Индо-арийская цивилизация

---
Цивилизация возникла 25 в. назад.
Цивилизация остановилась 14 в. назад.
---
     Индо-арийская цивилизация часто ассоциируется с Ведийскими и Ведическими социокультурными комплексами, но она не равна ни той, ни другой. У каждой из них свои даты рождения и окончания, социокультурные признаки, территории. Всё это достаточно близко, но недостаточно для полной идентификации. В Цивилизациуме эти цивилизационные системы рассматриваются раздельно.
     Сегодня Индо-арийскую цивилизацию представляет общность народов, разговаривающих на индоарийских языках. Проживают они преимущественно в Индии, Пакистане, Шри-Ланке, Бангладеш, Непале, на Мальдивских островах, в Афганистане, Таджикистане. К ним относятся также носители цыганских наречий, которые распространились по странам Ближнего Востока, Средней Азии и Европы.
---
     Если не уходить в глубь веков до таинственной цивилизации Инда (30-14 веков до н.э.), то в индийской древности сформировывались три классические цивилизации, которые следовали одна за другой, перетекали одна в другую:
     Ариа-индийская цивилизация, материнская для Индо-арийской (с 14-го века до н.э. до 4 века до н.э.) 
     Индо-арийская цивилизация, дочерняя по отношению к Ариа-индийской, называемая также Ведийской, Ведической, но не равная им (5-й век до н.э. до 7-го века н.э.);
     Средневековая индусская цивилизация с индуизмом, которая продолжала предшествующую вплоть до 13-го века н.э.;
     Исламо-индусская цивилизация, которая возникла в 13-м веке н.э. и просуществовала до 18-го века н.э., когда пришли англичане.
---
     Продвигаясь по Уральскому хребту из мест своей прародины, арии не имели возможности расселиться на равнинах, поскольку в результате таяния гигантских ледников на стороне Европы и на стороне Сибири с обеих сторон хребта образовались обширные болота. Некоторые группы ариев образовывали небольшие колонии на пути своего продвижения, и теперь археологи находят остатки построенных ими городов.
     Историки по поводу этой глобальной миграции сообщают, что в доисторические времена, так называемая, индоарийская лексическая группа отделились от индоевропейской, затем одна из ветвей ариев, спустившись по Уральским хребтам, достигла Ближнего Востока, где создала Авестийскую культуру, преемниками которой стали персы и другие народы, населявшие эти места, а другая группа арийских генокульта и социокульта направилась в Юго-Восточную Азию, мигрировав в Индостан, где осели на северо-западе этого субконтинента, в районах Афганистана и Пакистана, откуда далее распространялись по всей северной части Индии.
     Здесь арии столкнулись с дравидийцами, которые к тому времени переселились со своего легендарного затонувшего материка на побережье Юго-Восточной Азии.
     Культура, наука и искусство образовавшейся арийской цивилизации начали интенсивно развиваться на новом месте. Свою цивилизацию сами арии называли Бхарата-Варшей, а так же Ариавартой, что отражено в Ригведе и других ведических источниках.
     Ко времени встречи двух цивилизаций дравидийцы уже потеряли свою былую мощь, поскольку утратили большую часть своих технических возможностей. Часть их, не согласившись с новыми социокультами мигрировали в Юго-Восточную Азию, в Австралию, в Индонезию, даже в Северную Африку, где именно в те времена образовалось государство Египет.
     Между представителями двух разных цивилизаций и двух разных мировоззрений происходили столкновения, переросшие в длительную войну, сведения о которой дошли до нас в древнем эпосе «Рамаяна». Война длилась долго, но, в конце концов, обе цивилизации слились воедино.
---
     Представления о ранних миграциях ариев в Индии сложились преимущественно на основании лингвистических доказательств, а также этнографического анализа ведической религии, ритуалов, поэзии, социальной организации и распространения колесниц в древней Индии.
     Арийское население не было преимущественным по сравнению с местным, однако оно было лучше мобилизовано, имело героическую историю своего прошлого. Миграция через степи, реки, горные пространства, преодоление болезней, всё это создало мощную армию арийцев, которые, однако, не стали изгонять дравидов, а вошли с ними в генокультурный и социокультурный контакт, переняв у них многие элементы управления местными силами природы, создав социокультурный монолит, названный на первом этапе развития этого цивилизациума как Ариа-индийская цивилизация.
     Индийских ариев первых веков существования их в Индии часто ассоциируют с ариями, которые жили на поселении бронзового века Синташта, а также с людьми андроновской археологической культуры, центр которой располагался в Прикаспийских степях. Эпоха миграций ариев на север Индии совпадает с серединой или концом бронзового века и окончанием Харрапской цивилизацией в Индии (17-13 века до н.э.). Её ещё называют Позднехараппской цивилизацией.
