Письма к Маню. 1, 2, 3, 4

Письма к Маню

12. 02. 2022
Привет, Маню.
Наконец-то смогла встать и набрать простой текст.
После Рождества свалилась в болячки. Ну что об этом писать. Жива и славабогу!

В основном сил хватает только чтобы включить комп и набрать в строке поиск фильмов. Нашла что-то напоминающее сериал. Производство Франция. Странно. Такая некрасивая актриса, но как она сама по сценарию любит повторять: "Зато умная", и зависаю над загадками детективных историй, которые эта женщина без возраста, раздражающая детскими косичками, раскрывает. И тем не менее, тем не менее смотрю. Потому что такие красивые места Франции всё время в кадре, ведь женщина-детектив "капитан Марло" без конца направляется во все районы страны, где случаются сложные для раскрытия  преступления. У меня сложилось впечатление, что авторы,(продюсеры), показывая разную, удалённую от Парижа Францию, решили таким образом  привлечь в потаённые уголки своей родины, заинтересовать так сказать зрителя, превратив его в потенциального туриста. А что… может быть я и права, настолько красивы пейзажи, замки, интерьеры богатых и не очень французов, разные слои населения. Да, Манюша?

Смотрю по две-три серии в день, погружаюсь в визуальные путешествия по местам, в которые я уже навряд ли когда попаду.
Слушаю музыку. С этой точки зрения интернет прекрасен. Это тебе не чемодан с бобинами плёнок, или коробки пластинок. Пара движений мышки и ты в кино или концертном зале.
 Маню, прости, но  на сегодня всё.
Не болей.
 Обнимаю тебя и целоваю.


05 марта 2022

Моя дорогая Маню, так тяжело. В горле хрустит песок. Сердце превращается в потрескавшийся грунт выжженной пустыни. И слова, слова перекати-полем разносятся среди этой безжалостной суши в разные стороны.
Пытаюсь собраться в кучку и собрать их вокруг себя в стог.

 И Читаю. Хотя спазмы сосудов в голове не дают долго напрягаться.
Переключаюсь с бумаги на экран - чуть легче, благо далеко висит.
"Новости" мои дети запретили смотреть. Но никто ж не проверит, что мне в  интернете доступно, историю я чищу постоянно:)

 За пару месяцев  осилила 60 серий, или около того - французских и шведских фильмов. Ох, шведские оказались такими милыми. Потом там такой "красавчег" занят в главной роли. Что-то в нём есть от моей первой любви. Вот и получилось - "смотреть не насмотреться". Очень отвлекает от сегодняшней ситуации. Удивительно живут люди на островах. Главное средство передвижения - катера. И знаешь, Маняша, так состояние природы напоминает наш Карельский перешеек. Особенно когда - что у нас, что  у них -  белые ночи. И вообще весь сериал снимался в основном летом, летами. Там кажется восемь  сезонов. Главные герои созданы друг для друга. А вместе быть так и не получается. То у неё муж новый, то у него жена возвращается, то опять уходит. И это всё на фоне умиротворяющих кадров природы и воды.

Ты же знаешь, как эта водная гладь успокаивает. Я правда почти не слежу за самим детективным сюжетом, скорее я просто любуюсь приятным молодым лицом героя, цветом кадров, плеском воды, и как взрослеют ГГ. От сезона к сезону. Меняется окружение… и только эти двое остаются… и всё не вместе.
Любовь... Что  она?
А читаю я  Герцена. Сподобилась в кои-то веки.

Теперь думаю, а может и хорошо, что я не успела выложить в "ФАКСИМИЛЕ НА СЕРДЦЕ" "Моховую"(она такая длинная получается, как ни сокращаю - впору из неё три главы сделать) Заглянула полистать - это правда, я что ли написала? Так много? Мань, зачем? Разве что в пространство Вселенной.

Читаю, что в доме №3 жил знаменитый И.А, Гончаров. Здесь он написал свой знаменитый роман "Обрыв". И в этот момент я сразу построила цепочку… Гончаров -Герцен -Огарёв- Таня Огарёва. Татьяна Николаевна. Из тех самых... Надо написать. Помнишь, лет десять назад я тебе про неё рассказывала. Про Изборск и Татьяну и её музей народности сету. Пока сил на это нет. Может быть… потом.
Так вот "Былое и думы".

