Игра мгновений и красок
Мгновенье, миг, эфир, что это? Где грань между там и здесь? Между было и будет?
Что соединяет эту бесконечную цепь из кусочков прошлого и реального? Кто за всем этим?
Что все-таки движется, время в поле обитания или наоборот? Время, как бесстрастный часовой
неподвижно, но все вращается вокруг него?
Сплошные вопросы, гипотезы, теории...
Чистая физика, сухой научный подход, далеко не всем понятный.
Но есть и другие видения происходящего, позволяющие нам прочувствовать смену фрагментов вечности.
Речь идет об изобразительном искусстве! Почему именно оно? Ведь существуют театр, кино, музыка.
Есть даже искусство фотографии с ее безбрежными возможностями.
Появляются новые технологии фотосьемки. Уже забыта фотопленка. Прогресс идет вперед!
Кантемпоральная технология прекрасна и занимает достойную нишу в современном мире искусства.
Волшебные приемы цифрового фотоснимка позволяют открыть горизонты фиксации "бега", бега мгновений.
Так мы видим лягушку, пожирающую комара, кобру, слушающую дудочку...
Передача красок у цветов с помощью приемов фотографии, волшебна! Это и роза с капельками росы,
и желтая кувшинка, разбуженная утренними лучами солнца.
Постоянное совершенство позволяет открывать удивительные возможности передачи форм, света
и красок.
Но мои рассуждения не совсем об этом.
Что рисует ребенок, когда берет карандаш или кисть? Верно! Солнце, маму, себя...
Солнце, его лучи какого цвета? Красные, желтые, оранжевые? А может белые? Все правы.
У него нет цвета, оно теплое, а значит живое...
Мой сын поднимает себе настроение в пасмурный день, тем, что верит, далеко за облаками
есть солнце, оно светит ярко и красиво.
Так каким дети видят солнце? Всяким, прежде всего добрым! Не имея представления, что происхо-
дит внутри него, они верят, что оно доброе потому, что теплое!
Человек всегда хотел запечатлить, оставить на память свои видения, эмоции, восхищения...
Достаточно сказать о попытках рисовать ацтеков и майя, инков, древних египтян и византийцев,
племен из Африки.
До наших современников дошли изображения животных, рыб, птиц. Люди проводили большую часть
жизни на охоте, именно эти фрагменты отражают бытие наших предков.
Эпоха Возрождения в Европе проходила в сложные времена. Часто бесконтрольная власть духовенства,
инквизиция, межусобные войны, страшная чума и это еще не все...
Сознание людей менялось несмотря ни на что. Технический прогресс врывался в жизнь!
Произведения искусства этого периода можно условно разделить на две группы.
Первая, это картины, отражающие библейские темы. Назовем мастеров, Леонардо да Винчи, Рафаэль,
Тициан, Микеланджело с его скульптурами и многие другие.
Вторая, полотна, отражающие жизнь обычных людей. Здесь следует отметить фламандских и
германских мастеров, Рубенса, Брейгеля, Дюрера и многих других.
В контексте изображений библейских сюжетов, нельзя не отметить русскую иконопись Андрея Рублева.
Феофана Грека, Данилу Черного. Они создали целое направление, православную иконопись.
Художники, осознавая свою социальную ответственность, пытались донести до зрителя целостную
картину эпохи и времени, где они творили. Чудесные и порой позорные "картинки" своего окружения.
Яркость светлого и серость низменного...
Следуя своему долгу, они часто шли на конфликт с властью, рискуя жизнью.
Отдельное слово о красках. Мастера сами готовили их из природных пигментов, предварительно
изучая их особенности и совместимость.
Многие мастера кисти отходили от Библейских тем в своем творчестве. Они обращались к изображению
быта обычных людей. Работы Брейгеля внедряют нас в круговорот буден крестьян, с их радостями
и болью. Особое слово о Яне Вермеере! Он узрил в обыденном свою прелесть. Угол дома, но как он
преподнесен зрителю! А фигура молочницы, а девушка с сережкой...
