Мой Есенин. Часть первая

Образ моего Есенина–это образ человека очень самобытного, со своей особенной творческой судьбой.

Язык его поэзии богат и интересен, его лирика уникальна и одновременно узнаваема. В ней легкость и невероятная точность образов сочетается с детской наивностью и непосредственностью, нежной любовью к природе и Родине.

Мы с мужем в августе каждого года на машине совершали поездки от Новороссийска, где мы живем, до Архангельска, откуда родом мой муж. От Черного моря до Белого моря. Кавказские годы сменялись равнинами. Равнинный ландшафт чередовался с оврагами и холмами. И каждый раз мне хотелось, видя все это, читать Есенина.

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою.

Муж за рулем, а я читала громко с выражением, передавая свое восхищение увиденным.

Часто вспоминаю свои студенческие года в Ленинграде семидесятых годов. Я побывала на экскурсиях по городу, связанных с Есениным. Сохранились дневниковые записи.

9 марта 1915 года к угловому дому в конце Офицерской улицы (ныне – улица Декабристов), где жил тогда А. Блок, подошел молодой человек с сундучком в руках и в нерешительности остановился.

Это был девятнадцатилетний Сергей Есенин, впервые приехавший в российскую столицу и пришедший сюда прямо с Николаевского (ныне Московского) вокзала.
Есенин вспоминал: «Блока я знал уже давно, - но только по книгам.
Был он для меня словно икона… я решил: доберусь до Петрограда и обязательно его увижу. Хоть и робок был тогда, а дал себе зарок: идти к нему прямо домой. Приду и скажу я: вот я, Сергей Есенин, привез вам свои стихи. Вам только одному и верю. Как скажете, так и будет».

Адрес Блока приезжему указали в книжной лавке Поповых (ныне «Книжная лавка писателей», Невский проспект, дом № 66).
 
Есенин пешком дошел до указанного дома, по парадной лестнице поднялся на последний этаж и позвонил. Оказалось, что Блока нет дома. Есенин оставил записку с просьбой принять его.

Второй раз, очень волнуясь, начинающий поэт поднялся уже по черному ходу.

Позднее он рассказывал:
«Встречает меня кухарка, - «Тебе чего, паренек?» - «Мне бы, отвечаю, Александра Александровича повидать». …Посмотрела на меня, вытирает руки о передник и говорит: «Ну ладно, пойду скажу. Только ты, милый, выйди на лестницу и там постой. У меня тут, сам видишь, кастрюли, посуда, а ты человек неизвестный. Кто тебя знает!»

Ушла и дверь на крючок прихлопнула. Стою. Жду.  Наконец дверь опять настежь. «Проходи, - говорит, - только ноги вытри!»

Блок встретил Сергея Есенина очень приветливо, пригласил его в свой кабинет, где гость рассказал о себе и читал свои стихи. Стихи молодого поэта Александру Александровичу понравились. Он позднее познакомил  его с Мурашевым и Городецким, которые помогли Есенину войти в литературный мир столицы. А уже в апреле 1915 году в «Новом журнале для всех» появилось стихотворение Есенина «Кручина» («Зашумели над затоном тростники…»). Это его первое произведение, опубликованное в Петрограде.

Зашумели над затоном тростники.
Плачет девушка-царевна у реки.
Погадала красна девица в семик.
Расплела волна венок из повилик.
Ах, не выйти в жены девушке весной,
Запугал ее приметами лесной:
На березке пообъедена кора,—
Выживают мыши девушку с двора.
Бьются кони, грозно машут головой,—
Ой, не любит черны косы домовой.
Запах ладана от рощи ели льют,
Звонки ветры панихидную поют.
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткет ей саван нежнопенная волна.
 
Фото — Есенин и Блок

http://proza.ru/2022/10/17/1505


Рецензии
Наталья, Есенин после Пушкина у меня сразу идёт. Спасибо Вам. Вот Захар Прилепин книгу о нем написал, собрал одну грязь. Не читали?

С уважением,

Фома Неверующий   09.02.2024 16:20     Заявить о нарушении
Есенин был дальновиден и умен. Он никогда не был таким наивным ни в вопросах политической борьбы, ни в вопросах художественной жизни, каким он представлялся иным простакам.

Наталья Скорнякова   09.02.2024 20:01   Заявить о нарушении
Нет уж, совсем не простак

Фома Неверующий   09.02.2024 21:24   Заявить о нарушении
На это произведение написано 16 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.