К вопросу о государственной идеологии...

Чтобы осмыслить  данный вопрос, необходимо, первоначально определиться с понятиями и терминологией, чтобы не оставалось белых пятен. Для начала рассмотрим, что принято понимать под термином идеология. Понятие "идеология" в переводе (греч. idea - идея + logos - учение) означает учение об идеях. Оно, введенное в научный оборот французским философом Дестют де Траси в начале Х1Х века, в последующие времена толковалось различным образом. В широком смысле слова идеология означает совокупность идей, основных принципов, идеалов, лежащих в основе любой социальной деятельности (например, идеология менеджмента, идеология избирательных кампаний и т.д.). В нашем случае мы обратим своё внимание на  политическую идеологию как некую концепцию, лежащую в основе деятельности по решению социальных проблем с помощью механизма государственной власти. Политическая идеология — это система представлений о политической жизни общества, которая отражает его интересы и основана на общих взглядах, идеалах и ценностях. С помощью этого инструмента политические партии и их сторонники объясняют свои поступки, решения и приоритеты. Распространять идеологию в массах помогает пропаганда. Эта деятельность закрепляет в умах людей политические взгляды, ценности и тем самым множит число последователей. Но, зачем государству и его народу политические идеологии?  Во-первых, у каждой идеологии есть свои функции, у политической идеологии они тоже присутствуют, можно выделить пять основных функций, а именно: 1.ориентационная,2.воспитательная, 3.мобилизационная. 4.пропагандистская, 5.интегрирующая. Во-вторых, эти функции раскрывают сущность  действий государства по отношению к своим гражданам. К примеру,  первая функция, что ясно из её названия ориентирует народ, в системе идеалов, взглядов, идей, какого-либо политического движения, или общественного института. Сущность воспитательной функции заключается в том, что государство делится с гражданами знаниями о политике. Приобщает их к политической культуре, формирует общественное сознание. Сущность третьей функции заключается в том, что государство мобилизует и мотивирует граждан выполнять поставленные задачи. Четвертая функция выполняет задачу по привлечению новых сторонников, и создает положительный образ политической жизни в стране. Пятая функция по своей сути, помогает людям объединяться в идеях, и целях.  Поэтому любая идеология направлена на продвижение интересов определённых социальных групп и общностей или на достижение политических целей. Основная задача идеологии заключается в том, чтобы формировать общественное сознание и манипулировать поведением общества. Она способна мобилизовать большие массы людей на деятельность, направленную на достижение определённых политических целей. Таким образом, идеология – это эффективный инструмент социального управления и мобилизации людей для решения определённых задач. Если рассматривать идеологию по содержанию, то можно выделить несколько типов, например, консерватизм. Эта идеология отстаивает традиционный уклад общества.  Её последователи борются за укрепление существующих устоев государства, выступают против реформ государственного капитализма и экстремизма, При этом, члены общества в понимании этой идеи не равноправны, и оно развивается революционным путем. Основные ценности: церковь, государство, семья, частная собственность.  Либерализм, как политическая идеология, выступает на защиту прав и демократических свобод  граждан государства. Сторонники этого течения отстаивают политическое равенство всех людей в обществе и ценности человеческой жизни. В их понимании общество нуждается в реформах и должно развиваться. Основные ценности: индивидуализм, демократизм, экономические свободы, защита прав личности, частная собственность. При радикализме, есть такая политическая идеология, при которой люди стремятся к решительным переменам в текущем политическом и социальном укладе общества. Последователи таких взглядов борются за быстрые изменения, которые достигаются различными методами, в том числе и силой. Радикальные группы, как правило, появляются в кризисные времена, когда есть угроза для привычной жизни каких-либо социальных групп. В такие моменты радикализм может проявляться в виде течений. А именно левый радикализм и правый радикализм. Леворадикальное течение пользуется быстрыми и резкими методами, которые могут привести к социальному равенству и свободе. В это течение входит марксизм, троцкизм, маоизм, анархизм и пр. Праворадикальное течение превозносит одну социальную группу, над другой (раса, национальность, религия) и стремится закрепить её привилегии любыми законными и незаконными методами. Примеры, разновидностей праворадикального течения, фашизм, неофашизм, сионизм, крайнее проявление национализма, расизма, и т.