Тайны старого альбома
Качнулся воздух шторой на окне.
Фиалок пармских аромат из вне
Опередил её шагов усталость.
Перчаток кружево, откинута вуаль,
Взгляд ускользающий смотрел куда-то вдаль,
А он лишь ждал, чтобы она осталась…
Мужских желаний разовая страсть
С годами гримируется под власть,
Май улетал в метелях белой вишни…
Он взгляд ловил: в нем пряталась печаль
И прошлый свет, летящий в вертикаль,
Отвергнутый когда-то им, как лишний…
Судейкин… Судейкин… Зачем же ты так? Ведь ты был ее единственной любовью… Фотография Лурье в альбоме есть, а вот Судейкина – нет. Ну, да Бог с ним…
Кто только из молодых и «прогрессивных» людей начала 20 века не писал стихов? В Петербурге, в кабаре «Бродячая собака», образовался круг необычайных дам: обаятельных, талантливых, умных, красивых. Среди них была и Анна Ахматова (Горенко), и Ольга Глебова по мужу Судейкина.
Актриса Александринки, ученица знаменитого Владимира Николаевича Давыдова (кстати, педагога великой Веры Федоровны Комиссаржевской), сыграла множество ролей от второстепенных до ведущих и в разных амплуа: от лирических героинь до комедийных.
Всякий раз, когда я листаю альбом, меня удивляет красота лица Оленьки Глебовой. Кто-то из ее современников определил его как «священное спокойствие». Но, зная историю ее жизни, мне трудно с этим согласиться.
В Александринке актриса проработала всего год, потом перешла в труппу Драматического театра , где режиссером был Всеволод Мейерхольд. Там она и познакомилась со своим будущим мужем Сергеем Судейкиным, блестящим красавцем, «модным» художником и декоратором, который считался в творческих кругах светским львом и похитителем дамских сердец. (Разве сегодня что-то иначе?)
Но у Оленьки в то время был и еще один поклонник - ныне всем известный писатель Федор Сологуб, отправивший ей довольно ревнивое и словно пророческое стихотворение:
Под луною по ночам
Не внимай его речам
И не верь его очам,
Не давай лобзаньям шейки, —
Он изменник, он злодей,
Хоть зовется он Сергей
Юрьевич Судейкин.
Спустя год после венчания муж признался ей, что его любовь испарилась. У него появился друг Михаил Кузьмин. И он стал не просто другом. (О времена! О нравы! Сегодня, как вчера…) Для Оленьки это был не просто удар. Она ощущала себя раздавленной, уничтоженной, поверженной…
От отчаяния ее спасала работа. ( И сегодня ничего не изменилось. Многие женщины уходят с головой в работу после неудачных романов). Актриса рассталась со счастливой семейной жизнью, с Драматическим театром , перейдя в Малый Алексея Суворина . Дебютировала с большим успехом в пьесе Юрия Беляева «Путаница, или 1840 год». И со временем стала одной из ведущих актрис театра.
Так почему же на портрете Ольги моя прабабушка написала: «фея кукольного царства»? А потому что актриса делала необычайно красивых кукол, разодетых в какие-то сложно-изысканные костюмы из самых роскошных тканей. Во время революции и даже при жизни в Берлине и Париже она продавала свои изделия и таким образом изыскивала средства на жизнь.
К тому времени, когда Оленька Судейкина поселилась в Париже, ей было сорок лет. А супруг (не разведенный с ней) уже дважды оказался женатым. Наконец, там, за границей, Оленька оформила с ним развод. Мужчины перестали существовать для нее. Всю свою любовь и нежность она подарила птицам. Жители квартала, где жила русская актриса у площади Ворот Сен-Клу, звали ее «La Dame aux oiseaux» – «Дама с птицами». Они иногда встречались на общих вечерах вместе с Судейкиным. Ее согревала память… Его – новые отношения. Наверное, единственное, что он мог вообще сделать для нее – это выделить некоторую сумму денег для памятника на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, где она и похоронена.
Сердце женщины, порой, не может объяснить преданность одной любви при обилии возможностей встретить другую. Вчера, как и сейчас.
Сколько же тайн хранит старый альбом, одетый в синий бархат и потертый временем по углам…
Свидетельство о публикации №222101600821