Лейтмотив. Рассказ
Рассказ.
«Лейтмотив – ведущий мотив. Термин введен в теорию музыки Рихардом Вагнером, и применяется иногда в литературоведении» (Википедия).
«Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста». Пабло Пикассо.
Осенний переполох притаился пока в кронах отдыхающих яблонь, провисших до земли и осыпающихся от прикосновений гроздей поздней малины.
Но октябрьский настойчивый дождь все чаще наигрывает на огромных виноградных листьях за окнами свои задумчивые загадочные мелодии. В этих аккордах падающих капель - свои ритмы, глубина, неизъяснимая проникновенность очищения и скрытой радости.
Дождь – не всегда слезы прощания. Чаще – это призыв к взгляду внутрь себя.
Недовольство окружающим миром, осознание неисполненных надежд и планов, удары жизни, расписка в бессилии изменить внешние преграды – постоянно закручивающаяся возле каждого поземка неудач обязательно развеется, если судьба столкнет вдруг с необычной силой духа удивительного человека.
Начало восьмидесятых годов. В подвале новой трехэтажной школы решено сделать подростковый клуб и тир. Энтузиазм старшеклассников удивляет учителей и родителей. После уроков – не хватает носилок и лопат, пыль столбом от уборки оставшегося строительного мусора.
Но, наконец, стены оштукатурены, проведено электричество. И на крутой лестнице – моя первая встреча с незнакомым парнем на костылях. Длинные волосы до плеч, модный чуб до бровей, очки в темной оправе, улыбчивый, разговорчивый,
- Он - художник из соседнего села! Будет рисовать! Картины у него – просто фантастика! – докладывают ученики.
Двести десять квадратных метров безжизненных стен ожили под кистью этого необыкновенно талантливого мастера, который в подземелье без окон вдохнул энергетику покорения человеком космоса. Абстракция, звездное небо, первопроходцы в скафандрах. И невероятное воодушевление от этих смелых ярких картин, созданных человеком, передвигавшимся с огромным трудом, работавшим кистью часами в духоте, в постоянном напряжении, в неудобной позе.
Вторая встреча – в библиотеке парткабинета райкома партии. Молодых коммунистов после какого-то совещания пригласили на выставку местного художника Акманова Шакира Ивановича.
Картины разного размера были написаны маслом на холстах, но эти островки природного великолепия, выхваченные из узнаваемых мест на реке Еруслан, с лесных опушек, сельских улиц, пленяли загадочностью цветовых оттенков разных времен года, необычностью сюжетов, особым неповторимым почерком зрелого художника.
Шакир был взволнован, смущен вниманием и множеством восторженных слов. В конце встречи библиотекарь предложила желающим приобрести картины. И, промедлив тогда, до сих пор жалею, что не успела купить поразившую меня картину «Поздняя осень» с улетающим клином птичьей стаи. Дома сейчас висит полотно в самодельной раме с огромными сосновыми деревьями необычной формы, с обломанными вершинами на фоне далеких гор и стремительного потока в золотистой дымке восходящего солнца.
Спустя десятилетия, недавно, когда Шакир Иванович выставил часть картин на своей странице в Одноклассниках, узнала настоящее название: «Пейзаж по-китайски», или «Страна, где я никогда не был».
Самобытный художник- самоучка, человек – легенда, написавший более двух с половиной тысяч картин, с творчеством которого знакомы тысячи людей за пределами нашего сельского района и страны.
Обычный подвижный мальчишка из заволжского селения, бывшего Гнадентау, основанного немецкими колонистами в Х1Х веке на берегу реки Еруслан, до одиннадцати лет рос в многодетной татарской семье, где у отца в метрике было записано почему-то при рождении русское имя Иван.
