Сходили на прогулку...

Ну что, Жулечка, идём? И это волшебное слово «идём» так поразительно действует на мою Джульетку, по-простому Жульку, что её подскоки в коридоре, больше похожие на собачье сальто, становятся всё совершеннее и выше, так что приходится мою подружку успокаивать, чтобы прицепить поводок. Глаза её горят каким-то особым озорным огоньком, пасть растягивается в улыбке, кажется, вот-вот засмеётся от счастья, совсем как человек, не умеющий скрывать эмоции.
Надо сказать, что наши с ней прогулки происходят теперь нерегулярно: то собственные болячки вдруг просыпаются, то дела неотложные возникают, но главное, осенние дожди, которые льют – поливают с особой щедростью после засушливого лета. Но, благо, у Джульетки есть территория, где можно прогуляться – урожай собран! – прогнать птиц, объедающих черноплодку, погоняться за котами, изредка осмеливающихся пробраться на соседний участок. Но в её распоряжении есть ещё небольшой сад, где вдоль изгороди ягодные кустарники, а у дома и теплицы - разросшиеся старые яблони, по которым любит прыгать Марсик, дразнит свою младшую подругу Джульетку, которая ох как завидует серому красавцу коту! А он обычно вальяжно, с чувством явного превосходства, независимый от всех, признаёт только хозяйку - есть-то она даёт! - прогуливается по саду, верный принципу всех котов: гуляю где хочу и когда хочу!  Но куда девается его вальяжность, когда, запрыгнув на толстую ветвь яблони, Марсик начинает носиться по веткам, толстым и тонким, забывая о своём солидном возрасте - 9 лет, не подросток уже!  Он носится меж ветвей как резвый котёнок! Джульетке только и остаётся, задрав голову, с откровенной завистью наблюдать за своим неугомонным собратом, явно поддразнивающим собаку.
Но я отвлеклась, как всегда, когда начинаю говорить о своих любимцах, забываю, о чём хотела рассказать. Признаюсь, что уж там: они – моё слабое место…
А рассказать хотела о том, как мы с Джульеткой недавно чуть не заблудились, казалось бы, в знакомом лесу. Это сейчас, заново пережив наши плутания, начинаю понимать, какое это счастье выбраться, наконец, на знакомую дорогу и понять, что мы уже точно попадём домой. Но если уж рассказывать, то по порядку.
Гуляем мы с моей верной спутницей всегда по знакомому маршруту, почти по одним и тем же, и только по протоптанным, тропам. Это как в парке городском, где есть определённые места для выгула собак… но справедливее сказать, что с нами история другая: это Джульетка выгуливает меня. Да, да, вы не ослышались: это меня надо «выгуливать», чтобы ежедневно, через «не могу сегодня, пойдём завтра», дышала запахом хвойного леса. В общем, мы выгуливаем друг друга.
Начинаем променад с нашего небольшого озерца. Его можно обойти и по высокому правому берегу с сосновой рощицей, деревья которой устремляются вверх, а потому видны издалека, но чаще всего обходим его по левому берегу, по рощице, изрезанной оврагами и овражками. И этот путь Жульке, уже свободной от поводка, нравится больше всего, наверно, потому что она больше любит пересечённую местность, а эта местность и впрямь пересечена множеством оврагов и овражков, вот и ходим: то прямо, с поворотами, то вниз, то вверх. И Джульетке действительно нравится стремительно взлетать на верх оврага и там, в нетерпении переминаясь, поджидать хозяйку. А ещё на этой стороне озера есть огороженная площадка с навесом и с конурами для собак, их две. (Вообще-то здесь находится небольшой «Мужской клуб» - тренировочный зал. Его-то и сторожат собаки) Завидя нас, обе сторожевые собаки начинают громко лаять, но этот лай означает, что они узнали нас, и мы подходим к клетке, здороваемся с ними и угощаем чем-нибудь вкусненьким.  Джульетка всегда с удовольствием подбегает к клетке, стоит, как будто здоровается, а потом весело удаляется, даже с явным высокомерием: сидите… а могли бы свободно побегать, как я, например.
