Счастливые стихов не пишут

  Не так давно я написала стихотворение —« И жизнь в печатную строку».

Чтобы верно принять смысл,для начала необходимо понять значение выражения: «Счастливые стихов не пишут».
На самом деле это не моё открытие,ещё кто-то из древних восточных поэтов отметил (к сожалению не могу уточнить кто именно), то,что тому,кто не не сошёл с ума от тягот жизни, сохранению разума способствовало именно стихосложение.
 
Не имею представления о том, как это происходит у каждого,так как,думаю, вдохновение индивидуально,как и сокровенная тайна души.
Для меня,оно имеет непосредственную связь с верой в Бога и не иначе.

Первые стихи я написала сразу же после крещения,затем десять лет после этого не посещала храм и стихосложением  соответственно не увлекалась.
Я полностью согласна с заключением моей знакомой,озвученным по этому поводу(после её прочтения моего нового стихотворения в 2019 году),-«душа проснулась». По моим ощущениям точнее и не выразить,поэтому для меня источник наития есть только один,и другого быть не может-это Бог.

 После того,как я разместила это стихотворение на литературном портале Изба-Читальня,от атеистов сразу же последовали вопросы и возражения.
Далее здесь я их приведу  ниже,вместе с пояснениями,но вначале предлагаю познакомиться с самим стихотворением:


     И жизнь в печатную
 строку.


Счастливые стихов не пишут,
Снов не тревожат тишину,
И вдозновение,что свыше,
На лиры тонкую струну

Нисходит там где небо выше
Любви измерив глубину,
Из смысл сияет им и дышит-
Луч окрыляет чувств волну, 

Отождествляя жизнь и душу,
И мысль в печатную строку.
В метафору у звёздной ниши:
Боль,радость,горе и тоску,

Счастливые стихов не пишут,
Превознося любви строку.   
Наитие суеты— превыше
Всего пустого на веку.

(Автор Таис Никольская)


Человеку с верой в Бога не сложно понять как душа «просыпается»,и по какой причине это происходит,как и признать,что духовный язык гармонии может быть услышан«только после осознания истины»,произошедшего вследствии испытаний и страданий.

Речь души—это образный язык Творца. Бог,в лице Христа, говорит   иносказательно притчами и метафорами,более того и Библия и Литургия представляют из себя песнопение,то есть гармонию выраженную —рифмой.

Что такое лирика?
Определение подтверждает что «лирическая манера повествования предполагает такой тип построения художественного образа, который основан на эмоциональном переживании.»
Действительно-сам момент переживания это не повод для радости и веселия,напротив,это причина задуматься,осмыслить и сделать вывод.

Образ настоящего счастья хрупок—это временное явление,его можно уподобить бабочке,его  необходимо беречь.

 Уильям Шекспир написал -
« Люблю,но реже говорю об этом,
Люблю нежней ,но не для многих глаз
Торгует чувством тот,кто перед светом
Всю душу выставляет напоказ».
То есть не выплёскивая и рассыпая в мир сокровенное, ведь оно как и молитва души рождается в тайне и это утверждает Ветхий завет.

Поэтому чаще всего лирика—это песнь души познавшей страдания,пропустившей через себя то,что становится стихотворением.
Вот определение счастья
«1.
Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения.
"Стремление к счастью"
2.
Успех,удача".

Далее хочу обратить внимание на выражение  веселья в стихах,если оно не связано с добрыми помыслами души,цитирую:
 

«Сатира ,ирония,сарказм и шутки это не лирика,с православной точки зрение это злорадство,высмеивание и смехотворство,а это грехи.
В Ветхом Завете об этом сказано-
"1.Всему свое время, и время всякой вещи под небом:

2время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное;

3время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить;

Иер 31, 4

4время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать
 Книга Экклесиаста гл.3
 Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 10)
 И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль. Притчи Соломона (гл. 14, ст. 13)

 Злорадство в христианском понимании это— наслаждение чужими бедами,неудачами и является проявлением гордости, зависти и лени.

«Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется» (Притч. 24:17).

«Уловлены будут сетью радующиеся о падении благочестивых, и скорбь измождит их прежде смерти их» (Сир.27:32).

Цитаты о злорадстве

«Ты радуешься падению твоих врагов или перемене их благоприятных обстоятельств на не совсем благоприятные? Это грешно и неблагоразумно. Грешно, потому что противно любви к ближнему; неблагоразумно, потому что это может случиться и с тобой, и тогда порадуются и твоей беде. В то время как ты радуешься перемене обстоятельств другого, Бог видит и тебя, и того, другого человека; видит и твое злорадство, видит и душевные качества другого, может быть, гораздо лучшие твоих; почему и наказывает его, исправляя его погрешности».
cв. праведный Иоанн Кронштадтский
 Толкования на Еф. 5:4
Свт. Иоанн Златоуст

«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение»

«Не произноси слов ни шутливых, ни постыдных, и не приводи их в действие»
 И конечно же цитаты об опасном смехе:

«Сатира и вообще опасна соблазном для всякого литератора. Ведь так легко приучить себя к искажённому воззрению на мир. Всё дело в мере. Можно пользоваться каким-то средством в малых дозах, можно злоупотребить слишком — лекарство тогда превращается в яд. Это испытали многие сатирики».