И вдруг - полная неподвижность в результате полученной травмы позвоночника при купании на реке. Неправильно поставленный диагноз. Шесть лет отчаяния, боли, страданий в своей комнате, когда за окном менялись неторопливо краски обновления и угасания природы. И спасение от собственного бессилия – только в ласке и терпении родительских рук и сердец, чтении книг и рисовании. Альбомы тех лет, к сожалению, не сохранились.
А потом три года безвылазного пребывания в областной больнице, где благодаря таланту военного хирурга, множеству сложнейших операций и ВЕРЕ, юношу удалось поставить на ноги с помощью костылей.
«Я был очень терпеливым. Никогда не плакал, - признался Шакир Иванович. - В бетонной стенке палаты за это время указательным пальцем пробуравил дырку на длину своего пальца».
Неуемная энергия молодости, возможность вырваться из замкнутого пространства на свободу, первая влюбленность прессовали изо дня в день твердость характера, силу духа, возвышенность чувств, впечатлительность и восторженное отношение к природе родного края.
Рисование стало смыслом всей жизни и средством существования.
Методом проб и ошибок, неимоверного терпения и самостоятельного обучения по специальным книгам возникали на холстах по наитию художника совершенные пейзажи в фантастическом освещении зимнего великолепия, осеннего беспредела, абстракции на темы «Моя боль», «Предопределение», «Крик Земли», «Ледяная роза» и другие.
Приходилось ли вам в жизни видеть летающую птицу с одним крылом? Вряд ли. А юный художник сумел развить заложенные природой способности, подняться до философского осмысления своего предназначения, подарить свое творчество восхищенным зрителям.
И лейтмотивом его жизни стали слова: ВЕРА и ТРУД.
Утром после своего дня рождения в сентябре художник обязательно начинает рисовать новую картину. Вы только вслушайтесь в названия некоторых из них – неповторимых, самобытных, ярких, в которых отражается индивидуальность и поэзия: «Золотые струны леса», «Память о любви», «Сиреневый покой», «Прощальный пожар осени» и другие.
Шакир Иванович рисует иллюстрации к сказкам местного сказочника, сочиняет стихи, но никогда их не записывает, помнит все наизусть. В портретных работах старается передать индивидуальность каждого человека, подчеркивая выразительностью приемов увлечения и устремления.
Он живет в семье родного брата. Гордится взрослыми племянниками. И всю свою нерастраченную на картины любовь он дарит чужим детям.
Десятки мальчишек и девчонок из разных сел после занятий в школе, в воскресные дни, во время каникул переступают порог этого жилого дома, чтобы научиться у доброго волшебника искусству любви окружающего мира, празднику чудесного полета на крыльях мечты в мир фантазий и красок.
Работы детей Шакир Иванович выставляет на своей странице в Одноклассниках, радуется их успехам:
- Стараюсь их не напрягать, учу любить рисовать. Я не могу выделить кого-то из детей, кто у меня учится. Все одинаковые и очень хорошие, несмотря на различия в характере.
Ученики настоящего мастера - это его продолжение, будущие «звездочки» на его условных погонах восприятия действительности.
«Главный критик для себя – это я сам. Человек, который относится к себе самокритично, и является лучшим оценщиком своих работ! - вот кредо талантливого художника Ш.И.Акманова. - Счастье – это твоя прожитая жизнь, за которую не стыдно. Я доволен, что Всевышний дал мне возможность реализовать себя!»
Недавно Шакиру Ивановичу исполнилось шестьдесят девять лет. В доме мало его картин. Они разлетелись по всей стране. И пусть в книге жизни успешного художника остаются еще много долгих лет - страниц для будущих устремлений, новых прекрасных картин, благодарных учеников и радости созидания.
Свидетельство о публикации №222101500835
Как рады за чужого человека. Это говорит о таланте
хорошего автора и его доброй душе. Благодаря этому,эссе
получилось и назидательным, и интересным.
С искренней симпатией
Анна Куликова-Адонкина 23.09.2024 12:48 Заявить о нарушении
Татьяна Чебатуркина 26.09.2024 08:41 Заявить о нарушении