Тропы нам давно знакомы. Их так много, и каждый раз мы идём по одной из них, выбирая направление по желанию. (Кстати, заблудиться здесь – это ещё надо постараться: отдельные деревьях отмечены красными  «бантиками» - так спортивная база помечает тренировочный маршрут) Направление чередной прогулки не оговаривается заранее, но мы с Джульеткой, как хорошие друзья, никогда не спорим, соглашаемся друг с другом. Вот Джульетка немного отстала, обнюхивая очередной кустик, кажется, её привлёк запах смолы на дереве. И она старательно и с удовольствием обнюхивает тонкий смоляной ручеёк, издали похожий на скатывающиеся капельки мёда, и тогда я сворачиваю на развилке и направляюсь по одной из трёх протоптанных лесных дорожек. Жульке ничего не остаётся, как мчаться за хозяйкой. Она весело несётся вперёд, и теперь уши её уже не висят, а стоят торчком, как паруса, наполненные ветром. Мне всегда становится смешно, настолько подвижны её уши - локаторы. Но чаще я позволяю Джульетке выбирать, по какой из тропинок мы в этот раз начнём обход нашей «выгульной» территории. Иногда она увлекается и сворачивает в глубину леса, я же, чтобы показать, что нельзя так далеко уходить и бросать хозяйку, прячусь за толстым деревом и посмеиваюсь, зная, что через минуту – две появится моя растерянная подружка и будет стоять, вслушиваясь в лесные звуки и всматриваясь в глубину леса. Уши её поднимаются поочерёдно, то правое, то левое: теперь ей надо вслушаться, различить знакомые шаги. Она напряжена. И растеряна: она не слышит моих шагов! Я не выдерживаю, видя нарастающее беспокойство Джульетки, и выглядываю из-за дерева. Как же счастлива Жулька! Какое-то время она почти не отходит от меня, но когда она всё же отвлекается на пряные осенние запахи, то теперь не забывает поглядывать, где же хозяйка.
А запахов столько, что и мне хочется время от времени просто постоять, наполнить душу яркой палитрой осенних красок. Выбираю объект для фотографий. Сегодняшний день не очень щедрый на краски, и если вначале я то и дело вынимала телефон – он сейчас вместо привычного «фотика» - и фотографировала знакомые, но преобразившиеся по-осеннему места, кусты, деревья на фоне неба с просинью– торопилась запечатлеть приодевшуюся ярко, словно на праздник, природу, то уже через час голубизна небесная стала словно затухать, появились белесые «протоки». И скоро солнце незаметно спряталось, словно за шторкой, и теперь над нами сплошная серость, совсем как в знакомых строчках: «Юный красавчик сентябрь пошалил, из лейки небесной кусты окропил и тучкой, как шторкой, солнце прикрыл».
Да, весна прекрасна, как прекрасно зарождение жизни, но осень… именно осень полыхает яркими красками. Иногда для осеннего многоцветья просто не хватает определений. Вот известный всем красавец клён. Вдоль тропы, по обе стороны, растут эти неприхотливые деревья, но растут клёны не рощицей, как берёзки, а отстоят друг от друга на некотором расстоянии, чтобы выделиться своей броской красотой среди других собратьев. И если один клён радует глаз нежной палевой окраской, то другой, желая понравиться одетой в ярко-жёлтую листву молодой берёзке, шелестит ярко-красными, с пурпурными прожилками, листочками. И уж на него-то точно обратят внимание, как я сейчас. Я увидела издалека яркую пурпурную крону, она так сочно выделялась среди тёмно-зелёных хвойных верхушек и жёлтых крон берёз, так и манила к себе, что я направилась вглубь леса, не теряя из виду его огненно-пурпурную шапку. Сфотографировала. Джульетка не отставала, шла, что называется, след в след, но явно недоумевала, почему мы то углубляемся в лесную чащу, то возвращаемся на свою тропу. Ей совершенно безразлична цветовая гамма осенней раскраски, но запахи, кажется, и её сводили с ума.