Всплыло одно слово - эмансипация. Как-то оказалось, что во всех романах, произведениях  того времени авторы так или иначе касаются темы женской дискриминации, темы униженного положения женщины в обществе. Тут не только Герценовское "Былое и думы", хотя там этой теме посвящено очень много в 4 части, да и жизненные обстоятельства Герцена таковы, что любимая жена полюбила другого и дочь Оля,(прожившая 103 года), возможно и не дочь Александра... Но в конце концов жена вернулась к мужу.
 
А история Некрасова и г-жи Авдотьи Панаевой - брак втроем из-за невозможности развестись? Впрочем Некрасова всё устраивало. 
А как относиться к двоеженству Тютчева, любвеобильного душки, которому прощали все и всё и даже три (Карл, ТРИ!!) а не две семьи.

Кстати, оказывается А. Панаева написала несколько книг и была издаваема, и в книгах своих как раз писала о несвободе женщины, о её бесправном положении - быть насильно выданной замуж и всю жизнь терпеть. А Чернышевский с его Верой Палной, а "Живой труп" Льва Николаевича. Много авторов поднимали эту тему.
 
И да, трудно без контекста времени читать. И не очень-то сопереживаем наверно от того что мы родились и выросли в другом обществе, где женщина свободна, где её не покупают и не продают и вдруг… Опять капитализм и опять всё продаётся и всё покупается. Только нравственные устои разрушились. Не стало берегов...

Романтика? Куда делась романтика? Вот! Оказывается надо читать "Обрыв" Гончарова. Там как раз описывается как пропадала романтика уже в 19 веке.
Но вернусь к Герцену и его рассуждениям о женщине в 4 четвёртой части "Былое и думы". Тем более там, на примере живописи всё строится, а это…
 Это-то мне, естественно, ближе всего.

О женщине, женщине-матери, Богоматери.
Маню, прости, что  выдернула много, цитата большая, но иначе не получается, так что прости ещё раз.



"Это измученно-восторженное лицо, эту радость, летающую вместе с началом смерти около юного чела родильницы, я узнал потом в Фан-Дейковой мадонне в римской галерее Корсини. Младенец только что родился, его подносят к матери; изнеможенная, без кровинки в лице, слабая и томная, она улыбнулась и остановила на малютке взгляд усталый и исполненный бесконечной любви.
Надобно признаться, дева-родильница совсем не идет в холостую религию христианства. С нею невольно врывается жизнь, любовь, кротость – в вечные похороны, в Страшный суд и в другие ужасы церковной теодицеи.

Оттого-то протестантизм и вытолкнул одну богородицу из своих сараев богослужения, из своих фабрик слова божия. Она действительно мешает христианскому чину, она не может отделаться от своей земной природы, она греет холодную церковь и, несмотря ни на что, остается женщиной, матерью. Естественными родами мстит она за неестественное зачатие и вырывает благословение своему чреву из уст монашеских, проклинающих все телесное.
Бонарроти и Рафаил поняли все это кистью.

В «Страшном суде» Сикстинской капеллы, в этой Варфоломеевской ночи на том свете, мы видим сына божия, идущего предводительствовать казнями; он уже поднял руку… он даст знак, и пойдут пытки, мученья, раздастся страшная труба, затрещит всемирное аутодафе; но – женщина-мать, трепещущая и всех скорбящая, прижалась в ужасе к нему и умоляет его о грешниках; глядя на нее, может, он смягчится, забудет свое жестокое «женщина, что тебе до меня?» и не подаст знака.
Сикстинская мадонна – это Миньона после родов; она испугана небывалой судьбой, потеряна…
Was hat man dir, du armes kind, getan?

Внутренний мир ее разрушен, ее уверили, что ее сын – сын божий, что она – богородица; она смотрит с какой-то нервной восторженностью, с магнетическим ясновидением, она будто говорит: «Возьмите его, он не мой». Но в то же время прижимает его к себе так, что если б можно, она убежала бы с ним куда-нибудь вдаль и стала бы просто ласкать, кормить грудью не спасителя мира, а своего сына. И все это оттого, что она женщина-мать и вовсе не сестра всем Изидам, Реям и прочим богам женского пола.
Оттого-то ей и было так легко победить холодную Афродиту, эту Нинону Ланкло Олимпа, о детях которой никто не заботится; Мария с ребенком на руках, с кротко потупленными на него глазами, окруженная нимбом женственности и святостью звания матери, ближе нашему сердцу, нежели ее златовласая соперница."


 Манюша, я читаю эти слова Герцена: "Возьмите его, он не мой." И тут же  ЭХОМ в голове отдаётся, откликается Бродский: " разницы, жено, нет. Сын или Бог, я твой."
Вот тебе отрывок из стихотворения И. Б. "Натюрморт" .



