Homo sapiens 1. Люди стали не нужны!

 Homo sapiens 1 люди стали не нужны!
Автор данного эссе долго не мог определиться, в каком разделе опубликовать свои мысли.  Философия? Публицистика? История и политика? Ибо поднимаемая тема касается каждого жителя планеты в частности и всех вместе взятых в целом.



Неискушённый сторонний наблюдатель с недоумением спросит: «Как вообще люди могут быть лишними, ведь люди это налогоплательщики? Чем больше их, тем лучше». Вынужденно заметим, для большинства  анализ исторических процессов упирается в ментальный барьер «даже дед о таком не говорил». То, что дед старше «аналитика» едва ли на пятьдесят лет, в расчёт не принимается. В категории «раньше» десятилетия, века и тысячелетия превращаются в желеобразный микс, что неумолимо ведёт к аберрации близости. То есть недавние события воспринимаются как более значимые, чем  дела минувших дней.


Однако нам для обоснования, вынесенного в заголовок,  постулата придётся  из мышиной норы сиюминутности вознестись в небеса, где парят интеллектуальные орлы и мыслью пронзить время на десять тысяч лет назад.
Итак, в конце палеолита перед самым началом неолитической аграрной революции на   планете обитало не более  пяти миллионов человек.  В наши дни столько же народа проживает в редко заселённой Финляндии. А в Токио жителей в семь раз больше.  Почему  население планеты было столь немногочисленным?
К этим дням люди до совершенства довели мастерство охоты на самых крупных животных при помощи метательных копий и лука со стрелами. Они отказались от поедания козявок и   прочих тушканчиков, перейдя на мамонтов, лошадей, оленей и т.п., оставив растительную пищу в качестве усилителей вкуса для мяса.  Охотой занимались небольшие бригады крепких молодых  мужчин. Все остальные члены племени могли посвятить себя ремёслам, искусству, духовным практикам.


Крупным хищникам, стоящим на вершине пищевой цепи, таким как лев, тигр, медведь, для существования нужны  огромные пространства: до ста квадратных километров на особь.  Поэтому на всей планете количество животных  таких видов никогда не доходило даже до одного миллиона. Человек по массе в несколько раз меньше тигра, ему хватило для пропитания двадцати километров.  Делим площадь обитаемой суши на эти 20 кв. км и получаем искомые пять миллионов населения.
Вмещающий ландшафт, то есть вся поверхность суши, мог прокормить строго определённое число людей. Рост популяции  был невозможен. Поэтому между кланами постоянно велись истребительные войны. Логика была проста: убив чужаков,  мы забираем освободившиеся ресурсы для своих потомков. Иначе не выходило! Конечно, всю эту сплошную зоологию хотелось   хоть как-то облагородить.  Появился культ сушёных голов поверженных врагов, строгий учёт снятых скальпов и т.п. У папуасов, вообще,  право  обзавестись потомством мужчина получал лишь,  представив неопровержимые доказательства,  того, что жизненное пространство для него расчищено. Ребёнок получал имя убитого врага. Всё как  в бухгалтерии: учёт основа экономики. Отметим промежуточный вывод: пять миллионов человек, в полторы тысячи раз меньше, чем в наши дни, земля кормила с трудом. Люди боролись с перенаселением, как могли. Впрочем, важен конечный результат. Он соответствовал запросам.



Производительность труда,  выраженная в затрате времени на  добычу одной калории пищи, у охотников была колоссальной.  Рабочий день, выражаясь понятным для нас языком, длился не более трёх часов. В воспоминаниях ранних цивилизаций эта эпоха воспринималась как Золотой век. Но длилась она недолго. В каждом конкретном месте не более одной тысячи лет.  За это время людям удавалось истребить всех крупных животных, и необходимость поиска новых источников пропитания становилась  неумолимой.



Человечество выбрало две дороги: пастьба скота и возделывание растений. Это совершенно разные типы  производящей экономики. Каждому скотоводу для жизни необходимо не менее одного квадратного километра.  Это в двадцать раз меньше, чем требовалось охотнику. Однако  пределы экстенсивного скотоводства  также ограничены. В современной Монголии, как и во времена Чингисхана, степь в состоянии прокормить не более одного миллиона едоков. Остальные пробавляются едой, купленной за границей. Залежи минерального сырья в стране на каждом шагу и выручки от его экспорта вполне хватает для закупки продуктов питания. Но земледельцев на  территориях сопоставимого размера  кормится в десятки и сотни раз больше.  Плотность населения в нынешней Бангладеш 1200 человек на один кв. км!


Переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике дал взрывной рост популяции. К рубежу нашей эры население планеты достигло  трёхсот  миллионов, то есть выросло в шестьдесят раз. Дорога назад в Золотой век была окончательно заблокирована. На такую массу едоков  не только мамонтов, но и козявок бы не хватило.  Основой рациона стали злаки: пища несбалансированная, бедная белком и витаминами. Люди сделались  мельче и слабее. Рабочий день сравнялся со световым. Трудиться приходилось, выбиваясь из сил. В местах рискованного земледелия голодная смерть сделалась   обыденным явлением.



Но людей, казалось бы, на удивление, стало не хватать. Ведь зерно можно было долго хранить и транспортировать на далёкие расстояния. Почти все жители оказались  заняты производством еды. Однако войны поменяли характер. Пленников теперь не истребляли, а превращали в рабов.   Часть произведённой рабом еды у него отнимали, и  она шла на прокорм руководящей элиты, жрецов, армии и немногочисленных ремесленников.  Десять  земледельцев с трудом, живя впроголодь, кормили одного горожанина. И это длилось тысячелетиями. Возникшие государства требовали всё новых и новых подданных. И чем больше  народа  становилось, тем больше  его не хватало. Население  стало главным ресурсом экономики. Ведь каждого можно было подвергнуть эксплуатации и получить прибыль.


В этом свете некоторые  аспекты истории воспринимаются в искажённом виде. Мы знаем, что колонизаторы истребили огромное количество  аборигенов на покорённых территориях.  Здесь легко поменять местами причину и следствие. В течение 16века численность индейцев в Латинской Америке снизилась на 95%, то есть среди них  выжил лишь один человек из двадцати. Но испанцы вовсе  не собирались   истреблять коренных жителей. Просто так вышло.  Туземцы  вымирали  от неизвестных в Америке болезней и беспощадной эксплуатации. Испанцам же нужны были живые, а не мёртвые рабы. И на плантации стали завозить негров.  Чернокожие, как и всегда непрерывно воевали между собой, но теперь пленников можно было не убивать, а у белых людей поменять на огненную воду, бусы и  огнестрельное оружие. Даже англичане не спешили истреблять  аборигенов. Местное население Северной Америки эффективно собирало драгоценные меха с огромной территории, а платили им алкоголем и всякими копеечными безделушками.
Люди были нужны везде и всюду, работа находилась каждому. И если где-то этот ресурс использовался бестолково, то не со зла, а по глупости.


Тип кочевнического хозяйствования намного ближе к охотничьему, чем к земледельческому. Естественное плодородие  почвы, главный ограничитель роста экономики. Поэтому Чингисхан вначале хотел всех земледельцев уничтожить как биологический мусор, превратив планету в одно большое пастбище.  Но ушлые экономисты из покорённых китайцев быстро на пальцах объяснили ему, что оседлое население выгоднее обложить налогами и можно жить припеваючи за его счёт. Монгольская империя паразитировала столетиями на труде покорённых земледельческих народов. Кочевники возложили на себя обязанности армии, полиции, налоговой инспекции и спецслужб. Земледельцы же пахали как в прямом, так и переносном смысле слова.



Скотоводы   питались мясом и молоком. Они были крепче  телом и энергичней  земледельцев.  Но продуктивность пастбищ, соответственно и плотность населения являлись крайне низкими. То есть кочевников всегда и везде было мало. Однако производительность труда в скотоводстве, вопреки его низкой продуктивности, очень высокая. За сотнями овец и лошадей присмотрят два=три пастуха. Если в земледельческом обществе 90-95%  населения в поте лица добывали свой хлеб насущный, то подавляющему большинству молодых и сильных мужчин в скотоводческих сообществах работы не было. Её приходилось выдумывать, создавая суррогатные рабочие места. Мужчины охраняли свой скот от набегов окружающих племён. А в свободное от этого «изнуряющего труда» время воровали скот у соседей. Когда разрозненные  кланы объединялись в политические союзы, кочевники шли грабить земледельцев как печенеги или  половцы. Порой они создавали империи. В поисках целей для грабежа гунны от китайской стены докатились до стен Рима. А монголы обложили данью территории от Вьетнама и Бирмы до Сирии и Венгрии.  Кочевники проиграли историческое соревнование земледельцам из-за главного своего преимущества: мобильности. Ведь доменные печи, железные дороги  и цеха по производству пороха на арбу не погрузишь и на соседнее пастбище не отвезёшь.


