Записки пишущего человека или размышления о жизни

«Есть красота, есть счастие, есть любовь»

Маловероятно, чтобы кто-то запомнил первую в своей жизни зиму или весну. Скорее всего, чувством, которое ощутит ребёнок, впервые увидевший снег или маленькие зелёные листочки на голых прежде деревьях, будет удивление. Пройдёт какое-то время, и удивление от смены времён года сменится осознанием неизменности происходящего.
Сколько прошло лет, сколько зим? Попробуй их вспомнить! Времена года стали такими же привычными, как и периоды жизни человека. Светлое беззаботное детство, эмоциональные юношеские влюблённости, взросление и ежедневная забота о хлебе насущном, долгожданный отдых… Кажется, ничто не может изменить существующий в природе порядок.
Однако не всё так просто. Взять, к примеру, бабье лето. После нудных дождей и осеннего похолодания наступает хоть и кратковременный, но такой желанный и радостный период: всё вновь оживает, дожди прекращаются, солнце спешит одарить землю теплом, пейзажи радуют взор яркими красками. Недаром многие художники и поэты посвящают этой удивительной поре свои произведения. Бывают и такие природные аномалии, когда почти зима на дворе, но вдруг, внепланово, вопреки всем законам, от резкого потепления на деревьях распускаются почки, словно вновь наступила весна. А поскольку человек является частью природы, и с ним такое также бывает. Кто-то в своё время недолюбил. Казалось бы, все сроки вышли, но…
Читая дневник писательницы Серебряного века Лидии Зиновьевой-Аннибал, обратил внимание на такие строки: «Безумная, ненасытная душа человеческая. Не надо мне славы, не надо свободы. Любви хочу я, любви. Что делать мне с собою? В течение дня я работаю, воля моя крепка и разум силён. Но вечером, но ночью… Пусто, холодно на душе, и душит, и давит меня непрожитая весна моей жизни, весна, которая только чуть, чуть, в ранней молодости погрезилась мне и уже в своих неясных грёзах так сильно говорила о солнце, о лесе, о счастии, о надеждах, о слезах восторга, о любви, о лете пламенном и чудном. Затем началась жизнь вся в труде, в вечных гражданских скорбях, освещённая не пламенным солнцем любви, а лишь мягким отблеском его: дружбою и уважением».
С этими словами замужняя двадцативосьмилетняя женщина обращалась к своим детям (их у неё было трое) в надежде, что они лучше поймут свою мать, её поступки и желания. И добавляла: «Заговорила весна… но… теперь уже осень. Кто думает осенью о весне. Ещё до весны зима. А зима человеческой жизни означает смерть. Зачем, зачем не была я молода весною, зачем не была счастлива летом. Зачем захотела я солнца в сентябре, солнца жаркого, сильного, воскрешающего. В душе моей притаилась непережитая жизнь. Я знаю, что она, эта жизнь, давит и гнетёт меня. Слишком сильно живёт во мне сознание счастия, т.е. возможности счастия на земле, ослепительного, прекрасного счастия. Откуда это сознание? Откуда эта жажда, если счастие миф? О, к чему тогда эта напрасная мечта? К чему это страдание. О нет, о, нет, счастие есть. Я верю, я знаю. Я вижу это в блеске звёзд, в сиянии луны ночью, в ослепительном свете солнца днём, в красоте природы, в упоительных звуках музыки, в великих творениях руки и ума человеческого. Есть красота, есть счастие, есть любовь».
После этой записи в жизни Лидии Зиновьевой-Аннибал произошло много событий. Её большая любовь, о которой она мечтала, состоялась. Писательница до последних дней безмерно любила и уважала своего мужа – поэта-символиста и философа Вячеслава Иванова.
Приведу ещё одну историю, связанную уже с моим коллегой-литератором. Когда он учился в университете, то тесно сблизился с двумя одногруппниками – парнем и девушкой. Его прельстило тогда, что у всех троих имена начинались на одну букву. Студенты вместе гуляли, посещали всевозможные творческие мероприятия, совместно обсуждали произведения прозаиков и поэтов. Их называли неразлучной троицей. Друзей объединяла общность взглядов и интересов. Спустя какое-то время подруга-студентка вышла замуж, и мой коллега был на её свадьбе свидетелем. По окончании института друзья разъехались в разные места. У каждого из них появилась свои семьи, дети. Приехав через много лет на встречу выпускников университета, одногруппники встретились. Разговорились. Оказалось, что у подруги умер муж. Незадолго до этого у коллеги тоже умерла жена. Бывшие друзья решили жить вместе.
Прошло несколько лет. На состоявшемся недавно юбилее коллеги его супруга сказала: «После того как мы стали жить вместе, он подарил мене десять лет интересной жизни. Окружил вниманием и заботой. И за это я ему очень благодарна».
Говорят, жизнь и впрямь загадка: без ног, а идёт, без рук, а даёт… подзатыльники. Однако хочется добавить: иногда преподносит и приятные сюрпризы. Верьте в лучшее, мечтайте – мечты сбываются!


Рецензии