М.М. Дунаев

 «Анекдотический смех», которым смеются в кинематографах, театрах, на пирушках и вечеринках, которым легко осмеивают ближнего, смеются над слабостями и над достоинством человеческим, над совестью его и над грехами, для увеселения и для забвения печали, без смысла, и тщеславно смеша других, все это — болезнь духа. Можно сказать даже точнее: это — симптом болезни духа».

архиепископ Иоанн Шанхайский


Еще добавлю высказывания Алексанра Щипкова(профессора философского факультета МГУ):

 «Есть ли у иронии миссионерский эффект? Не является ли она признаком того, что в Церкви также есть живые люди?

- У иронии не может быть миссионерского эффекта, поскольку она разделяет людей
 подчёркивает высшие ценности, а не девальвирует их. Третий вид — постмодернистская ирония, выросшая из Просвещения, она-то как раз девальвирует ценности. Это не тоска по идеалу, а отрицание идеала. Она противоположна романтическому смеху, романтическому чувству. Сегодня доминирует третий тип иронии. Причём он уже стал частью идеологии - Дело в том, что, превращаясь в групповое явление — не всеобщее и не индивидуальное, а именно групповое — такая ирония делит людей на своих и чужих, рукопожатных и нерукопожатных, «продвинутых» и «быдло». Подчёркивает дистанцию. Эту секуляристскую практику можно назвать "социальным расизмом". Но сегрегация, разделение, отчуждение не совместимы с соборностью, а значит, и с церковностью. Напротив, Церковь призвана объединять людей, поскольку люди изначально равны перед Богом. Проникновение в Церковь иронии, которая подменяет юмор, — это явный признак секуляристского влияния. Но Церковь на то и Церковь, чтобы не быть секулярной.»

Всё вышесказанное это  то что касается иронии и христианства.
 Но творческий вымысел как основа иносказания для многих неповторимых стихотворений,у меня вызывает восхищение ,именно поэтому я люблю стихи Николая Гумилева.
Здесь важно отметить что я писала о ПЕРВОПРИЧИНЕ,а не о том что ежедневно испытывают поэты:тематика и вдохновение сегодня и завтра -каждого дня это уже дело личное как и частушки. Кому-то необходимы и весёлые песни и добрый юмор,никто  этого не отрицает.

В личной переписке один автор поделился тем что иногда «Свои иллюзии изливает в строки» .Также добавил,ему «...Мой стих поэтому очень близок».

И наконец самую главное цитирую святого Иоанна:
«Да, Христос не смеялся. Но я уверен, что Он радовался многим вещам. Когда встречал большую, искреннюю веру, когда видел маленькие пробивающиеся ростки веры в будущих апостолах. Так нужно поступать и нам: искренне радоваться радости другого, и знать, что «серьезное разрушается смехом, смех – серьезным».
 Иметь во всем меру, не смеяться до дрожи в теле, но одарять этот мир улыбкой, от которой подымается настроение и хочется жить»
Тоже сказал святой апостол Иоанн -
«Любовь сорадуется»,не злословит и не осуждает.

 К своему удивлению в отзывах я столкнулась с подобным недопониманием выраженном в вопросах,это и послужило для меня причиной и главной темой для этого эссе.
Сразу внесу уточнения в основе написания  самого стихотворения- православное мировоззрение.
 
Многие пишут по ночам и в основном лирику чаще всего тому способствует безответная любовь.

Что касается вопросов их два- первый прозвучал как вывод-
"«Я бы, наверное, сказала,что стихи - это поиск пути, поиск гармонии (внутренней)»—
здесь трудно не согласиться,с той только разницей что для атеиста это так и обстоит,но для меня именно Бог— единственный источник вдохновения,и я не ищу его,Он и есть причина и само творческое начало.
Поэзия помогает конечно же душе пережить трудные моменты жизни,особенно несчастную любовь.
Но часто несчастливые пытаются выдать желаемое за действительное как и Петрарка ,впрочем писавший всю жизнь сонеты чужой жене и продолжавший  своё творчество и после её смерти.
Понятно что и Муза всем нужна ,а женщинам- «МУЗчина»- соответственно.
А как иначе несчастному выразить свои чувства? Вдохнув в них свои иллюзии?

Искренне желаю всем,кто пишет чтобы сокровенные  чаяния их души, выраженные поэтическим слогом непременно сбывались!

Был еще один вопрос также с атеистическим подтекстом я бы назвала-возражением:
«А я вот наоборот не могу писать тогда, когда я, можно сказать - несчастлива.
И это происходит именно сейчас - по вине последних событий.
Я думаю - никто не может быть счастлив в такое время»
Но для меня это  как раз и является  подтверждением того что в любой ситуации только Бог- опора,уверенность,« путь ,истина и жизнь»— этим всё сказано.

 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.