История из школьной жизни

Проработав в школе более трёх десятков лет и выйдя на пенсию, я часто вспоминаю своих учеников, таких разных, интересных и, конечно, любимых. Да, и они не забывают свою учительницу: приходят в гости, пишут, звонят. Все они уже сами стали родителями, поэтому ведут и несут к «бабе» своих чадунюшек, что дорогого стоит. Есть и такие, которые пытаются учить меня. Учиться я готова и сейчас. Было бы чему. После встреч с учениками воспоминания прожитых школьных дней накрывают меня с новой силой. И чего только не было! Есть что вспомнить, чему порадоваться, над чем погрустить. Вот и вчера произошла встреча с Андреем Б.
Я вышла из магазина, и прямо передо мной остановилась новенькая иномарка, из которой выкатился мужчина с солидным пивным брюшком. Я сразу узнала Андрея. Он шагнул мне на встречу, рыжий, с веснушками, тесно усеявшими его небольшое личико, с улыбкой, которую трудно забыть. Рот у него растягивается во время улыбки, а шевелится только его серединка, центральная часть. Так интересно! Как у кукол в мультфильме.

- Вот, Людмила Николавна, купил! – сказал он вместо приветствия и повёл рукой в сторону машины. – А вы всё на «Калине»?
- Здравствуй, Андрюша! С покупкой тебя! Пусть послужит машина подольше твоей семье. Да, мы на «Калине».
- Почему?
- Машина нас устраивает. За модой не гонимся, - ответила я.
- А я вот купил! – с торжеством сказал мужчина.
- Ну, и хорошо! – сказала я и поспешила домой, боясь ляпнуть что-нибудь лишнее по поводу того, откуда деньги на покупку добыты.

В селе всем известен источник дохода семьи Андрея.

День закружил делами, а вечером я снова вспомнила Андрюшу. Андрюшу ученика.
Школа наша сельская, малокомплектная, наполняемость классов маленькая: пять, семь, редко девять человек. В классе Андрея было три мальчика и две девочки. Как сейчас вижу их за партами. Вот Светочка: тоненькая, как тростиночка, косички торчат по сторонам, пытливые карие глаза умно смотрят на мир. Всегда опрятная, всегда готова к урокам. Не девочка, а мечта любого учителя. Рядом с ней Оля. Кукла! Высокая, плотненькая, с шапкой мелких кудрей, румяная, как Матрёшка, кареглазая. Такая красавица редкостная! И сейчас от неё глаз не оторвать. Доброе сердечко Оли всегда отзывалось на чужую беду, и из её глаз то и дело катились горошины слёз.

Девочки сидели на первой парте во втором ряду. А в первом ряду первую парту занимали два друга, два Лёши. Они так и обращались друг к другу: «Друг». Мальчики были во многом схожи. Оба высокие, полные, что называется «кровь с молоком», одинаково подстрижены: коротко и с чёлкой. Оба хорошо учились, всегда были готовы к урокам. Были у них и отличия. Один Лёша слыл философом и всезнайкой, другой, не смотря на полноту и неуклюжесть, был замечательным хоккеистом, звездой школьной команды «Сокол», хорошо известной своими победами далеко за пределами района и даже республики. Ещё…от Алёши спортсмена всегда вкусно пахло гусятиной, а от философа – плюшками и блинами со сливками. За Алёшками на второй парте сидел Андрюша. Маленький, худенький, с пальчиками, похожими на стеклянные палочки, веснушчатый, вечно простуженный, шмыгающий носом. Учился он так себе. Двойки ему, конечно, учителя не ставили. Всё надеялись, что парень образумится, начнёт учить. Но время летело, а Андрюша продолжал прятаться за спины крепеньких друзей. Ну, как не найти ученика среди пятерых ребятишек? О, детская наивность!

Вот и в тот день я шла на урок литературы, печально размышляя о том, что надо бы спросить Андрея. У всех в класс оценок много, а у него в журнале кое-где троечки стоят. Но ведь спрашивать-то его надо!  Решила: сегодня спрошу! Пусть биографию Лермонтова расскажет.