---
     Постепенно арийские переселенцы перебрались за Гиндукуш, и здесь, в Южной Азии, сложились социокульты ведического типа раннего железного века, в пределах которого сформировалось индоарийское население, динамично двигавшееся на восток, в долину Ганга, по пути создавая разного рода царства, которых ранее здесь не было, поскольку ранним цивилизационным системам, к которым относилось и дравидийское, более свойственно было управление на основе вождизма и социокультурного договора.     В это время в недрах Индо-арийской цивилизации постепенно складывается язык общения на основе ведических представлений о Небе, о Земле, о Вселенной, о том, как реагировать на окружающий мир, в науке лингвистики этот язык получил название индоарийский. Другая арийская ветвь в это же самое время продвигается вглубь Центральной и Восточной Европы, где сложилась группа индоевропейских языков, включая италийские, греческий, албанский, иллирийские, германские, фракийские, балтийские, славянские.
     До появления в Индии ариев здесь были распространены языки других семейств, из которых в санскрит, язык богов, считающимся классическим индоевропейским языком Индии, приходят несколько сотен слов и терминов из дравидского, мунда и других языков.
     Арийцы принесли с собой в Индию, в большей степени на её север, элементы андроновской, маргианской, язской, гандхарской, охряной расписной керамики, серой расписной керамики и другие. Археология этого времени изобилует культурами чёрной и красной керамики, также культурой серой расписной керамики.
     Арии принесли с собой также культуру конепроизводства, а также сопутствующие технологии использования телег и колесниц. Лошадь и колесницы появляются в Индии где-то в 15-м веке до Рождества Христова, как раз в эпоху проникновения в Индию ариев.
---
     Ариа-индийская цивилизация постепенно занимает место господствовавшей здесь мифической Индской цивилизации. Со временем, однако, более многочисленный чем арийский индский элемент, осваивает основные принципы арийских социотехник и к 13-му веку до н.э. начинает формироваться Индо-арийская цивилизация по прежнему ведического типа, где арии сохраняются, но управлением цивилизации занимаются в большей степени индусы.
     Ведический социокульт появляется на развалинах предшествующей цивилизации как результат слияния индоариев, смеси ариев с хараппами, с местным населением, наследниками дравидов. Древняя литература Индоарийских Вед, Ригведа, тем не менее, сохранила в основном арийские и индоарийские знания, а элементы индской культуры дравидов в Ригведе выглядят как пережитки. Это может свидетельствовать о том, что арии оставались по-прежнему основными хранителями Арийских Вед.
     Ригведа представляет собой древнейшую часть ведических знаний, зафиксированных тогда, когда арии ещё только продвигались с Севера Индии к её центру. Ригведа сохранила не столько историю ариев и индоариев, сколько их ритуалы, которые невозможно воспроизвести только в тексте. Они осознаются исключительно в изустном исполнении, в гармонии и синхронизации с пением, танцами, мимикрией, в нарядах, охоте, любви. Расшифровка знаний Ригведы не является предметом научного анализа.
---
     Постепенно на основе относительно культурно однородной массы ведийских индоариев стала образовываться национально и социально разнородная, пёстрая в культурном отношении среда, которая включала в себя кроме ариев и индоариев много исконно индийских народов и племён, стоящих на разных ступенях развития.
     Выросший из религии Арийских Вед брахманизм не мог долго соответствовать многоукладному индийскому обществу, в котором к 5-му веку до Рождества Христова появляются новые религиозные течения, рассчитанные на значительно более широкую социальную аудиторию, главными из которых были джайнизм и буддизм. Они потеснили брахманов с их притязаниями на интеллектуальную и духовную исключительность в обществе. Новые религии широко распахнули двери для всех слоёв населения, безразлично относясь к их кастовой принадлежности.
     Но брахманизм не увял, ибо он был взращён на древнеарийских смыслах и представлениях о Небе, Земле, Космосе, возникших в суровом климате Арктиды и Гипербореи. Брахманы смогли приспособиться к новым условиям, вбирая в своё вероучение прежде чуждые им верования. Мифология, культ, законы ариев подверглись переработке под воздействием как доарийских верований, так и новых учений.
     Таким образом, к концу 1-го тысячелетия до н. э. сложился комплекс разнородных религиозных представлений, которые не вступали в явное противоречие с Ведами, но больше соответствовали новым условиям жизни, в которых важное значение стали приобретать исконно индийские боги и верования, которые смогли сохранить индские народы ещё со времён Хараппской цивилизации. Образовалась совокупность течений, школ, групп, обрядов и богов, которую позже стали называть индуизмом. Как реки и ручейки вливаются в море, так и в индуизм входили новые верования, образуя в нём разные течения.
     К 5 в. до н.э. Индоарийская цивилизация растворилась и была поглощена новыми социокультами на основе новых религий.
+++++++++++++++++++


Рецензии