Мать говорит Христу:
- Ты мой сын или мой
Бог? Ты прибит к кресту.
Как я пойду домой?

Как ступлю на порог,
не поняв, не решив:
ты мой сын или Бог?
То есть, мёртв или жив?

Он говорит в ответ:
- Мёртвый или живой,
разницы, жено, нет.
Сын или Бог, я твой.

*
Вот это вот - "возьмите - он не мой", а у Бродского:
"разницы нет. Сын или Бог - я ТВОЙ"

***

 У Герцена столько слов... Вроде всё правильно, такие философские рассуждения. А Бродский так коротко и какая суть.


Маню, ты пока не звони.
Трудно быть позитивным в эти дни.
Наверно поэтому и появилась тема Христа. И Богородицы. Матери и Сына.
А ведь ты знаешь, я агностик. Но...
Обнимаю и целоваю, твоя Эль.




 20 марта. 2022
 Моя дорогая Маню, прости что не отвечаю на звонки. Пока ещё задыхаюсь от кашля.
(Болячка + Наша ситуация)
 Писать - и то трудно. Говорить и подавно. Первые три дня в феврале я пребывала в таком шоке… Потом на меня напал страх. Страх стал грызть изнутри, как ржа. Конечно, ты же понимаешь, что не за себя. Когда в семье сыновья и все внуки мальчишки. Да? Что с ними будет?
И потянулись... Часы растягивались томительными минутами. Почему так растягивается время в ожидании?

А потом наступило 8 марта. И знаешь, что сказал мой однокашник, позвонивший поздравить меня? Он не просто однокашник, он старый друг, ему в прошлом году 80 исполнилось, поэтому …

 Так вот, он сказал то, о чём я последние дни думала тоже:
"Любаня, я вначале решил, что лучше бы я умер до всего этого. А раз нет, то надо жить, надо теперь дожить до того момента, когда всё закончится. Мы конечно  за мир, но раз случилось то, что случилось, то...  Фаталисты мы? Нет. Но значит другого решения уже нельзя было принять. Видимо до зелёнки это не закончится."

 И, Манюша… Я успокоилась. Вдруг перестала тревожиться… "Об этом я подумаю завтра". Пока это только СВО. Пока мобилизация не объявлена. Пушечное мясо пока никому не нужно. Нужны спецы, обслуживающие сложнейшую технику. И пока не задействована армия. Поэтому…

Страшно? А кто спорит, конечно страшно. Но мы не под обстрелами. Мы далеко. Как … в эвакуации что ли? Во всяком случае  во внутренней эмиграции. Только в себя. Взгляд в себя. Видимо Герцен всё же сыграл для меня свою роль. Надолго ли? При моём агностицизме… Всё так запутано. Перекладывать свои проблемы на кого-либо кроме себя? Не привыкла. И потом жизнь ведь и на войне жизнь. Не может быть всё время страшно и жестоко. Хочется всех любить и всех простить.

 Володя меня спрашивает, послала ли я свой рассказ, посвящённый Таше ("Вера. Надежда. Любовь”), в Киев. И я вынуждена была рассказать, почему не стала этого делать. Ей, им это не нужно. Все эти поездки во Львов на митинги. Эти разговоры, что Ташин отчим рассказывал как недолго учился в Универе с Бандерой, что Степан был тихий интеллигентный юноша...Да много чего, что я не хотела видеть пока...
Пока не прочитала в ФБуке пост Ташиной невестки (жены моего крестника) по поводу крушения нашего самолёта с ансамблем Александрова на борту и доктором Лизой (на минуточку -92 человека): "Во как классно, что зараз столько москалей сдохло!".

 И это написала женщина, по-русски,(ну ведь по-русски в семье говорят) сценарист по образованию, т.е человек, который пишет тексты и не просто тексты, а сценарии для людей, именно они и занимаются пропагандой.