После приветствия и организационных моментов решила проверить домашнее задание.
- Андрей, пойдём к доске, расскажи нам о Михаиле Юрьевиче Лермонтове, - сказала я.
- Я? – почему-то удивлённый мальчишка ткнул пальцем себе в грудь и закрутил головой в поисках Андрея.
- Ты. Ты же у нас Андрей. Другого нет. Пойдём, пойдём! – позвала я его. Андрей медленно, как на эшафот, двинулся к доске и встал за моей спиной.
- Начинай! Учил? – на всякий случай спросила я.
- Учил! – грустно ответил ученик.
- Тогда рассказывай! – опять повторила я, сердясь, что время идёт, а мы ни с места.
Андрей шумно вздохнул и изрёк:
- Была война…
Все ученики посмотрели на товарища, а Света закрыла лицо руками. Я тоже поняла, что мы присутствуем при рождении очередного школьного анекдота.
- Ну! – я пыталась подтолкнуть ученика, заставить его отвечать.
Андрей опять вздохнул, развёл в сторону руки и повторил:
- Была война…
Я повернулась к Андрею лицом, и моё нетерпение заставило его продолжать:
- Пушкина убили…
У Оли в глазах засверкали слёзы. Может, от того, что Пушкина убили, может, от того, что видела перед собой настоящего балбеса. Философ Лёша уронил голову на парту, а спортсмен стал лихорадочно рыться в учебнике в поисках той новости, которую преподнёс им одноклассник. У меня не было слов. Это ободрило отвечающего. Он шагнул поближе к партам и продолжил рассказ, жестикулируя руками. Складывалось впечатление, что он был свидетелем тех роковых событий.

- А Пушкин-то на войне флаг таскал. Как Генка Кузин у нас на сборе дружины. Вот! Пушкин-то с флагом бежал, а в него и стрельнули! – Андрей сделал ударение на первый слог в слове «стрельнули». – Он как грохнется! Пушкин-то. И флаг как грохнется!

И Андрей показал, как грохнулся флаг. Я глянула на класс. Обе девочки плакали от смеха. Философ крутил пальцем у своего виска. Спортсмен уткнулся в парту. Все были убиты. Как Пушкин на той войне… А Андрюшу понесло!
- Вот упал Пушкин и лежит. А флаг перед ним валяется…
Ну, это мы уже слышали и всё себе представили. Что же дальше-то будет?
- А за Пушкиным-то Лермонтов бежал! – Андрей с торжеством посмотрел на нас. – Вот! Увидал он, что флаг-то упал, подхватил его и вперёд побежал!
Андрей был страшно доволен тем, что поведал нам такую душещипательную историю, и всё так складно у него получилось. Даже учительница не задала никаких наводящих вопросов.

- Мне садиться? – обратился ко мне Андрей.
- Садись, - махнула я рукой.
- Нет, Андрюха, стой! – поднялся Алёша, который всё знал. – Ты где всё это вычитал? Покажи!
Андрей смело подошел к Лёшиной парте, пододвинул к себе учебник, пошуршал страницами и уверенно ткнул в начало статьи.
- Тута!
Не обращая на меня внимания, Леша навис над Андрюхой и приказал:
- Читай!
Андрей покрутил головой, посмотрел на меня с видом, мол, чего пристали, и начал читать.
- Пушкин погиб. – Андрей ликующе посмотрел на Лёшу. – Вот, гляди: Пушкин погиб. Но знамя поэзии подхватил Лермонтов.

Плакали все. А я, вытирая слёзы, думала: может, Андрюха клоуном станет? А, может, не дано ему? Вон какой «вольный перевод» прочитанного сделал… Как оценить такой ответ? Будет ли лучший на следующем уроке?
- Лёша, а ты как понял прочитанные Андреем строчки? – с надеждой на спасение урока спросила я.
Алёша, конечно, всё разложил по полочкам, а Андрей надулся, словно мы его обидели.
- Людмила Николаевна, - поднялась с места Света, - поставьте вы этому…тройку! А то и следующий урок испортит!

«Спасибо, Света!» - подумала я и вывела в журнале маленькую троечку.
Вот такую историю, достойную «Ералаша», вспомнила я в тот вечер.
Не сомневаюсь: каждый учитель мог бы припомнить много чего из своей практики. Такова школьная жизнь.


Рецензии
Спасибо, Людмила, повеселили своим рассказом. У меня был случай. Пришёл в библиотеку подросток, попросил Василия Тёркина. Я ему выдала сборник произведений А.Твардовского. А мальчик мне говорит: "Вы дали мне Твардовского, а мне нужен Василий Тёркин". Ваш рассказ действительно достоин тележурнала "Ералаш".

Марина Тенищева   13.04.2024 12:59     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! Да, школьная жизнь - настоящий Ералаш!

Людмила Хрящикова   13.04.2024 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.