Живая Природа - Крайнего Севера
В природе есть места куда, куда наш Северный лось уходит на зимовку, это так называемые – Лосиные отстойники. Эти животные с лесотундровой зоны и крайнего севера, проходя большие расстояния, уходят ближе к пойме реки Печоры, где все берега озер, рек и речушек покрыты сплошными зарослями растущего ивняка.
Молодыми побегами, (верхушками) этого кустарника всю зиму потом кормятся эти крупные животные. В былое время - в восьмидесятые годы, того столетия, собирались, при подсчете с вертолетов – до четыреста пятидесяти голов этих животных. В то время это был хороший показатель сохранения лосиного племени.
Но годы перестройки все труды по сохранению этих животных … свели практически на нет. Снегоходы в частных руках, разрешенное нарезное оружие и обыкновенный охотник - превратился в хищника по уничтожению - родной природы.
И не стало больше лосей в этих отстойниках и придут ли они еще туда – никто не знает!
Наш Приполярный Урал и здесь из покон веков, жил уникальный - дикий Уральский олень. Зимний период проводил ближе к лесной зоне, где есть сосновые бора и растет там его корм- мох- ягель. Который он сам «копытит», своими своеобразными – раздвоенными копытами - раскидывая снег, добираясь до своего любимого корма.
И были когда-то тысячные стада, этого уникального Приполярного оленя. Весной по гольцам гор, он уходил на побережье Баренцева моря, спасаясь от летнего гнуса, которого в лесной зоне будет очень и очень много.
А осенью опять возвращался на свои места, обитания.
Так было наверно тысячелетия, пока не пришел человек. Пришли геологи, буровые вышки встали вдоль – Баренцева и Карского моря. Потянулись газопроводы - Ямал- Центр. И на оленьих переходах начали бесконтрольно уничтожать этого уникального оленя. К концу того столетия, еще оставалось около двух тысяч этих оленей.
Спустя нескольких лет, в один год, в заказник вернулось всего около восемьсот особей. Затем опять весной ушли на побережье… а вернулось всего около ста пятидесяти оленей.
И мало вероятно, что этот уникальный олень, когда-то опять - будет уходить тысячными стадами на побережье и возвращаться обратно… без потерь.
Но, что на зимний период могут собираться в стаи чисто глухари и зимовать в одном месте - я не знал. Информации нигде об этом не встречал.
Зимой я, со своими друзьями уходил на неделю в лес, подальше от цивилизации –пожить в тишине в охотничьей избушке, побродить по лесу с охотой.
Дичи там предостаточно, очень много боровой - непуганой птицы. Но это далеко. Тридцать километров до последнего жилого поселка от города на автобусе, а потом еще тридцать километров по тайге с грузом на лыжах.
Поэтому надо быть романтиками, чтобы уходить на такое расстояние, чтобы полюбоваться живой природой, которая там за годы существования мало изменилась. Поэтому с такого расстояния, по глубокому снегу, принести можешь оттуда не больше - двух крупных птиц.
Но тем не менее азарт и молодость брала свое и мы несколько лет туда ходили, пока не появились снегоходы – «Буран». И наши заповедные места методично начали опустошаться.
И мы в течении трех зим, наблюдали там зимующих глухарей, в стае их было их не менее трех десятков. Жили они, где старый сосновый бор, занимал большое пространство. Глухари при нашем появлении, рассаживались по макушкам деревьев и подойти на выстрел было просто невозможно. И ближе чем на двести метров они не подпускали, перелетая с сосны на сосну.
Мы их наблюдали в течении трех зим на одних и тех же местах. И попыток поохотится на них у нас не было.
Так как в мелколесье постоянно ночевали отдельные стайки глухарей и глухарок, на которых можно было охотится с подхода, когда они отдыхали в снегу – на лунках.
Больше мне за пятьдесят лет охоты, такого видеть не пришлось.
Хотя была информация, что охотники, охотясь на машине, на зимнике - однажды встретили большое количество глухарей, которые двигались по снегу переходя дорогу. Какое количество этого мигрирующего глухаря было в стае… просто не могли понять.
Бывает в зимний период – потепление… идет изморозь и деревья в предгорьях Урала – покрываются коркой льда. Боровая птица, не может добраться до березовых почек, ее основного корма в зимние месяцы. И она большими стаями приходит в нашу местность, где немного теплее и деревья не покрыты ледяной коркой. Это объяснимая закономерность.