Но что это? На обочине тропы увидела грибок с красной шапочкой и толстенькой ножкой. Подосиновик? Подберёзовик? Не знаю, но это точно очень даже съедобный грибок! Такой маленький, плотненький, как боровичок. Выдернула из земли... Так, ножика нет, с собой не беру, а зря, как выясняется.  Ножку очистила палочкой. Куда его девать? В прошлый раз отдала два таких грибочка, кажется, один из них был боровичок, белый гриб, какому-то грибнику, он ходил неподалёку. Поблагодарил. Сказал, что эти места исхожены, надо дальше идти, а грибов в этом году много – лето тёплое было. А этот грибочек кому отдать? Такой хорошенький… На сковородку бы… с картошечкой… Носовой платок? Но вдруг в кармане обнаружила пакетик, обычно в таких аптека выдаёт лекарства, а в нём – обычный полиэтиленовый. Есть! И вовремя, потому что вдруг увидела ещё один гриб, почти такой же плотный, крепенький красноголовик.  А потом ещё и ещё… грибы как на грибной поляне! Вспомнилось, как девочка собирала землянику: одну ягодку беру, на вторую смотрю, третью примечаю… Вот так и сейчас. Один гриб вижу, срываю, очищаю, а вот чуть в стороне видна уже другая красная шляпка, а вот и коричневая шляпка такого же красивого чистого грибочка! Жулька всё время рядом, ходит, принюхивается к прелым запахам. Показываю гриб, даю понюхать: «Ищи, Жулечка, грибочки!».  Но Джульетка занята другим: нашла невысокий куст черноплодной рябины с несколькими темно-сизыми гроздьями, обнюхивает и осторожно пробует. Да, черноплодка такая же, как на нашем участке! Скоро пакетик аптечный наполнен, а грибочков всё больше. Наполняю постепенно и простой прозрачный пакетик. Джульетка, кажется, чем-то обеспокоена, тревожно посматривает по сторонам: где мы? А я вдруг замечаю, что меня обуяла жадность: столько грибов!!! И тут приходит мысль: а почему столько грибов? Где грибники? Где же мы ходим? Обычно кого-нибудь да встретим с лукошком, с ведёрком. А ведь мы так никого и не встретили. И местность уже изменилась, сплошь бурелом, как будто ураган пронёсся, явно никто давно не чистил лес. И я уже точно отклонилась, ушла в сторону от тропы. Может, поэтому Джульетка так встревожена, не показалось же мне.
Да, надо возвращаться на нашу тропу. Походили ещё немного. А грибов столько, что класть уже некуда, даже начинаю менять: слежавшиеся обабки выбрасываю, крепенькие - на их место.  Но вот, наконец, и тропа. Вздохнула с облегчением. Но через минуту понимаю, что эта тропа не наша, это старая колея, заполненная дождевой водой и заросшая высокой травой, значит, этой тропой давно не пользуются. И Джульетка явно озабочена: усиленно обнюхивает траву, кусты - не наша тропа!
- Но ничего, Жулечка, не беспокойся, найдём и нашу тропу, не волнуйся, а поищи-ка следы, как нам выйти на нашу знакомую поляну, а лучше сразу к нашему озеру. Но Джульетка лишь растерянно смотрит в мою сторону – она ничем сейчас не поможет, этот лес совсем ей незнаком. Она старается держаться рядом с хозяйкой. Чуть пробежит вперёд и тут же возвращается обратно, а в глазах вопрос: ну что, правильно домой идём? А я стараюсь казаться уверенной, чтобы Джульетка не испугалась.  Потом над собой подшучивала: надо же, чтобы собака не испугалась!!! А лес всё плотнее, тропки встречаются, но они уже заросшие, видно, что по ним давно не ходят…  бурелом такой, что приходится либо обходить валяющиеся как попало старые трухлявые останки деревьев, покрытые мхом пни, либо нагибаться, едва не проползая под ними. И всюду сучья, их приходится отводить  руками, а они всё норовят в лицо ткнуть своим корявым «наконечником». Вот там-то и вспомнились места из пришвинского «Блудова болота». От слова «блудить, «плутать». Да… не болото, и мох красивый, ярко-зелёный, влажный, и всё же дебри знатные…  Так что и впрямь блудим, плутаем… но выберемся! Джульетка уже рядом, ждёт, пока выберусь. И ни одной полянки, чтобы сориентироваться. Начинаю тихонько поругивать себя: грибочков ей, видите ли, захотелось, с картошечкой!!! Но вот что-то новенькое в надоевшем пейзаже!