Желание изобразить повседневную жизнь людей у художников росло. Например тема моря, прекрасно
раскрыта мастерами Айвазовским и Тернером. Где сила стихии возвышается над нашими страхами.
И человек смиряется с происходящим, полагаясь на свою судьбу. Именно Айвазовский сумел передать
цветом и сюжетом извечную борьбу стихии и человека в ней.
Пейзаж, это часть природы, ее фрагмент, пойманная и перенесенная мастером на холст посредством
многообразия тонов и полутонов. Палитру можно рассматривать, как поле-боя его фантазий, настроения
и воли. Соизмеряя собственное видение и мощь цвета, он принимает решение, быть картине или нет.
Обычное цветочное поле, лес, река с отвесным берегом...Простота сюжета, но сколько внутренней
энергии!
Неудержимое стремление оказаться наедине с природой, ее наготой, подталкивает группу французс-
ких мастеров кисти в авантюрный поход, конечно не в джунгли или сибирскую тайгу, но в местечко
Фонтебло, под Парижем.
Художники эпохи Барбизон, называем мы их сегодня! Они оставили столичный комфорт, чтобы быть
"внутри" природы!
Зелень, лазурь, охру, беж оставить на холсте, явить зрителю фрагмент отдельно взятого местечка
того самого леса.
Заброшенное озеро подернутое ряской, полусгнивший деревянный мост, обломки некогда ветряной
мельницы или мощная дубовая чаща. Это их предмет восприятия, подаренный нам в картинах.
Никакой фальши, гармония звуков света и тени, колера и яви, воображения и реальности!
Песня стиля, пляска оттенков, праздник целостности изображенного.
Пейзаж, это момент жизни природы в рамке, музыка красок, сыгранная кистью.
Солнце, снова солнце! Оно вечно, навсегда!
Восходящее солнце!Триумф веры, рождение надежды, сила любви!
Так какого оно цвета? Вернемся к детским фантазиям. Что-то между оранжевым и желтым.
Клод Монэ! Париж 1874 год. Бульвар Капуцинов, ателье Адар...
Что это? Оранжевое пятно на фоне голубой глади воды? Что творит этот мастер?
Восходящее солнце! Встречайте эпоху власти впечатлений! Эпоху импрессионизма!
Что хотел показать Монэ, посягнувший на столетние традиции своих коллег?
Этот вопрос следует задать не только Монэ, но Писсаро, Дега, Сислею, Синьяку и многим другим,
чьи мечты и восприятие мира сфокусировались на передаче момента, который бы пробудил в зрителе
впечатление об увиденном, разжег фантазии и интерес.
Эволюция мысли бесконечна от простого к сложному, от примитивного к многофункциональному.
Наше желание восстановить прожитый момент, переосмыслить его, возможно извлечь уроки, является
правильным.
Глядя на картину, зритель видит тот самый момент, который был важен художнику, ничего уже
не исправить. Это и есть впечатление! Впечатление от увиденного художником, восстановленное
нами, зрителями и разбудившее в нас фантазии...
Европа, девятнадцатый век! Кругом техника, развитие многих отраслей промышленности.
Появляются новые писатели, поэты, художники, без них невозможно, в стремительный век технократии.
Движение, динамика, возникшие на фоне социальных потрясений во Франции.
Желание идти вперед! Ходить по музеям и созерцать полотна мастеров эпохи Возрождения нет!
Новый класс буржуа, пришедший в общество, требует новизны! Стилей, образов, жизни!
Движение стиля, ускользающее чувство вечности, неуловимая грусть и эйфория от упущенного,
вот что нам дарит импрессионизм!
Ускользание реальности вместе с вечностью воображаемого...
Где грань между сказкой и явью? Почему оранжевое солнце способно задержать зрителя в Мармоттан-
Монэ, в Париже, на несколько часов?
Для чего изображены люди в лодке, если главное в картине солнце?
Видимо автор ставил целью показать нам главное, наши истоки, изображая людей маленькими
фигурками на фоне вечного солнца...
