Иранский дрон-камикадзе
В ходе эксплуатации иранского чуда инженерной мысли то и дело всплывают его положительные моменты, благодаря которым сложилась на первый взгляд абсурдная ситуация – дешёвый дрон вполне себе может заменить дорогостоящую крылатую ракету. Возможно это звучит как преувеличение, но с определёнными допущениями он кое-где он оказался действительно более эффективен. За счёт чего это достигнуто и о каких нюансах речь мы сейчас и расскажем.
Источник: РИА Новости, автор - Михаил Воскресенский. У нас "Герань" часть любят сравнивать с "Ланцет", но это в корне не так - "Ланцет", по своей сути, это мини крылатая ракета в формате дрона-камикадзе ближнего радиуса с дорогостоящей системой наведения.
Начнём с цены. Да, в прошлый раз мы упомянули этот параметр, но не углублялись в детали, хотя тут есть о чём поговорить. Многие слышали такое прозвище дрона, как «летающая газонокосилка», но многие полагали, что подобное сравнение возникло по причине характерного звука, издаваемого «Геранью». Но на самом деле всё куда интереснее – похоже, в основе беспилотника действительно лежит немного доработанный двигатель от газонокосилки. Буквально. Никаких дорогостоящих лицензий, никакого специально разработанного движка – ничего такого не наблюдается, а лишние траты на разработку и производство минимальны. Является ли это плюсом? Если смотреть на «Герань», как на одноразовое и крайне дешёвое средство доставки боевой части весом в 50 кг – безусловно (в 3 раза больше взрывчатого вещества, чем в снаряде 203-мм пушки). А помимо высокой цены автоматически пропадают какие-либо трудности с поиском двигателя – его произвести не то, чтобы сложно, ведь это не турбореактивный движок по типу Р95-300 от «Калибра». Но что в иранском дроне вызывает настоящий интерес, так это повсеместная интеграция подобного подхода практически во всех элементах. Взять хотя бы винт – он не из металла, не из пластика, а из дерева! Плюсы очевидны – простота обработки, массовость, цена и многое-многое другое. Вкупе с относительно дешёвыми «мозгами» и системой наведения, представленной в виде приёмника сигнала GPS, выходит невероятно эффективное оружие за свои деньги, и по этому параметру оно действительно обходит крылатые ракеты.
Источник: military.ir. Двигатель MD550, являющийся копией немецкого Limbach L550 - довольно неплохой образец и, судя по открытым источникам, позволяет пролететь "Герани" около 2000 километров. Так ли это - вопрос, но расстояния, которые уже "всплыли" - весьма и весьма впечатляющие.
Но, как говорится, дальше – больше. Появляется всё больше новостей, согласно которым кроме покупки самих «Гераней», параллельно налаживается производство уже на территории России, а некоторые источники и вовсе в этом уверены. Не то чтобы это было сложно, но такой подход позволяет в кратчайшие сроки наладить серию и насытить войска. В сети можно встретить довольно внушительные цифры по конвейеру – от 50 до 100 машин в сутки (!), но, скорее всего, это далеко от правды – реальные потребности в «Геранях» куда ниже, плюс идут поставки напрямую из Ирана. С другой стороны, учитывая дешевизну, такие мощности вполне себе реальны и это очередной плюс перед крылатыми ракетами, создание которых занимает куда больше времени и средств, а также требует более квалифицированных кадров.
А теперь самое интересное и в чём-то парадоксальное. Возьмём крылатую ракету «Калибр», так как финансовые тонкости по ней более-менее известны, хоть и не претендуют на стопроцентную достоверность - сейчас цена очень серьёзно упала ввиду наращивания производства, оптимизации и других нюансов, но ещё пять-семь лет назад ценник был в районе, внимание, 45 миллионов рублей за штуку. Американский «Томагавк» ещё дороже, но вопрос здесь в другом – не сколько сотен «Гераней» можно закупить у нашего временного союзника, а сколько производственных линий реально развернуть за относительно небольшие сроки за те же деньги? И это ещё один бонус в копилку примитивных и дешёвых дронов, собранных на коленке из движка от газонокосилки и «палок».
Источник: imamedia.org. В последние дни появились довольно интересные новости о том, что у иранского БЛА существует ещё одна модификация - "Герань-1". Она меньше, легче и ещё дешевле версии "2", и может запускаться даже с пикапов.