д. Есть еще такие идеологии как глобализм и антиглобализм, а также нетрадиционные идеологии, как феминизм, пацифизм, экологизм, фундаментализм. У каждого политического движения есть своя мотивация, свои идеи, цели и задачи. Если рассмотреть мотивацию любой партии, существующей в государстве на легальном или нелегальном положении, то можно сразу выделить доминантный признак, это стремление к власти, к конкретной стране или в конкретном государстве. Это стремление, реализуется в различных действиях, как ненасильственного, так и насильственного характера. При этом может быть полностью изменена структура государственного управления, как это было, к примеру, в Чили, когда к власти пришла, с помощью государственного переворота, фашистская хунта, или  более свежий пример, события на Украине, когда к власти пришли махровые националисты и поклонники идей фашизма.  А теперь рассмотрим, какая  идеология была в имперской  России. В  царской России, идеологии, как таковой не было, были, не связанные между собой императивы. В СССР доминировала идеология социализма и коммунизма, на основе идей марксизма-ленинизма. Что касается современной России, то четко сформулированной, официальной идеологии в ней нет. Есть попытка идти по капиталистическому пути развития с использованием либеральных реформ. Нет даже разработанной и официально принятой национальной идеи российского народа, которая позволяла бы сплачивать все малые народности Российской Федерации в один крепкий монолит. Такая попытка была во времена существования Советского Союза, когда с высокой трибуны было громогласно заявлено о существовании новой общности в государстве- советского народа. Хотя это  заявление не соответствовало действительности. Всегда существовали трения, бытовые обиды во взаимоотношениях между различными нациями, даже возникали конфликты, которые замалчивались действующей властью. Таких конфликтов было достаточно много по всей стране. Многие, из малых наций, считали себя обделенными в правах, и преференциях от государства в отличие, от титульных наций, русских, украинцев, белорусов. Да и запад не дремал, постоянно вел свою подрывную работу и поддерживал сепаратистские тенденции в стране, пользуясь открытостью нашего общества, после «хрущевской оттепели». Возвращаясь, к современной России следует вспомнить, что   основной закон России – Конституция, принятая в 1993 году, устанавливает идеологическое многообразие и подчеркивает, что «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Ст. 13.2). Тезис об отсутствии обязательной идеологии постоянно критиковали те, кто называет себя патриотами, но испытывает ностальгию по советскому прошлому. Мол, как это так, что нет обязательной идеологии. Но, оказывается все просто.  Невозможно загнать насильно людей, под идеологический пресс в насаждении «правильной идеи». Украинцы попробовали и получили обратный эффект, что из состава страны ушел и Крым, и Донбасс, а также Запорожская и Херсонская области.  Украинский кризис показал, что необходимо решить ряд важных вопросов о русской идентичности, и о гражданстве. А также определиться в понятии, кого считать русским. Здесь можно пойти по более простому пути и заявить о том, что всякий может считать себя русским, независимо от национальности и вероисповедования, если ему дорога Россия и её культура, даже независимо от места его проживания, и можно добавить для людей живущих за рубежом пункт касательно того, что если он, или они не утратил, или не утратили, связь с исторической родиной, несмотря за то, что прожил многие годы за рубежом и имеет иностранное гражданство. У нас много в стране умных людей, которые смогли бы сформулировать все нужные нарративы, которые помогли бы создать платформу для российской идеологии нового типа. Потому что без идеологии государство не может нормально функционировать и воспроизводить свои духовные ценности, через подрастающее поколение.  Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, то, что мы не стремились углубиться в историю возникновения идеологических течений, не стали описывать религиозные идеологии и многие другие элементы, присущие идеологии, а также не описывать механизмы её формирования на конкретных исторических примерах. Не стали рассуждать о её многоуровневом, и многоплановом характере. Такой объем, не позволяет воспроизводить его в рамках полемической, а не научной статьи.  А теперь, в качестве заключения, государственная идеология является политической идеологией, то есть они соотносятся как часть и целое.  Однако не всегда, те цели и задачи, стоящие перед государством, стоят перед политиками, реализующими их. Политическая идеология имеет более широкий спектр применения, чем государственная идеология, причем на территории не только одного государства, а  государственная идеология формируется с того момента, как возникает государство, при этом основным субъектом её возникновения является народ. То, есть она соотносится, с конкретным государством, при этом каждое государство имеет собственную государственную идеологию. Поэтому, теоретически возможно, сколько государств, то столько и государственных идеологий. Правда если объединять государства в группы и блоки, то можно уверенно говорить о блоковой государственной идеологии или имперской государственной идеологии англосаксов, вариантов может быть множество. Возможно, в будущем мы сможем говорить о государственной идеологии стран, входящих в «русский мир», если доживем до этого момента… . 