Импрессионисты, одухотворенные новым, изображали на своих полотнах цветы, города, улицы,
жизнь людей. Это талантливые мастера-революционеры!
Движение стиля затронуло и русских художников, Левитана, Коровина, Репина.
Стали появляться мастера и в Америке, и в Японии.
Способ передачи "мига" затронул также музыку и архитектуру.
Но и "классический" импрессионизм находит своих продолжателей. Идея передачи "мазками" или
"точками", отразилась в творчестве Синьяка, Кросса, Серы и многих других. Новая техника позво-
лила увидеть в каждой точке свет, жизнь!
Взгляните на девушек, смотрящих с полотен Кросса...
Солнце разбитое на части. Это не девушки, а лучики солнца, в облике людей танцующие перед нами.
Они ускользают от нас? Нет они здесь!
Золотистый цвет благодати, это и есть впечатление, наше впечатление от солнца, а не от конкрет-
ного изображения.
Художники-импрессионисты, это не безнадежные фантазеры, оторванные от жизни, это люди, кото-
рые чувствуют "бег" мгновенья! Часто боль, несправедливость. Это и Камиль Писсаро, и Винсент Ван
Гог. Не только красоту городов и уголоков природы отображали эти мастера, но и тяжелый быт
простых тружеников и обычных людей. Женщина, копающая картофель, грустные глаза доктора...
А шедевр Левитана " Над вечным покоем"!
Наступает новое столетие. Позади французские революции, отмена крепостного права в России,
многочисленные войны. Наступает век перемен во всем!
Искусство, как зеркало всех процессов в обществе, не может оставаться в стороне.
Боль, обиды, отчаяния, нужно отразить на холсте" Как? Отразить не только происходящее и произо-
шедшее, но передать эмоции, выразить свое отношение, показать свою боль...
Эдвард Мунк и его "Крик", лучший пример, как это сделать! Он изобразил человека на мосту!
Кто он, женщина, мужчина, ребенок? Чем напуган человек в нашем безжалостном мире?
Простота сюжета, волна ужаса, больше ничего. Но как он выразителен, этот напуганный человек!
Только ужас и крик... Художник говорит нам, что само явление в наш мир, это уже ужас...
Человек на Севере, на одиноком мосту среди людей, наедине со своим криком...
Величие мастера, тривиальность и глубина сюжета, и извечная тема одиночества... Одиночества среди
людей.
Через холодные и красные тона мастер предает боль и отчаяния фигурки на мосту...
Что общего между солнцем Монэ и человеком на мосту Мунка? На первый взгляд ничего!
Только фрагмент вечности, момент пойманного художником.
Ярко-оранжевый шар солнца едва восходящий из-за горизонта и черный профиль рта, издающий вопль,
это мгновенье и вечность!
Мы словно рядом, в той лодке или за спиной фигурки на мосту.
В случае с солнцем, зритель радуется рассвету жизни, он впечатлен увиденным.
В примере с человеком на мосту, мы сопереживаем ему через выражение эмоций, которые предлагает
мастер. Этот жанр назвали экспрессионизмом. Восприятие через выражение!
Читатель задаст справедливый вопрос, в чем тогда разница между портретом доктора Гаше Ван Гога,
имеющем грустный вид и человеком на мосту Мунка?
В обоих случаях, это изображения людей. Только Ван Гог не ставит целью, показать нам внутренний
мир своего друга, он знакоми нас с этим человеком, посредством написания его портрета в стиле
импрессионизма.
Совсем другое дело с фигуркой на мосту, издающей крик отчаяния. Здесь автор не ставит зада-
чей показать, кто это человек. Мунк желает посредством одинокой фигуры, без лица, показать
свое отношение к миру. Момент, застывший на картине ужасен, как ужасно иногда одиночество...
Другие полотна Мунка наполнены подобным содержанием. Он словно предостерегает людей от чего-то
недоброго, ужасного.
Итак, что же такое экспрессионизм? Который, подобно имрессионизму ворвался в изобразительное искус-
ство?
