Человек Так надо

Был живой, даже очень живой. А теперь мертвый. Нет, не умер. Целиком не умер.

Глаза потухли. Пустые стали, не лучатся больше, не горят.

Еще не так давно горели. И в жизни, и на всех фотографиях светились – веселый, страстный, соблазняющий, бешенный, иногда смешной детский наивный взгляд. Но всегда искренний, наполненный любовью или ненавистью, всегда за взглядом было что-то. Взгляд – не отвести глаз, взгляд – невозможно оторваться.  В глаза заглядываешь и видишь такую глубину, такую бурлящую жизнь, само желание жизни в них. А теперь нет жизни. Или так – было желание, а теперь есть «ТАК НАДО». Как будто вживили внутрь программу и теперь нельзя ни в право, ни в лево. Нельзя быть живым. Что-то пропало.

Откуда взялось это «так надо»? Спрашивать бесполезно. Это ведь программа. И просто она вдруг вступила в действие. Пример родителей перед глазами. Там все понятно, все четко. И это успокаивает. Как Кей в замке Снежной королевы – спокоен, не чувствует холода, не чувствует, что стал ледяным.

И пусть иногда так хочется просто с женой идти за руку и вдруг остановиться прямо посреди улицы. Вокруг пешеходы, пенсионеры осуждающие, мамы с колясками, спешащие куда-то прочие члены общества. А ты остановился с женой, потому что так захотел, потому что знаешь, что так хорошо - обнял, прижал ее к себе крепко-крепко и поцеловал долгим мокрым поцелуем. Просто потому что живой и нахлынуло. Потому что любовь.

А потом маленькую дочку схватил и побежал с ней на площадку и дурака валять начал, как ребенок. Все смотрят, смеются, некоторые возмущаются, а тебе хорошо и дочке радостно – а почему нет?

Но нельзя. Потому что неприлично. Так не делают. Не пьяный же, а ведешь себя как пьяный. Пьяному – можно все. Пьяному море по колено и ничего не страшно. А трезвый – ты другой. Ты серьезный, отец семейства, есть жена, дочка – разве можно быть свободным, если на тебе такой груз ответственности?! Даже думать об этом страшно! О своих желаниях думать страшно, о чувствах.

И, как отец семейства, ты идешь рядом с женой, потому что ТАК НАДО. Весь такой ответственный, волочишь на себе тяжелые пакеты из Ленты, и сухо, сдержанно обсуждаешь бытовые вопросы, думаешь, как сэкономить деньги на отпуск, как выделить время, чтобы помочь жене с прополкой огорода на даче и пр. и др. Потом устанешь, на скамейку сядешь и дочка рядом грустная тянет тебя поиграть, а ты на нее строго так посмотришь: «Не видишь, папа груз ответственности тянет?! Не до тебя сейчас». Потоскуешь где-то в глубине осуждающе: «Эх, детство беззаботное!» Хотя сам недавно таким был. И дочку вроде жалко, и себя таким же вспоминаешь, но слабину не даешь. Ведь папа – это такой строгий мужчина, с пустыми усталыми глазами, скрывающий свои чувства и не позволяющий себе разных детских шалостей. "Кошелек на ножках, навьюченный мешками и ответственностью".

ТАК НАДО - это просто родовой девиз.  И дед так ходил, и отец так ходил. Значит и тебе так надо. Почему? А к чему задумываться? Задумаешься – и вдруг программа даст сбой?! И ты очнешься, как Кей в сказке про Снежную королеву. Помните? «Если я сложу слово «вечность», королева подарит мне весь мир и пару коньков в придачу». А нужен тебе весь мир? А коньки? А в ответ одно -  "Ты… ты беспокоишь меня".

И складываешь ты это слово, чтобы получить реально ненужный тебе «весь мир». Но только не получается ничего – ни у деда не получилось мир получить, ни у отца. И у тебя не выходит. Потому что, как в известном анекдоте, буквы не те на руках. Но чтобы это понять – нужно остановиться, перестать быть человеком ТАК НАДО. Снова стать собой – живым, теплым, лучистым, страстным.


Рецензии