А теперь поговорим про эффективность, ведь зачастую она напрямую зависит от цены. Само собой, крылатая ракета лучше по всем параметрам, это бесспорно, но она дорогая и цели для неё нужно подбирать соответствующие. Да и наклепать их десятки тысяч, а именно столько необходимо, не представляется возможным. Те же американцы своих «Томагавков» осилили около 7000, но этого всё равно мало, да ещё и упирается в количество пусковых. С другой стороны «Герань», при своей простоте, оказалось невероятно эффективна. Взять хотя бы дальность – уже есть достоверные данные, что дистанция в 400 километров для неё не проблема, а максимальная оценивается в районе 1000 и более. И это вполне реально, если вспомнить эпизод с атакой дронов того же производителя на нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии в 2019 году. Тогда участвовало до 25 машин вкупе с крылатыми ракетами, но последствия были просто феноменальны – огромный скачок цены на нефть, выведение из строя крупнейшего в мире НПЗ, и, что не менее важно – колоссальный провал широко разрекламированной системы ПВО/ПРО «Пэтриот». В ту ночь американские комплексы не смогли не то чтобы сбить, но даже обнаружить свои цели. Во многом такой эффект был достигнут благодаря ещё одному свойству дронов иранского производства – отследить их старт практически невозможно. Ну, только если над пусковой, смонтированной на базе пикапа, будет «висеть» другой БЛА, следящий за участком 24 на 7.
Источник: youtube.com. А вот и причина, по которой пуск отследить крайне трудно - это замаскированная под грузовик установка. В одной такой до пяти дронов.
Из всего вышесказанного следует один довольно интересный вывод – собранный из условно подручных материалов дрон с простейшей электронной начинкой, двигателем от газонокосилки и деревянным винтом, обладает невероятно высокой эффективностью при чрезвычайно низкой цене. И радует в этой ситуации одно – если производство действительно наладили на нашей территории, то со временем вся эта история непременно получит продолжение – «Герань» модернизируют, переведут на нашу компонентную базу, построят заводы и наши Вооружённые силы, наконец-то, получат возможность применять одноразовые ударные беспилотники в концепции «Роя» действительно массово.
Прочитал у одного блогера мнение, что в нашей стране явно были предложения создавать подобные устройства, ведь не глупее же мы «персов», но против этого, по-видимому, выступили армейские генералы. Для них чем дороже, тем престижнее, а тут какая-то «газонокосился». Напоминает мнения британских адмиралов, которые выступали против строительства подводных лодок вместо дорогостоящих линкоров, мол, линкор какая махина, впечатляет, в тут консервная банка с одной пушкой. Но и Первая, и Вторая мировые войны показали эффективность немецких субмарин по сравнению с дорогостоящими монстрами, которые большую часть войны стояли в базах под прикрытием зенитных батарей и авиации.
Кстати, сделанные «на коленке» самодельные ракеты «Хамас» в большом количестве запускались на Израиль, и хваленная система «Железный купол» не могла остановить их при массовом применении.
И вот самая свежая новость.
Адский мопед «Герань-2» сбил украинский Миг 29. Отличная хохма. Реально смешно.
Согласно данным источников, истребитель МиГ-29 обнаружил в Винницкой области беспилотник-камикадзе и предпринял попытку его сбить, однако, после поражения дрона, один из обломков попал в двигатель самолёта, в результате чего последний получил критические повреждения и начал падать. Пилот катапультировался.
Но вот какая у меня появилась мысль.
БПЛА сбила самолёт. Поршневая конструкция сбила реактивный самолёт.
Потому что скорости разные.
Следовательно, чтобы защитить инфраструктурные объекты в глубине территории, самый дешёвый вариант - это противопоставить им истребительную поршневую авиацию.
Причем таковая есть в наличии. В Бразилии. Самолёты «Тукан»
Скорость Адского мопеда «Герань-2» всего 180 км/час. Поршневая авиация в пределах 600 км/час. То есть скорости сопоставимые.
Исторический экскурс:
Когда немцы бомбили Лондон ракетами ФАУ, то английские лётчики наловчились их сбивать в товарных количествах. Потому что скорости были сопоставимыми.
Потом, немцы придумали ФАУ-2, там скорость была выше. И тем не менее английские лётчики её сбивали.
У "Калибра" скорость на марше порядка 0.8 скорости звука. То есть примерно 850 км/час. 600 км /час у поршневого истребителя и 800 км/ час у Калибра? Да, у ракеты скорость выше. Но тем не менее сопоставимая.
Сейчас противник ищет варианты противодействия нашим БПЛА и ракетам. Тема поршневые истребителей становится актуальной и я уверен, что поиски такой техники уже идут. Но боевой почти нет, только в Бразилии, или ещё где-то. По крайней мере, можно и «Кукурузник» Ан-2 оборудовать пулемётами и он будет справляться с «Геранями». Это вопрос времени.
Следовательно, вывода 2:
Вывод номер 1: Экономить «Герани» нет никакой необходимости. Пара недель, и с ними научиться качественно справляться. Притащат со складов поршневые самолеты и они будут отрабатывать задачи ПВО.
Вывод номер 2: К нам противник тоже будет отправлять подобную технику. Следовательно, и у нас в тылу появится потребность в поршневой авиации.
Таким образом, думаю, что нас ожидает возвращение поршневой авиации и её дальнейшее развитие.
Свидетельство о публикации №222101600332