Из шумного, яркого , порой наивного Парижа, колыбели импрессионизма, действо смещается в Норве-
гию, менее яркую и достаточно суровую.
Эдвард Мунк, сын военного врача, рано потерявший свою младшую сестру, через жизнь пронес эту боль.
Видимо детские переживания и послужили толчком к творчеству великого художника.
Было бы несправедливо, не сказать о В.В.Кандинском, создателе группы "Голубой всадник",
в Германии. Как о человеке многогранном, гениальном. Он смог консолидировать мастеров из Австрии
и Германии. Молодые авторы Август Маке, Оскар Какошка, Франц Марк прониклись новым направлением
экспрессионизма и подарили много прекрасных работ.
Интересна серия картин Франца Марка о животных, где он используя контрастно-психологические при-
емы, создает целостный образ.
Судьба многих из этих художников сложилась трагично. Пожалуй, как и сама суть этого направле-
ния в изобразительном искусстве. Первая мировая война, боль, лишения, смерть.
Сколько еще нужно горя, чтобы люди поняли свое истиное пребывание на Земле?
Человек пришел в этот мир жить и творить. Молодым человеком уходит из жизни Август Маке, показав
какую разруху и гибель несет война! Бойня, безумное истребление всего живого...
Появляются произведения немцев Отто Дикса, Макса Бекмана, Паулы Беккер, пронизанные болью от по-
терь, разлуки, утрат, часто неистовым криком беспомощности...
Контрастируя с картинами импрессионистов, последние предлагают зрителю внутреннюю работу,
переосмысление произошедшего, возможность пережить мгновенья увиденного автором, вместе с ним.
Прелесть обоих направлений состоит в выразительности сюжета, несмотря на его скоротечность,
как в случае с "дорогой" в зимнем лесу, написанной Мунком или "Аэропортом в Амстердаме", создан
ной Максом Бекманом, он бежит от нацистов в Америку и чувствует, что не вернется в родную Гер-
манию...Так и случилось. Он не вернулся, умер на чужбине.
Рассуждая об интенсивности цветов, применяемых художниками этих направлений, следует отме-
тить, что у экспрессионистов они более интенсивные, яркие, для передачи настроения.
У представителей же импрессионизма, использованы пастельные тона, чтобы передать впечатление
художника от увиденного.
Условно, изобразительное искусство до 1874 года, называют домодернистским. Хотя здесь можно
поспорить. Например, американец Джеймс Уистлер, с его "Портретом матери" или француз Каро, свои-
ми полотнами, словно играют на грани, уже не классика, но еще не импрессионизм. Это не имеет
значения! Зрители наслаждаются прекрасным, без оглядки на формулировки и термины.
Появляется направление модерна. В нем творят Пикассо, Дали, Шагал, Шиле, Климт, Малевич,
Модильяни. Все они гении!
Вместе с тем, зритель узнает Джорджа де Кирико с его революционной концепцией метафизической
живописи!
Мастера кисти, творцы красоты, создатели мимолетно-вечного, мастера оставили нам свои шедевры.
Эти мастера были самыми обычными людьми, часто несчастными. Они продвигали искусство. Изо-
бретая новые способы передачи форм, цвета, настроения.
Так, наш современник Рихтер, вдохновленный творчеством Тициана создал свои замечательные ра-
боты.
Скульптура с ее возможностью передачи реальности, позволила Альберто Джакометти создать рево-
люционные шедевры!
Произведения Николая Рериха, Ильи Глазунова, Никоса Сафронова, вклад наших соотечественников
в мировую сокровищницу искусства.
Пришедшие на волне модерна стили арт-деко, а потом поп-арт, это примеры человека, творца к по-
иску нового в передаче формы и цвета.
Неугасаемый костер любопытства открыть ту сторону, что всегда скрыта, движет современными
мастерами.
Хочется верить, что богатство и наследие прошлого будут пополняться новыми шедеврами...
Свидетельство о публикации №222101600657