Рецензии
Уважаемый Сергей!

Внимательно прочитал вашу статью, и вот о чём подумал.

В музыке существует понятие «Скерцо» — это музыкальная пьеса или часть произведения в быстром темпе и трехдольном размере с характерными ритмическими оборотами. В такие сочинения композиторы включают обычно шутливые переклички регистров и инструментов, фантастические, гротескные и причудливые образы и часто меняют настроение. Скерцо - это всевозможные оттенки музыкального юмора.

Так вот, если в музыке вольности подобного рода позволяются, то в отношениях между народами и их самобытными культурами всякие такие шуточки, с легковесными определениями и однобокими намерениями, категорически непозволительны.

Всему – своё место и время. Нелепо устраивать танцы, веселиться, и заодно отмечать дни рождения, во время поминок. Так и в обществе.

Либерализм уместен в экономических отношениях с разными формами собственности, а также, в конституционных пределах, в условиях политического плюрализма, многообразия субкультур.

Консерватизм нужен в развитии и укреплении этнических ценностей - в локальных обстоятельствах. И национальных ценностей - в общегосударственном масштабе.
По этой причине, я бы аккуратнее пользовался определением того, кого считать русским, а кого не русским.

Я не согласен с формулировкой , что « всякий может считать себя русским, независимо от национальности и вероисповедования». Считаю, что русские – это те этнические русские, которые в любых социальных условиях не забывают об истории своего народа и не допускают её искажений, какими бы неприятными для них ни были отдельные моменты этой истории, а также думают и говорят между собой на русском языке, выражают своей личностью, своими внешними признаками, своим поведением и своей жизнью в целом русский уклад жизни, русские духовные и бытовые традиции, русскую культуру, и живут в согласии с историческими русскими формами вероисповедания.

На тех же основаниях, что и русские, себя идентифицируют и татары, и удмурты, и марийцы, и чеченцы, и башкиры, и калмыки, и буряты, и другие народы Российской Федерации. И народы мира.

И я бы не торопился в стремлении «создать платформу для российской идеологии нового типа».

На мой взгляд, нужно исходить, прежде всего, из того, что заявленная несколько лет назад стратегия « Самодержавие. Православие. Народность.» в федеративных условиях концептуально ошибочна и явно неисполнима. Именно потому, как правильно пишете Вы, что «Невозможно загнать насильно людей, под идеологический пресс в насаждении «правильной идеи». Украинцы попробовали и получили обратный эффект...»
В строительстве нации, состоящей из равноправных народов, неприемлем и известный имперский шовинизм.

А что нужно? Этническое многообразие в нашей стране требует чётко очерченных правовых отношений, равноправия, чёткого исполнения Конституции и общенациональной этики, целями которой можно считать общие для участников федерации ценности и направления развития, которые сделают россиян гораздо доверительнее и ближе между собой. Всё, что в будущем даст нам возможность уверенно сказать, что да, мы единый, сплочённый российский народ.

Так что, пока, наверное, это неплохо, что по Конституции РФ «никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Ст. 13.2).

Владимир Щеблыкин   19.10.2022 16:53     Заявить о нарушении