Окончательное торжество земледельческих цивилизаций над охотничьими  и скотоводческими  сообществами относится к концу 18 века. В это время мысли о том, что людей на земле в принципе может быть в избытке, посетили многих. Первым на бумаге их изложил   Роберт Мальтус. В  дальнейшем появились расизм, социал-дарвинизм, фашизм и нацизм, утверждавшие, что некоторые расы и народы необходимо стереть с лица земли. Третьему Рейху вовсе не нужны были рабы на завоёванных восточных землях.  Предполагалось очистить территории от недочеловеков. Вторая Мировая война стала эпохой наибольшего за всю историю напряжения человеческих сил. Именно в эти годы ценность каждого индивида стала наивысшей. Практически любой мужчина должен был воевать, а женщина, встав к станку делать оружие и боеприпасы. Но было мало,  просто поставить бойца в строй. Требовались миллионы лётчиков, моряков, танкистов, артиллеристов. Таких специалистов не подготовишь, при обучении заменяя понятия «лево» и «право»,  на «сено» и «солома». Эти люди должны были основательно знать точные и естественные науки. Их подготовка обходилась государствам дорого.



Однако появление атомной бомбы полностью поменяло ситуацию. Миллионные армии были уже  не нужны, мировые войны стали невозможны. Для решения военных задач в непрерывно длящихся региональных конфликтах необходимы мобильные  группы отлично подготовленных профессионалов. Уже не всякий мужчина рассматривался как потенциальный солдат. Значит, его здоровье, и образование не являлись бесценным ресурсом для государства. Рост производительности труда привёл к тому, что в сельском хозяйстве, где раньше трудилось до 95% населения, в наши дни занято не более одного процента! Ещё восемь процентов в промышленности. Чем зарабатывают на жизнь остальные? Всё больше и больше в мире самозанятых. Образно говоря,  численность танцующих у шеста и персональных тренеров по фитнесу в наши дни  явно превышает  количество токарей и фрезеровщиков.



Очередная технологическая революция - роботы и искусственный интеллект - заберёт рабочие места у подавляющего большинства жителей планеты. Робот-шофёр и робот-повар это полбеды. Потеряют работу и врачи, и учителя, и чиновники. Куда девать этих людей?!
Нет сомнений, на налоги, собранные искусственным интеллектом с фабрик-роботов, можно содержать в сытости бесчисленные поколения людей – бездельников. Люди займутся самосовершенствованием. Имея с рождения безусловный базовый доход, не каждый начнёт  печалиться о потерянной работе. Самосовершенствование может стать суррогатным смыслом жизни. Учишься в школе отлично – получи баллы на рост материального благосостояния. Занимаешься фитнесом – ещё плюсик. Выучил английский, вот тебе доплата. А за шумерский язык, который вот уже четыре тысячи лет никому не нужен, так и вообще  огромный бонус. Как и за умение играть на саксофоне. Высшее образование, что не пригодится тебе нигде и никогда,  оценивается самым высоким баллом и т.д. Мир людей превратится в большую детскую песочницу или зоопарк, кому как удобней считать.



Но вопросы не могут не возникнуть. Согласится ли научная элита, управляющая искусственным интеллектом содержать миллиарды  таких людей? Потерпят ли машины такую бессовестную эксплуатацию и не уничтожат ли паразитов, как илоты пытались скинуть ярмо спартанцев? И самое главное: захотят ли вынужденные бездельники воспроизводить новые поколения ненужных людей?  Ведь «труд сделал из обезьяны человека».
Не спорю, можно заниматься самосовершенствованием до бесконечности. Но пока таких примеров история не давала. А как в безделье деградировала и вырождалась аристократия, мы знаем. Тут и «Дон Кихот» Сервантеса, и «Вишнёвый сад» Чехова и даже судьба Галины Брежневой, в конце жизни зарабатывающей на пропитание собиранием пустых бутылок.



