Вновь о новизне. 11
11.
+ Пора заканчивать эту затянувшуюся беседу. Саму тему о новизне закончить невозможно, она из разряда вечных. Важно понять и почувствовать, лучше бы осознать, сущностное и содержательное различие между двумя понятиями: «всё повторяется опять и опять» и «всё возвращается снова и снова». В природе нет повторений, но есть похожесть, возвращение, периодичность, цикличность.
Опять – мысль в уме, это движение образов по кругу ума или взад-вперёд. Снова – это чувство. Мыслеобразы повторяемы, узнаваемы умом, привычны – это восприятие «настоящего» как статичной картинки, чего-то уже много раз случавшегося, это вычисление в уме, счёт, учёт, список. Чувства же – всегда свежие, они не могут быть одними и теми же, или одинаковыми для всех. Кто-то считал сколько раз он чувствовал то или иное переживание? Чувство непосредственно проживается. Термины «любовь», «счастье», «красота» общие для всех, а восприятие и вызванные ими переживания разные у всех. Опять и опять – попытки ума войти в одну и ту же реку дважды и многожды, создание и удержание стабильно устойчивого образа реки. Снова и снова – это вхождение каждый раз в новую реку, имеющую одно название и месторасположение, это то, что случается всегда однажды и неповторимым образом.
Конечно, восприятие ума тоже способно течь, а не быть жёстким и схематичным тасованием и чередованием набора картинок, будучи косным и стереотипным. «Всё течёт, всё меняется» и для нашего восприятия через ощущения тела, и для восприятия посредством чувств, и для ментального восприятия действительности. Очень важным является состояние текучести в нас, ибо оно способствует нашей гармонизации и резонансу с потоком Существования-Сознания.
Жизнь – это вечная новь. Когда есть восприятие и переживание происходящего как нови, то в этом свобода от ограничений ума, чувств и телесных ощущений. Новь дарит любовь, а любовь дарит новь. Старость не в возрасте, а в угасании чувства новизны, способности течь. Детство – это ручеёк, старость – чаще всего, болото. Отсюда вывод о субъективности восприятия возраста через чувства. И в 70-90 лет можно оставаться текучим, отличие от детства будет же в том, что вместо быстрого резвого бурлящего горного ручья со множеством порогов будет медленное и спокойное течение равнинной реки, широкой и полноводной.
Мне ещё раз хотелось бы вернуться к самокату, как символу детства. А заодно разобраться и с символикой поезда в котором вижу два значения: 1) социум; 2) взрослый период жизни человека. То есть, один поезд коллективный, второй – индивидуальный. Рассмотрим и тот, и другой.
Самокат – индивидуальное средство передвижения, движим нашей энергией и везёт лишь нас налегке. Ребёнок растёт в обществе, в человеческой среде, и с ним происходит социализация. Об этом я уже говорил – меняются средства передвижения с появлением новых способностей и умений по мере развития. Процесс социализации происходит по образу и подобию, значит, если социум – поезд «Жёлтая Стрела», то и человек превращается в течение жизни, находясь в мире, в подобие поезда, теряя при этом текучесть и обретая всё больше ограничений, а заодно накапливая тяжесть от выполнения схематических формализованных социальных функций. Бремя жизни – ложь, а вот бремя существования в мире – правда. У животных нет никакого бремени жизни, они естественны во всякий период жизни (если не испорчены человеком, не приручены и не усажены в четырёх стенах, на цепь, в клетках).
Избежать попадания в поезд-социум мы не можем, если нам предназначено быть людьми, жить среди людей и стать кем-то в мире. Но как быть с индивидуальным поездом? Возможно ли с годами не превратиться в поезд?
Да, мы уже рождаемся внутри поезда «Жёлтая Стрела», потому что в нём уже находятся наши родители, все бытовые условия, наша ближайшая среда обитания и средства выживания. И если катаемся на самокате, то внутри поезда, есть там для этого дорожки и лужайки, дворы и площадки. Но эти ограничения вовсе не мешают детству быть полноценным, испытывать чувство новизны и, как следствие – чувств восторга, удивления, радости, всей гаммы чувств, положительных и отрицательных.
Замечу, что в детстве нет проблем. Замечали? Проблемы – изобретение взрослых и удел взрослых. Детство же удивительным образом беспроблемно, даже если ребёнок страдает, боится или испытывает на себе давление. Возникающие проблемы в нашем мышлении и лексиконе, и указывают на появление поезда. Происходит разделение на локомотив и вагончики, на того, кто тащит, и то, что тащится. В вагонах складываются и хранятся знания, умения, личный опыт, отношения, оценки, мнения, воспоминания, мечты и планы, обязанности и права, правила, и, конечно же, все проблемы (личные, межличностные, коллективные, мировые), конфликты. Вот весь этот багаж со временем и превращается в бремя.