 Это было в конце 2016. Сколько воды утекло? Нет, я не стала следовать Ташиному совету выбросить из головы всё, чему нас учили (нам, якобы  всё врали), и вообще "выбросить всё то лживое время". (Таша, и тебя выбросить вместе с временем?)
 Нет, я всё так же люблю ту девушку-женщину, мою близкую подругу, на протяжении сорока трёх лет( последние  девять уже не считаю, хотя могла бы написать и 52)   шедшую рядом, казалось ближе быть не может…

 Но общаться сейчас не хочу -  она не слышит меня. Тяжело говорить, когда твоя близкая  подруга слышит только себя и вдруг(!!!) учит меня жить, чего не делала ни в молодости, ни в зрелости. Я ведь не прошу совета. Кто телевизороголовые - теперь же не имеет значения. Больше в подробности не стала вдаваться. Не хочу возвращаться. Я поставила точку тем рассказом. Я ни от чего не отказалась и не откажусь. А  Таша… Скрылась в тумане. Услышит ли она мой посыл памяти? В моём сердце нет ни зла, ни ненависти, только любовь, грусть и сожаление.

Маню, не буду тебя напрягать больше Ташей.
 Душа.
Тише… ещё тише… ти-ше.


***
31.03.2022.

Древо моих знаний начинает шелестеть своей кроной. И хочется поделиться. Только нужно ли? Надеюсь, что близкому кругу ...хотя бы.
 Меня интересует вот этот момент культ-культура-культ-культура. Надо же…напечатала и поняла-  вечно закручиваю в круг. Или мозг у меня так закручен?


 Написала про профдеформацию два эссе. Но пока первое не буду выкладывать. Тебе его перешлю отдельным файлом. Если и решусь, то только второе. Про Гойю. А первое больше про мифы и историю, историю искусств. Я же как всегда, пишу не только про изоискусство. Тут и театр, и музыка. А где театр, там драмы, Софокл, Еврипид("Ипполит") и тут же Цветаева ("Ариадна" и "Федра"). Мне её "Федра" нравится больше чем у Расина. Она, конечно написала с других позиций. Во всяком случае я увидела кормилицу (как в "Ромео и Джульетте") виновницу всей трагедии. Конечно субъективно, Маню. Но вот не настрой она Федру, не подпитывала бы своими стенаниями, что  красота молодухи пропадает зря, не науськивала на молодого красавчика-пасынка и осталась бы верна(измена в мыслях - тоже измена) и жива Федра.  …Или не устрой кормилица свиданки малолетним влюблённым отпрыскам двух семейств генуэзских… Сама понимаешь, всё было бы по-другому. Это я так, Маню, не для разбора трагедии, а для оправдания поступков - если бы, да кабы, то и трагедий бы не случилось. А так из тьмы веков...Для создания трагедии из простой житейской истории нужен не просто талант, а гениальность.


А сейчас пишу о музыке, Манюша. Душа стремится  наверстать пропущенное за ковидные простои..))
Вернулась к большому  прослушиванию. Естественно - Шнитке. Он ведь давно в любимчиках, с Губайдулиной сложнее. Так соскучилась по живому звуку. Помнишь, несколько лет назад я писала тебе, что была на пасхальном концерте в Филармонии, там исполняли "Семь слов на кресте" её? Нашла в своих записях те ощущения, что были пережиты в Филармонии. Я их наверно использую в эссе. А Эдисон Денисов  остался в тени, как-то пропустила его. Вообще эта троица стоит как бы вместе. Зарабатывать на жизнь приходилось музыкой для кино, а творить симфонии...к сожалению, в стол. Время было такое.

 Конечно музыка к фильмам знакома, тем более столько хорошей музыки мы слушали когда смотрели в то время… ДА? Не собиралась пересматривать "Безымянную звезду", но ради музыки, ради Денисова чего не сделаешь.:) А там ведь две серии. И знаешь - не пожалела, насладилась и игрой Костолевского и конечно бесподобной Анастасией, и музыкой. Манюш, а какие они разные с сестрой, да? Я ещё очень люблю Вертинскую в гл. роли в фильме "Кража". Ой, какой же там ансамбль - Смоктуновский, Будрайтис, Олег Борисов и Вертинская. Одно смущает, как-то похожи по режиссуре "Б. звезда" с "Покровскими воротами". На мой взгляд слишком. И это…не то, чтобы почерк, стиль, а пока не могу найти слово, чтобы определить что. Слишком театрально, не кинематографично? Маню, а как тебе видится? Посмотри, если время выберешь.

Так вот размышляю про фильмы и музыку к ним.
Кстати, а ты помнишь, что "Течёт Волга" до Зыкиной уже исполняли? Как же много зависит от исполнителя. Пел Трошин, пел кажется и Марк Бернес или  Мулерман, но только в исполнении Зыкиной песня зазвучала так, что стало казаться, что поёт сама река. Маню, ты была на открытии широкоформатного к-ра "Ленинград"? Наверняка была. Впервые звук с двух сторон, уж-ж-жасно громкий, экран такой огромный, что я не успевала головой вертеть, то в одну сторону, то в другую. Оказалось, лучше смотреть в середине зала и желательно подальше. А фильм был только один, или два? Что-то ещё шло? Так вот, в самом фильме "Течёт Волга" поёт Владимир Трошин! А у меня в памяти - Зыкина(!!!!) - такое замещение случилось. Память иногда такие выкрутасы вытворяет.  С  фигами в кармане.


