Почему роботу грустно?

                Эпиграфы:
 
               "Для веселия планета наша мало оборудована."
 
                (В.В. Маяковский)

              "И ты, и я — мы все имели честь
               «Мир посетить в минуты роковые»
               И стать грустней и зорче, чем мы есть."

                (Максимилиан Волошин)



                Предисловие
 
Ко многим авторам на прозе.ру забредал Робот, Которому Грустно. Нередко появлялся он и на моей странице. Этот необычный персонаж  (точнее автор и персонаж в одном лице) заинтресовал меня как новое литературное явление, поэтому я посвятил ему небольшую статью.
               
         I

Каждая эпоха рождает своих легендарных литературных героев. Их странствия, встречи и беседы лучше всего передают дух своего времени во всех его тонкостях. Поэтому на смену Одиссея пришёл Дон Кихот, которого в свою очередь сменил Гулливер, затем Чайльд Горольд... и, наконец, Маленький принц.

Мир замер в ожидании, кому передаст эстафетную палочку герой Антуана де Сент-Экзюпери. И вот этот герой явился. Им оказался робот, которому грустно. Он странствует по миру, пытаясь понять почему ему так грустно, но нигде не находит ответа, который бы его удовлетворил. 

Этот новый герой, в отличие от всех своих предшественников носитель грусти как неизменной константы. Она в нём постоянная запрограммированная величина.  В этом его «блеск и нищета».  У него нет ничего кроме этой грусти, которая обретает в его образе редкую выразительность, прямо какую-то монументальность, как «Меланхолия» на гравюре Альбрехта Дюрера. Платон, наверно, увидел бы в этом герое саму идею грусти, под видом робота странствующую по свету.

Несмотря на свою простоту или благодаря ей, робот, которому грустно, это гораздо более гротескная и масштабная  фигура чем все предыдущие странники и «рыцари печального образа», потому что он контактирует со всеми эпохами, тем самым  подводя всем им окончательный и неумолимый итог. Поначалу это незаметно, однако с каждой новой прочитанной миниатюрой это становится всё явственнее. При этом закат, который периодически всплывает в конце миниатюр, ненавязчиво намекает на  конец мировой истории... 

Поскольку  робот одновременно является новым гротескным воплощением маленького человека, то возникает парадокс: эпохальную задачу берёт на свои плечи не царь (Одиссей), не рыцарь, не принц, а маленький робот, с одной единственной человеческой эмоцией. Это даже круче чем миссия, которую взял на себя хоббит Фродо во "Властелине колец". Ума не приложу, как это ему удаётся? Какое-то волшебство.
 
Может быть потому, что в этом образе  удачно соединились черты самых различных течений и направлений:  романтизма, реализма, сюрреализма, модернизма, абсурдизма, постмодернизма и минимализма?

Встречи робота очень короткие. Они излагаются в форме миниатюрных диалогов, в которых автор мастерски  жонглирует парадоксами, абсудными репликами и действиями, а так же юмором. То есть в них не всё так печально, как может показаться вначале, а многое даже настолько весело или комично, что поднимает настроение у людей, склонных к депрессии, воздействуя по принципу провокативной терапии.

                II

Среди этих диалогов попадаются настоящие шедевры, такие как «Робот, которому грустно и Бездна», «Робот, которому грустно и Кафка»  «Робот, которому грустно и Лекция»...

Приведу в качестве примера два из них:


             «Робот, которому грустно, и Бездна»

«- Привет, робот.
– Привет, Бездна.
– Почему ты всматриваешься в меня?
– Ницше упоминал тебя в разговоре.
– А ты знаешь, что если долго всматриваться в меня, то я начну всматриваться в тебя?
– И?
– Тебе станет грустно.
– Мне и так грустно.

Некоторое время Бездна молча всматривался в робота. Робот оставался таким же.

– Иди уже.»

Какой другой герой мировой литературы сумел вызвать бессильную досаду у самой Бездны? (Бездна не может  удивить или напугать робота не потому что он как робот лишён страха, а потому что грусть его так же бездонна как и она).

Это несомненный шедевр. Точнее два шедевра: миниатюра и рисунок, гениально дополняющие друга.

Вот ещё один:


                «Робот, которому грустно, и Кафка»

«    – Привет, робот.
    – Привет, #Кафка.
    – Ты уже чувствуешь печальный восторг, робот?
    – Не совсем.