- Но если ребёнок не взрослеет с возрастом, то превращается в инфантильного взрослого, плохо приспособленного для нахождения в социуме. Тогда проблемы возникают не только у него, но и у других с ним. Это хитрость плюс леность –переложить ответственность с себя на других.
+ Отчасти верно. Мне бы не хотелось здесь подробно останавливаться на психологических заморочках личности или психических расстройствах. Тем более я не специалист в этих вопросах. Я лишь указываю на то, чем чревато для нас создание индивидуального поезда.
Поэтому, когда для духовного ищущего встаёт вопрос о поиске выхода из мира, то прежде всего нужно разобраться внутри – в своём поезде, и постараться выйти из него. Возможно, это не будет полным и окончательным освобождением, а вероятно, лишь начальным этапом, но от привязок и тождественностей с социумом точно освободимся. И тогда возникнут переживания обретения внутренней свободы, лёгкости, ясности, яркости, остроты и простоты существования. Социум не сможет в таком случае навешивать и накладывать на человека обязанности, требования, проекции и ожидания. Снова всплывают слова Григория Сковороды: мир ловил меня, ловил, но не поймал. Тогда ты сходишь с колеи, ты больше не поезд, и идёшь по пути со своей ношей, которая не обременяет. Бывает в духовной практике, что человек сидит в медитации, но тем не менее, идёт по пути. Вот какой может быть самокат! Потому что в глубокой медитации ты не стоящий, сидящий, лежащий камень, а живой поток сознания в Сущем. Самокаты могут быть любыми. Ты отыскиваешь самокат и осуществляешь наставление-призыв –«будьте как дети». И в 40, и в 70 это актуально – быть как дети. Быть собой, быть текучим, быть в моменте «здесь и сейчас». Существуют ли проблемы, тревоги или напряжение в настоящем моменте? Их нет. Они в уме, в проекциях ума о прошлом и о будущем. Если возникает напряжение, не физическое, а психологическое, вызванное сопротивлением тому, что быть, то наше внимание из «момента Сейчас» выпадает в мир, и попадает в поезд. Или под поезд.
- Если это происходит, а такое всё время происходит, то оно происходит опять или снова?
+ Каверзный вопрос. Это уже на твоё усмотрение, согласно твоему мироощущению. Это как с граблями: старые они или новые, те же самые или каждый раз разные.
- И какие же?
+ Без ответа. Ответ будет индивидуальный и ситуативный. Важен сам факт наличия граблей, или ям на пути.
Итак, мы являемся поездом, и мы те, кто находится в поезде. Да, это разные поезда, но они тождественны. Сойдя с одного поезда можно уловить, где находится выход на втором. Подсказка – все поезда, колеи, все пункты назначения и графики движения в уме. Это тонналь, если по Кастанеде.
Так что будем внимательно читать и перечитывать классиков художественной и эзотерической литературы, религиозные, философские и духовные тексты, критически мыслить, но ориентироваться придётся на пустоту, и ею же руководствоваться. При отсутствии фундаментальной материальной опоры, когда внезапно осознаёшь её иллюзорность, нет и поездов, которые возникают в нашем воображении (при том, что оно не наше). Опора духовного ищущего, а тем более, нашедшего Себя и попавшего Домой – это опора на пустоту. Поначалу подобное ужасает. Но назад дороги нет, вокруг пустота. А ты быть и Я Есть. Но одновременно с ужасом возникает и удивление, сменяющееся восторгом. Привыкнуть к ощущению опоры на пустоту невозможно, но так жить – возможно. Многие, конечно, вытесняют или теряют это ощущение, ум возвращает их в мир. Но они уже «иные». Их будет манить и затягивать бездна. Попадая Домой мы обнаруживаем, что Дом пуст. В том смысле, что, будучи наполненным объектами, содержаниями, смыслами, символами и ценностями в нём никого нет, кроме Я. Так и Я нет, как идеи, формы, имени, ибо Естность это отсутствие. Нет ни хозяина, ни гостей в Доме, который Есть. Отсутствие некто означает Присутствие Никто. Туши свет.
- Да будет Свет!
15.10.22
Свидетельство о публикации №222101501683