 ***
Маню, пока думаю о греческих трагедиях, я окунаюсь в другую реальность, отгораживаясь от действительности. Это так, но вопросы которые там затронуты, они ведь вечны и собственно об этике и морали, соответствующие данному периоду. Ну да... тема эта "этика и эстетика" волновала меня ещё в юности. Видимо те философы, которых я читала, толкали меня на размышления. Но почему и кто  сподвиг меня на эти чтения? У нас же не было такого предмета в техникуме, да? А я сейчас не могу вспомнить. Может быть это и не важно. Теперь. Но всё же откуда такой интерес к философии у шестнадцатилетней девочки? Я ведь выписывала "Вопросы философии" шесть лет подряд! А сколько часов в публичке было отдано не только поэтам, но и этим гражданам. Кстати. Платон лежит сейчас рядом с кроватью. Могу читать с любого места.
Буду закругляться.

*
 О своём музыкальном открытии этой зимы напишу тебе отдельно. Такое ответвление  от главной темы, как от ствола …Знаешь… сначала на нижних ветках пошумлю своей листвой, мыслями. Потом, потом соберу. Попозже. Записей много.(Я даже порывалась в лит. дневнике на Прозе затронуть эту тему, где про Рильке и Цветаеву пишу).

Просто потому что в этом открытии так всё переплелось с Блоком, с его балаганчиком, с пластикой современного танца, с Григорьевским портретом Мейерхольда, с греческими мифами, с золотым голосом Орфея, с Вертинским и Гумилёвым, опять с цветаевскими строчками, с моими размышлениями о смерти Орфея, с философией орфиков.  Этакое совершенное  дитя Света с внешностью Леля,(при этом trеs brutal). Короче - в неимоверно тугой клубок свернулись мои мысли, распутывать надо постепенно. Очень хотелось бы, чтобы получилось.
 На сегодня всё, моя дорогая Маню.
 Обнимаю и целоваю тебя.

Продолжение  http://proza.ru/2023/08/31/1715


Рецензии
Ох, как утешительно. Мне не очень хотелось возвращаться в публичное пространство пишущих людей, потому что здесь много совсем не такого, как в Ваших письмах. Но Вы мудрый человек, это не может не утешить, хотя бы на время...
С благодарностью,
Маша

Мария Евтягина   25.03.2023 09:14     Заявить о нарушении
Машенька, спасибо!
Вот надо же, именно в этом тексте я про дерево написала. А я уже и забыла - где. ))
Пошуметь листвой и веточками это я люблю.
Печалуюсь, что долго восстанавливаюсь после гадскогоковида, выбил он меня из колеи, моего собственного графика. Хорошо ещё, что в октябре успела выложить хотя бы начало эссе о музыке.

А события сейчас так спешат! И время уже не тянется как год назад клейкой лентою, скорость сильно изменилась. Будто кто-то пластинку в 33 оборота поставил на 78. Даже проще. Теперь ведь при просмотре ролика можно увеличить скорость и в два раза и в три, чтобы не смотреть 25 минут то, что можно сказать за три-четыре минуты.
Наверно там наверху кто-то руководит этим процессом, прокручивает пальчиком или чем то таким ))...

Наконец все заговорили о культуре.
Потому что культура, как стержень нации воспитывает и ПОЛИИКОВ, а это в свою очередь влияет на общество.
Собственно в 1 главе моего эссе "О музыке" я как раз и размышляю о том, что культура является формирующим средством любого народа. Потому что именно в ней вырабатываются этические и социальные нормы, мораль и право. И что вне культуры человек не может развиваться.

Вдруг это начали понимать не только деятели культуры и стали говорить открыто не в единичных выступлениях. В меня это вселяет некую надежду.
Уж слишком разрушительным было была она в последние годы. Скорее антикультура. Хотя проявления этого процесса случались на протяжении всего 20 века, в 21 они приобрели катастрофический масштаб...

Ой.. Остановлюсь пожалуй.
С улыбкой, Эль.

Эль Ка 3   26.03.2023 01:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.