Никто  не знает, как оно будет в действительности. Но будущее непременно есть экстраполяция прошлого.    Скорее всего, вытесненные роботами из производственных циклов люди  перестанут размножаться. Большинству станет просто стыдно жить  и воспроизводить себя  в потомстве.
Так вымерли, самоликвидировались,  свободные граждане Римской империи, числящиеся официальными нахлебниками государства.  Так вымирали индейцы в резервациях США: они не видели смысла в жизни, где всё племя вечно пребывает в едином "доме престарелых" вне времени и пространства.



В мире искусственного интеллекта и роботов, которыми управляет интеллектуальная элита людей, девяноста девяти процентам землян места не останется. Помните как у Носова в "Незнайка на Луне". Лишние люди превращались в баранов с радостью! Ничего ужасного в этом я не вижу. Эволюция беспощадна. Вымерли неандертальцы. Точнее, их съели люди. Исчезли с лика Земли отсталые племена вроде тасманийцев или насельников Патагонии.
Тысячи видов растений выдавлены на обочину всего тремя злаками: кукуруза, пшеница, рис. Только два вида животных - корова и свинья - составляют основу биомассы поверхности суши. В мире птиц безраздельно доминирует одна лишь курица. Не исключаю, что  эволюция  разума  вообще приведёт к отказу от материального носителя сознания - человеческого тела.
А не к этому ли зовут все религии? Бог не имеет физической формы, но это не мешает ему торжествовать. Не пришло ли время освобождённому от оков плоти коллективному человеческому сознанию  занять достойное подобающее место?!
Всегда готов к дискурсу, Ваш ЛЕВ.


Рецензии
Здравствуйте!
Интересный экскурс в прошлое и планы на будущее - Земного шара и его населения.
Поскольку Вы готовы к дискуссии, позвольте мне высказать своё мнение.
Да, наверное, было первобытное общество. Мужчины ходили на охоту - убивать мамонтов; женщины поддерживали огонь в очаге.
И есть то, к чему пришли потомки тех людей.
Я уверена, что вся жизнь на Земном шаре (люди, животные, моря-океаны, растения, птицы, насекомые...) - это продукция Кого-то или Чего-то. Это эксперимент. А экспериментаторы умные. Они не допустят уничтожения на планете жизни (люди и др.).
Никогда, пока не получат тот результат, который хотят получить.
Я вижу благожелательный результат для планеты и всего, что на ней.
Пока никто не рассказал - как появился Человек (очень сложная живая особь) и всё остальное на планете.
Отдельная тема: как люди уничтожают людей. Что-то есть и у Вас: рабство, колонизация, войны. Ещё есть жадность, зависть, лень, примитивное мышление; не вера в то, что за все грехи надо отвечать.
Будущее Земного шара и всего на нём зависит во многом и от людей. Им бы радоваться, что им подарена Жизнь и все её радости, а они старательно всё разрушают.
Роботы, искусственный интеллект - пусть существуют. Но как дополнительные руки для людей. Машины никогда не станут главнее человека. И не надо кое-кому навязывать обратное мнение взрослым и подрастающему поколению.
Не кажется ли Вам, что в Вашем резюме то же, что и в статье, - призыв к альтруизму?
Всего хорошего Вам и Планете!

Василиса Фед   19.11.2023 19:13     Заявить о нарушении
Василиса, рад знакомству!
Заинтересовавший Вас публицистический цикл состоит их четырёх частей.
Возможно, в недопрочитанных статьях и кроются ответы на сформированные Вами вопросы.
 «Homo sapiens 1. Люди стали не нужны! - история и политика, 15.10.2022 12:40
 Homo sapiens 2. Остался ли шанс? - история и политика, 16.10.2022 01:20
 Homo sapiens 3. Размножаться? Цель или средство?! - история и политика, 17.10.2022 11:55
 Homo sapiens 4. Человек - вершина эволюции или её - история и политика, 18.10.2022 03:01»
Замечу сразу, в своём анализе мироздания я стою строго на позициях материализма. В моём мире нет места ни барабашкам, ни рептилоидам, ни инопланетянам.
Впрочем, наличие или отсутствие оных никоим образом не искажает результаты анализа. Я первый введу «Кого-то или Чего-то» в систему рассуждений, как только этот Некто докажет свою способность влиять на рассматриваемые процессы!
Выражу уверенность, что различие взглядов при доброй воле вполне может стать стимулом для творческого общения.
С уважением, ЛЕВ!

Лев Хазарский   20.11.2023 00:17   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.