Овражек небольшой, пологий, за ним полянка светлая. Берёзовая рощица!!! Вот откуда просветы! Берёзки! На сердце потеплело, будто в родных любимовских берёзовых колках оказалась. (Юг Западной Сибири, в лесо - степной зоне, приграничье с Казахстаном). Обрадовалась, и моё настроение передалось Джульетке, она заметно повеселела. Вышли с Джульеткой на полянку, правда, небольшую, зато увидели тропу, заросшую высокой травой, папоротником. Папоротник оказался едва не под мои «метр с кепкой», такой высокий: в лесу его густые заросли ограничиваются тесным пространством, как говорится, в тесноте, да не в обиде, потому и разрастается южанин папоротник в наших краях весьма активно, а здесь, в колее дорожной, папоротник разросся на славу! Пошли по влажной колее, слева снова забелели, нет, лучше сказать, зажелтели кроны берёзок, между ними краснели верхушки клёнов и рябин. Появилась надежда, что это уже знакомые места. Свернули от нетерпения быстрее, чем следовало.  И снова бурелом! Теперь перед нами давно и хаотично спиленные берёзы, теперь уже их останки, сучья порубленные.  Видимо, стволы были распилены на дрова, а ветви пошли на веники для бани. Значит, недалеко деревня!!!  От радости вспомнила, что давно снимков не делала. На грибы – грибочки уже не обращаю внимания. Всё равно некуда складывать, а в пакетах они уже не просто слежались, а спрессовались. Несколько уже выбросила, заменила свеженькими – не удержалась: так и   просились… на стол с картошечкой. Сделала несколько снимков несорванных грибов, а то вспомнить будет нечего.
Снова вышли на поляну, достаточно просторную. И вдруг вдалеке увидела грузовую машину, скорее грузовичок, но она быстро скрылась за деревьями. Всё!!! Жулечка, миленькая, мы спасены! Там дорога! Мы почти побежали. Джульетка огромными скачками пересекла поляну, и уже стояла на обочине, дожидаясь меня.  Каково же было моё разочарование, когда увидела, что это не спасительная дорога, а просто широкая тропа, по которой ездят обычно «по грибы». Но эта тропа с одной стороны уходила вдаль и вверх, а с другой углублялась в лес. И куда, скажите на милость, нам направиться?
Жулечка – плохой советчик, это понятно. Смотрит на меня так выразительно: ну же, вот дорога, идём? А куда, в какую сторону? Ну, идём подружка.  И пошли по этой широкой тропе в сторону леса, показалось, что вверх идти много дальше будет. Увидели небольшую «Ниву» (теплее, теплее, почти горячо…), пустую, грибники, видимо, в лесу. Хотела стукнуть по колесу, чтобы вышли, но побоялась: завопит сигналка на всю округу, не успокоить. Так что ждать не стали, это надолго, и свернули снова у развилки. На обочине указатель с надписью, что здесь место выгула и натаски охотничьих собак.  И снова всё крепнущая надежда, что здесь можно встретить людей, значит, какой-то населённый пункт недалеко. Свернули по тропке в лес, опять показалось, что лес редеть начал, может, дорога близко. Шли с Джульеткой, «переговаривались», вроде по тропе шли, и вдруг через какое-то время обнаружилось, что тропа как-то сама собой сошла на нет, исчезла…  Немного занервничала:
- Жулечка, ты почему меня с тропы увела? Ай-ай-ай, пора уже нам найтись, дома беспокоятся, ещё искать вздумают, а где нас искать, если мы сами не знаем, где находимся… Джульетка стоит рядом, смотрит на меня так внимательно, что впору заплакать. Но этого ни в коем случае я себе позволить не могу!  И вдруг моя подружка вперёд так резко привскочила, что у меня сердце радостно дрогнуло: кто-то идёт! Но опять разочарование, да какое! Мы опять вернулись на ту же развилку, где на обочине стоит указатель места выгула и натаски охотничьих собак!!! Эх, Жулька, Жулька, потеряли почти полчаса. Так, мы уже на прогулке четыре с половиной часа, никогда так долго не гуляли. Дедуля наш уже точно беспокоиться начал. Влад тоже. Давай-ка путь выберем и с него уже не будем сворачивать. Телефон почти бесполезен, я уже проверила, можем только СМС- ку послать, но чуть позже. Надо сказать, что телефон - подарок от внука - ношу с собой только для фотографий, оплату редко произвожу, вот сейчас выяснилось, что позвонить поэтому не могу. Темнеть начнёт через два – два с половиной часа. Надо поторапливаться! Так что вперёд, подружка!
