Сегодня

В Сакраменто есть старый (по американским меркам) пресвитерианский собор - 163 года ему. Очень уютный, в нем веет духом старой Англии. И интересен он еще тем, что по средам устраивает обеденные концерты.

Сегодня было трио - фортепьяно, виолончель и скрипка. Для меня всегда удивительно - вот пришли такие же люди, внешне как и сидящие в зале, только с какими-то инструментами, и вдруг они сотворили Моцарта, который, казалось бы, никакого отношения не имеет ни географически, ни по времени, ни по духу жизни к тому, что происходит в этот час в этом месте. Но они каким-то чудесным образом его сюда перенесли, и композитор тут с нами, совсем живой и осязаемый.
На скрипке играл Женя Фторов, наш соотечественник, на фортепьяно и виолончели - выходцы из Китая.  Мне редко нравится, как играют на фортепьяно восточные музыканты, у них может быть безупречная техника, но мне кажется, отсутствует душа, не хватает мне лирики. А вот виолончель звучала очень лирично, загадочно, как музыка Моцарта, и обещала что-то большее, чем просто звуки.

Наш скрипач на Моцарте волшебства не дал. Зато ему удался Шостакович. Пьеса была нелегкая, видимо, композитор пребывал в сильном душевном волнении, сочиняя её. Я представляла, как он стоит перед окном и смотрит на Ленинград, за окном сильные порывы ветра с Невы тянут по небу рваные тяжёлые тучи…

Домой я ехала под таким сильным дождем, что дворники не справлялись с водопадом. А сейчас гроза прошла, и чистейший весенний мир не нарадует меня своей свежестью.

Последнее время я “упала”, как в колодец, в Возрождение. Слушала лекции, музыку, пересматривала картины любимых художников -  Джотто, Монтенью, Боттичелли.., но как-то не могла понять, в чем причины его появления. И решила заглянуть в средневековье, а заглянув, поняла, что надо начать с античности. Всю жизнь не было времени для этого, занимали другие заботы, а сейчас, когда наступило время потерь и жизнь вдруг стала ощущаться как конечная субстанция, захотелось переосмыслить происходящее в мире, ведь каждый из нас, будучи его частицей, тоже, наверное, проходит все эти стадии, и я думаю, на какой сейчас я. Ренессанс явно прошел, иду дальше.

А вечером пойду еще на один концерт и снова волшебство состоится.
Вспомнилось стихотворение Окуджавы «Музыкант»:

Счастлив он, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остёр, -
Музыкант, соорудивший из души моей костёр.
А душа, уж это точно, ежели обожжена,
Справедливей, милосерднее и праведней она…


Рецензии