Робот и Кафка очутились в лифте, едущем вверх. Кафка начал проводить замеры пола. Робот хотел спросить, что происходит, но двери лифта открылись и оба героя оказались на берегу реки, кончающейся водопадом. По воде смирно плыл толстяк, уже готовый принять свою участь. Издалека быстрым шагом приближалась толпа юристов.

    – Робот, будучи невиновным и неосведомленным ты когда-нибудь чувствовал себя под прессом бюрократического аппарата?
    – Не знаю.
    – Я должен попасть в Замок!

И, превратившись в жука, Кафка растворился в тумане. Восхищенный этим зрелищем, робот сказал:

    – #Грустно.»


Кафка в этой миниатюре просто бесподобен! О литературе абсурда нельзя лучше сказать чем на языке самого абсурда, восторженном и насмешливом одновременно. Вместе с рисуноком у автора получилась настоящая изящно выточенная Juwelle.

(Знаю только трёх писателей, рисунки которых составляли такое же восхитительное целое с их произведениями как и у таинственного автора: Уильям Блейк, Михаил Лермонтов и Антуан де Сент-Экзюпери.)

                III

В поддержку этому новому «герою нашего времени»  и его автору, «печатающемуся» на прозе.ру под псевдонимом  Робот, Которому Грустно, я написал несколько диалогов, выразив в них своё восхищение гениальной идеей автора и тем огромным потенциалом, который заключает в себе его  герой.

Однако поднятья до высоты (полёт  Кафки) и глубины (взгляд в  Бездну) в приведённых выше миниатюрах  у меня не получилось. Зато с удовольствием погрелся в лучах славы этого героя. Надеюсь, что скоро ему зааплодируют  истинные ценители современной литературы во всём мире.

      
     Робот, которому грустно, и Литера Туро Вед

- Здравствуй, Литера Туро Вед.
- Здравствуй, Робот. Давно тебя ждал. Знаешь, Робот, а ведь тебе уготовано очень почётное место в мировой литературе.
- Разве?
- Да. Одиссей, Дон-Кихот Ламанчский, Чайльд-Гарольд, Чичиков, Маленький Принц, Улисс Джойса и ты...
- Они тоже роботы?
- Нет великие образы человеческого гения, такие же неприкаянные странники как и ты...
- Грустно ... А ты можешь познакомить меня с Человеческим Гением?


       Робот, которому грустно, и Шекспир

- Привет, Шекспир.
- Привет, Робот.
- Шекспир, что ты мне посоветуешь почитать?
- Ты знаешь, робот, «Нет повести печальнее на свете чем повесть о Ромео и Джульетте».
- Это моя любимая вещь, а как же «Гамлет», «Сон в летнюю ночь», «Человек с ружьём» ...
- Ты знаешь, Робот, это всего лишь цветы на могиле Ромео и Джульетты.
- Вильям, ты мне разрываешь сердце!
- Да уж...Роби, - Шекспир отвернувшись смахнул скупую слезу.



     Робот, которому грустно, и Скупая Мужская Слеза

- Привет Скупая Мужская Слеза (СМС).
- Меня нет, тебе показалось. Прощай!

И слезе канула в закат, отражавшийся в осенней луже.
 


       Робот, которому грустно, и Ослик Иа

- Привет, Ослик Иа,
- Привет, а кто ты такой?
- Я - Робот, которому грустно.
- Ты тоже потерял свой хвост? Или на день рождения тебе подарили пустой горшочек без мёда и лопнувший шарик? - грустно взхдохнул Иа.
- Нет, ещё хуже. У мения никогда не было хвоста, и мне Никто Никогда Ничего не дарил на день рождения.
- Н...Н...Н...? У тебя не было  даже копчика?
- Даже копчика.
- А чем ты тогда отмахиваешься от мух?
- Да, ничем.
- Жесть!
Ослик Иа сочувственно обнял робота своей ногой.
- Робот, можно я сделаю с тобою сэлфи?
- Нет вопросов.
Ослик на сэлфи: :---)


       Робот, которому грустно, и Лермонтов

- Почему тебе грустно, робот? - весело спросил Лермонтов.
- Мне грустно оттого, что весело тебе..., - ответил Робот.
- Какими интересными парадоксами ты оперируешь, - удивился Лермонтов. А как тебе такой вариант: «Мне грустно, потому что я тебя люблю...»
- Тоже грустно, - ответил Робот.
- А какой вариант грустнее?
- Не знаю.
- Пошли спросим Гоголя...
- # #
(В этот момент я понял, как мне не хватает потрясающих рисунков таинственного автора.)