В определенные годы, когда снежный покров в тундре и лесотундровой зоне закрывал все мелкие кустарники… белая куропатка в поисках корма - уходила в лесную зону тайги. Она шла большими стаями: вдоль озер, рек, речушек, где растет кустарник – ивняк, почками которого она кормиться.
Шла куропатка мелкими стаями, но отдельные стаи достигали до двухсот штук и более. И оставались они в лесной зоне, практически до первых весенних месяцев. Но это была природная закономерность.
Но со временем видимо та же человеческая деятельность и газонефтяная отрасль… внесла свой вклад в освоение Севера. Уже более двадцати лет, такой эмиграции куропатки больше нет.
Также, как-то разговаривая с сыном бакенщика, которые жили на берегу реки в доме. Получил информацию, что с первым снегом, по всему берегу вдоль реки эмигрировал, наш обыкновенный рябчик… но в каком количестве.
Три дня он ходил по лесу, стреляя их. Как говорил - Не успевал бегать -заряжать патроны. Но через несколько дней, его не стало… все «вымерло». Он внезапно исчез, как не объяснимо и появился. Почему шла его миграция, именно в это еще не холодное время – Не могу сказать.
Сто пятидесяти сильный катер, шел по реке, когда внезапно по курсу, как показалось двигалось - серо-коричневое покрывало, закрывающее большое пространство чистой воды.
Ничего не понимая сбавили ход … подошли ближе. То, что они увидели - не могли объяснить. Это была наша обыкновенная белка, но сколько было ее на воде – просто невозможно сказать.
Они переплывали реку, высоко подняв свои хвосты. Если она намочит хвост, то моментально утонет. Постояв минут двадцать… подождав, когда вся стая проплывет мимо, тронулись дальше. Объяснение наверно одно, где-то неурожай на елках - шишек и белка предчувствуя зимний голод, чтобы выжить -эмигрировала в другие края.
В этом случае, все наверно ясно. А вот объяснить, когда животные с более теплого климата и богатой кормовой базы, уходят просто в районы вечной мерзлоты, где их никогда до этого никто не видел – объяснений у меня нет.
Дикий кабан- здесь на Крайнем Севере Республики Коми, его никогда никто не видел. Впервые информация об этих животных, появилась в Троицко – Печорске, это район Среднего Урала, в тысяча девятьсот семьдесят пятом году.
Они пришли видимо с Кировского района, куда по прямой всего четыреста километров. Потом они неоднократно стали там появляться.
А в тысяча девятьсот восьмидесятом году, это вообще необъяснимо. Их видели от города Печоры двести километров ниже по течению реки. В деревне – Праскань.
По реке от Троицка -Печорска это почти девятьсот километров, а вдоль железной дороги до Кировской области не менее тысячи километров.
Это местность Крайнего Севера, глубокий снег, зимой морозы - иногда за минус пятьдесят градусов. Практически рядом - Северный полярный круг, пятьдесят километров на север уже холодная тундра и вечная мерзлота.
В районе Печоры, это уже Приполярный Урал, они появились в две тысячи десятом году. В тридцати километрах от Печоры, прижилось небольшое стадо этих животных, даже вывели потомство.
Но к сожалению этих животных, в первом и втором случае, наш современный охотник не оставил в живых.
Всего три года назад опять появились эти животные в черте города, но куда они потом ушли, информации нет.
И буквально год назад… в сорока километрах от города Печора, на одном из ручьев, видели кормежки этих животных.
В Кировской области и южных районах, растет дерево – Дуб. Плоды - желуди… любимый корм, дикого кабана. Но у нас на Севере растет: ель, сосна, береза – это не его кормовая база. Корешки растений, кустарников… но зимой метровая толщина снега, земля промерзает почти на метр. Как он выживает – Большой вопрос?
Есть на склонах местности – теплые незамерзающие ручьи, впадающие в болота, где возможно еще можно найти под снегом корешки растений. Но какое количество животному, их надо, чтобы выдержать сорокоградусные морозы.
Почему они эмигрируют в эти холодные, необжитые ими - заснеженные края… у меня ответа нет. Наверно они чувствует это глобальное потепление климата, но это чисто предположение. И мои наблюдения охотника- любителя.
Возможно научное объяснение, всему этому, даст – специальная литература, которой я пока не нашел.
А, простой читатель – тоже начнет понимать… о той глобальной деятельности человека, по уничтожению родной природы.
Свидетельство о публикации №222101601292