Рутинная Процедура. Глава 7. Ра

Начало:  http://proza.ru/2022/10/13/178
Оглавление:  http://proza.ru/avtor/mariamerlot&book=5


   Эмма очень любила цветы. С тех пор, как она посетила ферму в первый раз, она раздобыла у М8225 пару стеклянных колб и всегда держала свежие букеты в своей комнате. Сейчас в одной из мини-ферм была ранняя весна, и распустились крокусы. Эмма поставила несколько ярких цветков в маленьком стаканчике рядом со своим монитором.
   Однажды она разговаривала с 303 и нечаянно задела стаканчик с крокусами. Он упал и разбился. Эмма подняла цветы и стала осторожно убирать крупные осколки. Раканы, помня её приказание убираться только в её отсутствие, не высовывались. Эмма знала, что стоит ей их позвать, и они уберут всё очень чисто, но она хотела облегчить им работу, убрав самые крупные и тяжёлые части. Один осколок был очень острый, и Эмма укололась. Тут, не дожидаясь её команды, выбежал один ракан и бросился убирать разбитое стекло. Все раканы были абсолютно одинаковые на вид, они всегда выглядели новыми, чистыми и блестящими. Этот тоже был чистый, но его блестящую спинку украшали две царапины – одна длинная и одна короткая.
   303 уставился на него, и, казалось, между главнокомандующим и маленьким уборщиком происходил немой разговор. “Скорее всего, так оно и есть.” Ракан замер около осколков, потом опять начал двигаться, но более медленно и неуверенно. Он втянул в себя воду и стал собирать осколки. Потом дернулся, развернулся и шустро направился к двери.
   – Стой, – сказала Эмма, потом уточнила, – ракан, стой!
   Ракан послушно остановился.
   – Что ты ему сказал? – спросила она 303.
   – Я приказал ему идти в мастерскую, чтобы его переплавили и сделали нового ракана.
   – Почему?
   – Он повреждён физически, и он нарушил твой прямой приказ не убираться в твоём присутствии. Значит, его программа нарушена. Чинить и перепрограммировать раканов невыгодно. Эффективнее переплавить и сделать нового.
   – Я оставлю его у себя. Я разрешаю ему убираться в любое время, в том числе и в моём присутствии.
   Ракан, как будто обрадовавшись, немедленно бросился к разбитому стеклу.
   – Почему? – спросил 303.
   “Так я тебе всё и рассказала!” – подумала Эмма, а вслух ответила:
   – Он уникальный. Я могу отличить его от других. Он поможет мне привыкнуть ко всем раканам.
   – Тогда ему нужно переустановить программу. Сейчас он работает неправильно.
   – Я с этим разберусь.
   Ракан закончил уборку, Эмма протянула к нему руку и сказала:
   – Ракан, иди ко мне. – Ракан вскарабкался на руку. – Ты теперь мой личный ракан. Выполняй только мои команды.
   Эмма положила его в карман.

   303 обсудил с Эммой план восстановления северного крыла и меры по усилению охраны Базы и ушёл. Она достала ракана и активизировала Комма.
   – Комм, я могу через тебя поговорить с этим раканом?
   – Да.
   – Ракан, как тебя зовут?
   – Ракан-5612-84-С-3491-338.
   – Ох… Я буду звать тебя Ра.
   – Замена имени произведена. Меня зовут Ра.
   – Отлично. Ра, почему ты нарушил мою команду убираться только в моё отсутствие?
   – Высший приоритет, ранг 0, защищать жизнь и здоровье Эммы Вальц. Кровь это признак опасности для здоровья. Твоя команда имеет высший приоритет, ранг 1. Защита здоровья важнее.
   – Логично. Могу я узнать ваш разговор с 303?
   – У меня хранится коммуникационный лог за последние 24 часа.
   – Комм, ты можешь вывести лог на мой монитор?
   – Да.
   – Мне нужна только та часть, где он разговаривает с 303 здесь, в комнате.
   – Я отсортирую по времени.

   На мониторе появилась запись коммуникаций Ра в понятном для человека виде:

303: Запрещено убираться в присутствии ЭВ.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Так точно. Защита здоровья ЭВ имеет более высокий приоритет.

303: Ты имеешь механические повреждения. Твоя функциональность под сомнением. Немедленно отправляйся в мастерскую на переплавку.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Команда принята и поставлена в очередь на исполнение. Защита здоровья ЭВ имеет более высокий приоритет.

303: Я позабочусь о здоровье ЭВ. Немедленно отправляйся в мастерскую на переплавку.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Команда принята к исполнению.

ЭВ: Ракан, стой.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Команда принята к исполнению.

ЭВ: Я разрешаю ему убираться в любое время, в том числе и в моём присутствии.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Команда принята к исполнению.

ЭВ: Иди ко мне.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Команда принята к исполнению.

ЭВ: Выполняй только мои команды.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Фильтр команд установлен.

303: Немедленно отправляйся в мастерскую на переплавку.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Команда отброшена согласно фильтру.

303: Твоя функциональность под сомнением. Твоё присутствие ставит под угрозу здоровье ЭВ. Немедленно отправляйся в мастерскую на переплавку.

Ракан-5612-84-С-3491-338: Информация сохранена. Команда отброшена согласно фильтру.

   – Ра, – сказала Эмма, – Твоя функциональность в порядке. Твоё присутствие мне сильно помогает и идёт на пользу.
   – Информация сохранена, – ответил за Ра Комм.
 
   С тех пор Ра всё время был с Эммой. Иногда она давала ему мелкие поручения и использовала его как миниатурную передвижную камеру, если хотела рассмотреть что-то недоступное. Большую чать времени он был её персональным уборщиком. Делая эту работу в одиночку, он был вынужден проявлять изрядную изобретательность, и не было ещё такой задачи, с которой он бы не справился. Эмма прониклась к нему большим уважением. Будучи программистом, она отчётливо понимала нетривиальность задач, которые приходилось решать его крохотному электронному мозгу.


Глава 8 (из 25): http://proza.ru/2022/10/18/215


Рецензии
Мне показалось, что это был тот самый ракан, что так мужественно пробирался к Эмме через завал, потому и царапины. Видимо, в его программе изначально была заложена сердечность и сочувствие.
Так или иначе, к Эмме я проникаюсь все большим уважением. Быстро же она сообразила, кто есть кто и сумела противостоять всевластию триста третьего! И информацию о нем выведала умело. Так держать, Эмма!

Нина Апенько   08.05.2024 19:31     Заявить о нарушении
Совершенно верно, тот самый. Вот и Эмма его узнала по царапинам.

Мария Мерлот   08.05.2024 19:56   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.