Тайны старого альбома

   Бывает так, что какое-то из  давно написанных стихотворений имеет свою предысторию.  Со временем забываются и стихи и предыстория. Но, порой (осенью, в дождливый вечер), доставая большой старинный альбом, одетый  в потертый на углах  синий бархат, садишься на диван и начинаешь рассматривать фотографии   актеров и актрис Серебряного века с памятными надписями под ними. Их делала моя прабабушка…   Это было ее время, ее мир, ее окружение, ее радости…  Она так и не узнала, что  правнучка в двадцать первом веке будет писать  свои  нелепые стихи, разглядывая пожелтевшие фото в альбоме…

Качнулся воздух шторой на окне.
Фиалок пармских аромат из вне
Опередил  её  шагов   усталость.

Перчаток кружево, откинута вуаль,
Взгляд ускользающий смотрел куда-то вдаль,
А он лишь ждал, чтобы она осталась…

Мужских желаний разовая страсть
С годами гримируется  под  власть,
Май улетал в метелях белой вишни…

Он взгляд ловил: в нем пряталась печаль
И прошлый свет, летящий в вертикаль,
Отвергнутый когда-то им, как лишний…

Судейкин… Судейкин… Зачем же ты так? Ведь ты был ее единственной любовью… Фотография Лурье в альбоме есть, а вот Судейкина – нет. Ну, да Бог с ним…
 
   Кто только из молодых и «прогрессивных» людей начала 20 века  не писал стихов?  В Петербурге,  в кабаре «Бродячая собака»,  образовался круг необычайных дам: обаятельных, талантливых, умных, красивых. Среди них была и Анна Ахматова (Горенко), и  Ольга Глебова по мужу Судейкина.
 
   Актриса Александринки, ученица знаменитого Владимира Николаевича Давыдова (кстати, педагога великой  Веры  Федоровны  Комиссаржевской), сыграла множество ролей от второстепенных до ведущих и  в разных амплуа: от лирических героинь до комедийных.
 
   Всякий раз, когда я листаю альбом, меня  удивляет красота  лица Оленьки  Глебовой.  Кто-то из ее современников определил его как «священное спокойствие».  Но, зная историю ее жизни, мне трудно с этим согласиться.
 
   В Александринке  актриса проработала всего год, потом  перешла в труппу Драматического театра , где режиссером был Всеволод Мейерхольд.  Там она  и познакомилась со своим будущим  мужем Сергеем Судейкиным, блестящим красавцем, «модным» художником и декоратором, который   считался в творческих кругах светским львом и похитителем дамских сердец.  (Разве сегодня что-то иначе?)
 
   Но у Оленьки  в то время был  и еще один поклонник  - ныне всем  известный писатель  Федор Сологуб, отправивший ей довольно ревнивое и словно пророческое  стихотворение:

Под луною по ночам
Не внимай его речам
И не верь его очам,
Не давай лобзаньям шейки, —
Он изменник, он злодей,
Хоть зовется он Сергей
Юрьевич Судейкин.

   Спустя год после венчания  муж признался ей, что его  любовь  испарилась. У него появился друг  Михаил Кузьмин. И он стал не просто другом. (О времена! О нравы! Сегодня, как вчера…) Для Оленьки это был не просто удар. Она ощущала себя  раздавленной, уничтоженной, поверженной…

   От  отчаяния ее спасала  работа. ( И сегодня ничего не изменилось.  Многие женщины уходят с головой в работу после неудачных романов). Актриса   рассталась со счастливой семейной жизнью,  с Драматическим  театром , перейдя  в Малый  Алексея Суворина . Дебютировала  с большим успехом в пьесе Юрия Беляева  «Путаница, или 1840 год». И со временем стала одной из ведущих актрис театра.

   Так почему же на портрете Ольги  моя прабабушка написала:  «фея кукольного царства»? А потому что актриса делала  необычайно красивых кукол, разодетых в какие-то  сложно-изысканные костюмы из самых роскошных тканей.  Во время революции и даже при  жизни в Берлине и Париже  она продавала свои изделия  и таким образом  изыскивала средства на жизнь.
 
   К тому времени, когда Оленька Судейкина  поселилась  в Париже,  ей было  сорок лет.   А супруг (не разведенный с ней) уже  дважды оказался женатым.  Наконец, там, за границей, Оленька  оформила с ним развод.  Мужчины перестали существовать для нее.  Всю свою любовь и нежность она подарила птицам.     Жители  квартала, где жила русская актриса  у площади Ворот Сен-Клу,  звали ее «La Dame aux oiseaux» – «Дама с птицами».  Они иногда встречались на общих вечерах вместе с Судейкиным. Ее согревала память…   Его – новые отношения.  Наверное, единственное, что он мог вообще  сделать для нее – это выделить некоторую сумму денег для  памятника  на русском   кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где она и похоронена.

   Сердце женщины, порой, не может объяснить преданность одной любви при обилии возможностей встретить другую. Вчера, как и сейчас.
 
   Сколько же тайн хранит старый альбом, одетый в синий бархат и потертый временем по углам…


Рецензии