническому прогрессу и хитрости его друга царя Николая ІІ. Русский царь предложил сфотографироваться вместе и послать фотографию через новый королевский телеграф в европейскую прессу.  Мало ли чего в голове у этих русских, решили французы и отступились от Сиама.
Дальнейшая судьба храма драматична. В конце 1916 года монахам пришлось прекратить богослужения и покинуть дацан из-за отсутствия средств на его содержание. Во время Гражданской войны помещение подверглось разграблению, были сожжены библиотека и бесценный архив с историческими документами. Тем не менее в 1924 году, с разрешения и при поддержке советской власти, дацан возобновил свою деятельность - до 1937 года, когда по подозрению в связях с японской разведкой, монахи были арестованы и частично расстреляны. Тогда же в Бурятии был арестован и лама Агван Лобсан Доржиев, 85-летний старик, один из основателей дацана, умерший в больнице в Улан-Удэ после первого допроса.
Здание закрытого дацана  отдали физкультурникам, а во время войны разместили в нем мощную радиостанцию. И только в 1960 году, по ходатайству Юрия Рериха и других востоковедов,  дацан передали Академии Наук.  И наконец в 1990 году храм передали в собственность Центральному духовному управлению буддистов СССР.
Новые времена дались дацану тоже не без неожиданностей и борьбы за выживание - теперь уже не с государством, а с различными фракциями внутри самой буддистской общины Петербурга, одна из которых летом 1998 года зарегистрировала в Управлении юстиции новый устав, а затем лишила Бадмаева должности исполняющего обязанности настоятеля. Длительная борьба за власть и собственность, в которую постоянно вовлекались различные общественные, юридические и даже силовые структуры, закончилась в 2002 г. решением суда о возвращении дацана бурятской общине.

Во времена строительства дацана здесь была окраина города, шумели леса и темнела своими водами Чёрная речка, где за полвека до этого на дуэли был  смертельно ранен поэт Александр Пушкин.  Сейчас храм стоит между загруженной магистралью Приморского проспекта и такой же шумной городской улицей, частично застроенной после войны немецкими военнопленными. Но в этом городском гаме, звоне трамваев, визге тормозов и рычании моторов, он остается миром в себе, за гранитными стенами царят удивительные покой и гармония. Говорят в храме очень тихо. Я смотрела на стайку молодых людей, они беззвучно молились, сложив лодочками руки.
Храм внутри небольшой по сравнению с православными церквями. Пространство для молитвы рассчитано не более, чем на сто человек. Во дворе есть традиционное буддийское дерево с разноцветными тряпочками. Совсем крохотный  мир,  выживающий в огромном хаосе современной жизни. Трепетное чудо, к которому можно прикоснуться, просто доехав на самом глубоком в мире питерском метро до станции “Старая деревня”.


Рецензии