Обращать внимание на мелочи

РАССКАЗ ИЗ КНИГИ:
«ВОВЛЕЧЁННОСТЬ
(Записки сельского врача)»

     Очередная врачебная планёрка, на которой подводили итог работы за определённый отрезок времени, чаще всего за неделю, подошла к концу. Сотрудники в белых халатах стали покидать зал заседаний.
     Я тоже облегчённо вышел в коридор и направился, было, к лестничному пролёту на второй этаж нашей поликлиники, но тут ко мне неожиданно подошла врач-педиатр, ещё молодой специалист. У неё был несколько виноватый вид.
     – Вы знаете, Александр Владимирович, – обратилась она ко мне, – у меня на участке есть больной ребёнок восьми месяцев с диагнозом: диатез. Вы дерматологи называете его атопический дерматит. Так вот какая загвоздка получилась: стационар детского отделения на ремонте, лечение я ребёнку назначила амбулаторно, однако никакого обнадёживающего эффекта нет, хотя прошло  уже пять дней.
     Я уже понял, что последует просьба, в которой трудно будет отказать, это взаимовыручка, и мне самому тоже приходилось о чём-то просить коллег, от такого никто не застрахован.
     Молодая сотрудница продолжила, и я тут же убедился в правильности своего предположения:
     – Может быть, вы согласитесь его осмотреть и предложить своё лечение? Что-то от себя добавить…
     И она протянула записку с адресом.
     – Отсюда это не далеко...
     Да, молодой сотрудник ещё не совсем опытен, может что-то важное упустить. А важное может крыться в обыкновенной мелочи, на которую могут просто не обратить внимания.
     – Хорошо, – ответил я, – сегодня же посмотрю и попробую разобраться, в чём там дело...
     В 1700, после окончания рабочего дня, я и направился по указанному адресу, дом действительно оказался совсем недалеко от поликлиники, это  двухэтажка, и квартира № 7 располагался на втором этаже.
     Я подошёл к нужной двери и позвонил, дверь открыла молодая, миловидная, женщина:
     – Проходите, доктор…
     Я вошёл внутрь. Это была мать ребёнка. Мы вместе прошли в зал, ребёнок лежал в детской коляске. Мать подняла распашонку, и я увидел типичную картину ещё раннего атопического дерматита: на фоне гиперемии кожных покровов, местами были серозные корочки – явные следы от расчёсов.
     Ребёнок был беспокоен и периодически махал ручонками.
     – Скажите, – обратился я к матери ребёнка, – вы кормите его грудью?
     – Да, – ответила она и добавила: – Ну, иногда добавляю, как и положено, кипячённую водичку, вот и всё, вроде...
Хорошо, что я успел вовремя разглядеть кухонный стол. Мой взгляд выхватил на нём мандарины, свежую булочку рядом со стаканом чая. Я уже понял, в чём дело, не выдержал и сделал замечание:
     – Вы понимаете, что вам вообще нельзя есть цитрусовые, а хлеб можно только первого сорта?!.
     Хозяйка квартиры несколько всполошилась.
     – Но ведь я кормлю ребёнка грудью, как же можно без фруктов и белого хлеба? - ответила она мне недоуменно.
     – Цитрусовые – это сильные аллергены для вашего ребёнка, – стал пояснять я, досадуя, что таких простых вещей молодая мама не знает. – Они не усваиваются детским организмом, а в высших сортах муки содержится клейковина – растительный белок; он такой же аллерген для маленького ребёнка.
     Женщина потупилась и молчала, сознавая, что сама спровоцировала осложнения у ребёнка.
     – Поэтому Вам можно употреблять только яблоки и чёрные ягоды: черёмуху, черную вишню и смородину, – добавил я. –
     Кроме этого я выписал матери тавегил – по одной таблетке два раза в день, и глюконат кальция – по полтаблетки три раза в день.
     Местно пришлось назначить ребёнку мазь синофлон – три процедуры в день.
     – Курс лечения ребёнка рассчитан на семь-десять дней, по результатам, – подытожил я для матери.
     Родительница оказалась дисциплинированной женщиной, все предписания соблюдала неукоснительно.
     Когда в очередной раз я посетил эту семью через шесть дней, ребёнок был уже спокоен, его кожные покровы оказались чистыми, практически он был уже здоров.
     Я ещё раз похвалил себя за наблюдательность: если бы я не увидел на кухонном столе вредные для ребёнка продукты, наверное, долго бы раздумывал над причинами осложнений у малыша, задавал бы много дополнительных вопросов матери. Иногда такие поиски причин болезни могут растянуть на долгие дни.
     Так что любому медику очень полезно обращать пристальное внимание на все мелочи в своей работе…


Рецензии