Лиссабон - Рио-де-Жанейро. Часть 16

Boris S.Gotman,Ph.D


  Продолжение. Предыдущая часть: https: http://proza.ru/2022/10/10/1292
 
  Прибытие в Сент-Висент означало для экипажа, что время обсуждений вариантов дальнейшего маршрута перелёта, а по сути его судьбы, стремительно заканчивается.

  При планировании сразу было ясно, что самым трудным этапом будет пересечение Атлантики между Африкой и побережьем Бразилии, где мыс Сан-Роке был ближайшей точкой.

  Отправная точка в Африке должна была быть выбрана в районе, включающем острова Кабо-Верде и простирающемся через Дакар до Португальской Гвинеи. Протяженность этого этапа составила бы около 1600 миль от Дакара, около 1500 миль от Португальской Гвинеи и около 1450 миль от Порто-Прая на Кабо-Верде.

  Между Африкой и побережьем Бразилии расположены скалы Пенедос-де-Сан-Педро и Сан-Паулу и остров Фернандо ди Норонья, являющиеся уже бразильскими территориями.

  Пенедос находятся на расстоянии 918 миль от Порто-Прая, значительно ближе ди Норонья, но были тогда дикими скалами,которые не могли дать экипажу никакого укрытия от непогоды.

  Фернандо ди Норонья был заселён, но Сакадура Кабралу казалось очень проблематичным найти в океане этот островок размером в несколько километров, в конце маршрута длиной не менее 1450 миль даже при вылете из Порто-Прая.

  Требования к гидросамолёту, выполнение которых позволило бы ему преодолеть этот этап, критический для успеха всего перелёта, стали основными при заключении контракта с британской авиастроительной фирмой Фейри.
 
  Ещё одним серьёзным требованием был срок готовности машины: команда Кабрала заранее собрала и обработала многолетние данные о направлении и скорости ветров по месяцам на предполагаемом маршруте перелёта и определила, что подходящими для него являются март и апрель.
 
  Что значит подходящими?  Что в эти месяцы в местах взлёта-посадки маловероятна штормовая погода, что ветры будут дуть в направлениях, позволяющих взлететь гидроплану с полной загрузкой в сторону моря, что на маршруте будут попутные ветры со скоростью 10 – 20 миль в час и маловероятна сплошная облачность.
 
  Как пишет Кабрал, «…перечисленные обстоятельства заставили меня принять решение о заключении с фирмой Фейри контракта, основными условиями которого были следующие:
1. Гидроплан должен был быть поставлен в конце ноября;
2. Его чистый вес не должен превышать 4000 фунтов;
3. Он должен взлетать с общей нагрузкой 7000 фунтов при ветре, не превышающем 13 узлов, условие, которое очень важно, потому что нагрузка, которую способен поднять любой самолет, зависит от текущего ветра. Если на море нет волнения, затрудняющего взлет, то чем больше сила ветра, тем больше нагрузка, с которой он может взлететь».

  Кабрал также пишет, что в контракте не упоминались данные о крейсерской скорости и среднем расходе топлива, потому что производитель не согласился бы на это.
  Заказанный гидросамолет мог вместить только двух членов экипажа. Не было возможности найти место для второго пилота.

  «Мы были, -пишет Кабрал, - на пределе нагрузки и настолько на пределе, что даже небольшой набор TSF (радиооборудования -Б.Г.) не мог быть взят».
 
  В конце ноября гидросамолет был собран, но не испытан, его чистый вес был превышен на150 фунтов, но производитель уверил, что он взлетит с общей нагрузкой 7150 фунтов вместо 7000, указанных в контракте.

  В первом полёте с легкой нагрузкой обнаружили заметную вибрацию хвоста, которая после нескольких попыток была устранена.

  Полёты с половинной нагрузкой и тремя четвертями груза проходили успешно, но с максимальной нагрузкой гидроплан не взлетел.

  Производитель заявил, что двигатель не развивает необходимой мощности, но сотрудники Роллс-Ройс немедленно демонтировали и проверили двигатель, заявив, что он полностью исправен. Поскольку фирма Фейри продолжала настаивать, что с этим мотором гидросамолет не взлетит, Роллс-Ройс, чтобы закончить обсуждение, установил новый двигатель.
 
  Несмотря на замену двигателя, гидроплан не взлетел с контрактной нагрузкой. Последовал ряд переделок: для облегчения взлета была изменена форма поплавков, в них были перенесены из крыльев топливные баки, что привело к изменению всей системы топливоснабжения.

  После многочисленных испытаний и экспериментов, занявших около месяца напряженной работы, гидросамолет мог взлетать с оговоренной нагрузкой, но при ветре, немного превышавшем скорость 13 узлов, указанную в договоре.
 
  При этом эксперименты проводились в Соленте (англ. The Solent) — проливе шириной от трёх до шести километров в северной части Ла-Манша, признанном центре парусного спорта, в котором условия были исключительно хороши для взлёта.

  Кабрал, конечно, знал, что в Кабо-Верде таких же благоприятных условий для взлёта не будет, но знал и то, что улучшить самолёт будет нелегко. Увеличение легкости взлета, если это вообще было возможно, требовало огромного труда, и для Фейри было проще отказаться от контракта, чем продолжать эксперименты, потому что он уже и так терял деньги.
 
 «В этих условиях, - пишет Кабрал, - когда «погода завывает», либо расторгают контракт, либо принимают гидросамолёт таким, как есть».

  Он выбрал последнее решение. Если бы можно было лететь со скоростью 80 миль, чему должен был помочь ветер, полёт из Прайи в Фернандо ди Норонья занял бы менее 16 часов.

  На что никак не рассчитывал Кабрал, так это на увеличенный расход бензина и на легкость, с которой поплавки пропускают воду, которую невозможно удалить полностью.

  Именно эти причины сделали невозможным беспосадочный перелёт Прайя - Фернандо ди Норонья,  поставив экипаж перед нелёгким выбором: отказаться от продолжения перелёта, потому что его невозможно осуществить или попытаться приводниться рядом с крохотными, размером не более 200 метров скалами Пенедос-де-Сан-Педро и Сан-Паулу, то есть практически в открытом океане, куда будет доставлен бензин, чтобы заправить «Лузитанию» и продолжить полёт дальше в Фернандо ди Норонья…
 
  Продолжение следует: http://proza.ru/2022/10/18/1717

  На иллюстрации: пролив Соленте (англ. The Solent) в северной части Ла-Манша, где в 1921 году проводились испытательные полёты «Лузитании»


Рецензии
Наверно, следовало насторожиться тому, что производитель отказывался назвать крейсерскую скорость и расход топлива. Разве не должны эти данные быть "прозрачными" для заказчика?
Читается с интересом.

С уважением
Елена

Елена Ахмедова   02.12.2022 22:22     Заявить о нарушении
Спасибо, Елена! Производитель на том этапе и не мог поручиться за эти показатели.
В авиации крейсерская скорость - это скорость максимальной дальности полёта воздушного судна при минимальном километровом расходе топлива. Это такая скорость, незначительное превышение которой вызывает непропорционально высокое увеличение расхода топлива.
Она составляет 30—80% максимальной скорости. О сверхзвуковой авиации говорить здесь нет смысла.
В одной из частей привожу данные о расходе горючего в этом перелёте: он был значительно ниже, чем гарантировал изготовитель двигателя!
С благодарностью, улыбкой и уважением, Борис

Борис Готман   03.12.2022 18:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.