Пошли по тропе быстрее. Вышли на развилку двух дорог. И одна из них грунтовка. И эта грунтовка обрадовала так, как будто мы уже недалеко от дома.  Дорога эта, как потом выяснилось, старая лесовозная, в сухую погоду жёлтая, глинистая, укатанная, ну а в дождь… не будем развивать эту тему, некогда, спешить нам надо. Дорога начала спускаться вниз. За деревьями увидели издалека небольшой белеющий домик. Хорошо! Если там кто-то есть, подскажут, где хоть мы находимся. И вдруг мы увидели чуть дальше остановившуюся на обочине легковую машину. Вышедший из неё мужчина направился в нашу сторону.
- Мужчина, простите, можно вас спросить? -  крикнула громко, но от волнения голос вдруг сел, как будто давно не говорила с людьми. И незнакомец ответил, чтобы подождали, он только сфотографирует самострой, как потом объяснил, это его обязанность фиксировать незаконные постройки в его лесничестве.
Подойдя к нам, инспектор сказал, что это вторая незаконная постройка за эту неделю, придётся составлять акт, и это тоже строение будут сносить. Он успокоил, сказав, что теперь точно не заблудимся, объяснил подробно, как добраться до Игры. Предложил довезти до ближайшей деревни, что в 2, 5 км, а потом, по асфальту останется около полутора - двух километров до нашей Игры. Сказать, что обрадовал этот инспектор, ничего не сказать. Радость не просто переполняла, а захлестнула. Но лесничий добавил, что собаку взять не может – в машине пассажир - пусть бежит за машиной, здесь недалеко и что ехать будет не быстро.  Но нет, нет, я не могу оставить мою Джульетку, чтобы она бежала за машиной. Такой стресс для неё: как это её оставила любимая хозяйка? Да у неё сердце разорвётся! И у меня тоже!
И только потом поняла, как у меня горят ноги, обе ноги!!! И как я не почувствовала это сразу, видимо, не до того было. А тут ступни, пальцы ног стали гореть так, как будто их натёрли горчицей…
Наконец деревня Сундошур. Знала, что есть такая деревня, но увидела впервые.  Дома отстоят как бы поодаль по обе стороны дороги, аккуратные, ухоженные. В другое время я бы не спеша прошлась по Сундошуру, но… ноги!!! Как же они стали гореть! И время. Уже почти 5 вечера. А топать ещё, да топать! Теперь только о том и думаю! Появилась слабая надежда на то, что встретят, особенно после того как послала СМС - весточку внуку, как только на основную дорогу вышли. А вот и посёлок Комсомолец, он слился со временем с Игрой. И Сундошур, и Комсомолец, вернее, дорожные указатели с их названиями, остались на фото как память о незабываемом приключении. Хотя на деле для меня эти полтора – два километра превратились в пять – шесть, это точно. Никто нас не встретил, так что я напрасно всматривалась в проезжающие машины: вдруг это нас встречают… Как оказалось, внук сообщение получил, но к тому времени мы уже были дома.
 В общем, дошли мы с Джульеткой. Почти до дома. Встретил нас Влад на последнем повороте, возле техникума.Он уже второй выходил нас встречать - дедуля уже весь извёлся, так беспокоится... Как пережил наше долгое отсутствие Витя, об этом могу только догадываться, у него даже сил не было поругать меня – перенервничал, хотел уже родственников собирать, нас искать. В общем, наша прогулка затянулась на шесть с лишним часов, едва успели до темноты. Ну а как Джульетка радовалась, как резвилась, когда увидела молодого хозяина, это просто надо было видеть!!! А мы… мы дали слово, с Жулечкой, разумеется, ходить только по нашим знакомым, проторенным тропкам.
 А грибы всё-таки донесла, хватило даже сил почистить и отправить в морозилку. Вот с картошечкой поджарить желания пока нет, как-нибудь в следующий раз.


Рецензии