      Робот, которому грустно, Лермонтов, и Гоголь

Робот и Лермонтов подошли к Гоголю, который сгорбившись сидел на стуле и о чём-то думал. Перед ним лежал лист писчей бумаги, не котором было написано "Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.
- Привет, Гоголь!
- Привет. «Как скучно на этом свете, господа!»
- Грустно, - добавил Робот.
- «И скушно и грустно, и некому руку подать» - согласился с ними Лермонтов.
И попрощавшись без рукопожатий, они грустно побрели каждый в сторону своего Заката.



     Робот, которому грустно, капитан Флинт,  которому немного веселее

- Привет, капитан Флинт.
- Привет, Робот. Ты очень похож на говорящий сейф. Сильвер, посмотри, что там у него внутри.
- Дюжина бриллиантов и с полсотни великолепных жемчужин, кэпитэн. У Вас глаз-алмаз!
- Пиастры! Пиастры! Пиастры! – Попугай.
- Точно, и пиастров немерянно.
- Давай-ка их сюда в мой сундучок.
- Как грустно, – подумал весь опустошённый Робот.
- Теперь ты понял, почему тебе грустно? Не вешай нос! Держим курс на остров сокровищ! Йо-хо-хо и бутылка рома!
- ##



      Робот, которому грустно, и Деревянное Море

- Привет, Деревянное Море*.
- Привет, Робот. Вообще-то я мокрое, а это мой деревянный протез.
- Как у Сильвера? - вырвалось у Робота.
- Что за нетактичный вопрос!
- Извини, Деревянное Море. Ой, мокрое... А почему ты мокрое?
- От слёз, дорогой, от горьких слёз.
- Тебе тоже грустно?
- А как ты думал. Частые фантомные боли и абстиненция не проходят бесследно. О, как меня штормит. Держите меня.

Робот схватил море, но не смог удержать, и оно всё заходило ходуном от переполнившей его грусти.

- Какая грустная история,- подумал изумлённый Робот, с головы до ног обрызганный морской пеной.
--------------------
* «Деревянное море» роман Джонатана Кэрролла



        Робот, которому грустно, и Фиолетово

- Привет, Робот.
- Привет, Фиолетово.
- Посмотри, Робот, мне идёт этот цвет?
- А разве тебе не Фиолетово?
- А разве тебе не Грустно?
- Мне очень Грустно, - оживился Робот.
- Ну а мне Фиолетово.

И Фиолетово растворился в закате, оставив Робота наедине с его грустью.



       Робот, которому грустно, и Атос

- Привет, Атос.
- Привет, Робот. Я не буду фехтоваться с тобою!
- #?
- Потому что ты железный.
- Я тоже не буду пить с тобой Бургундское.
- Это почему же?
- От Бургундского я ржавею.
- Ну давай тогда хотя бы погрустим вместе.
- "Есть в графском парке тёмный пруд.
- Да, ты меня понимаешь лучше других...
- Там лилии ра-а-стут...


       Робот, которому грустно, и Зеркало

- Привет, Зеркало.
- Привет, Робот, которому грустно,
- Откуда ты знаешь, что мне грустно?
- У тебя это на лице написано.
- :-( Точно.
- Зеркало, почему ты плачешь?
- Мне тебя жалко.
- Зеркало, помоги мне попасть в Зазеркалье!
- Ты знаешь, в Зазеркалье и без тебя грусти хватает.
- А с обратной стороны ты тоже плачешь?
- С обратной стороны я просто рыдаю.
- Мне тоже жалко тебя#.



    Робот, которому грустно, и Краткость Сестра Таланта

- Привет, Роб.
- Привет Краткость Сестра Таланта
- Можешь называть меня просто Кра.
- Кра, ты очень кра...сивая.
- Я это и имела в виду. Чао, а то я заболталасть с тобой.
- Мне грустно!- прокричал ей вослед Робот,
Но её и след простыл. В похолодавшем воздухе грустно раздавались вороньи «кра-кра».


      Робот, которому грустно, и Лесть

- Привет, величайшее творение человеческого гения!
- Привет Лесть.
- Я тебе понравилась?
- А должна была?
- Я нравлюсь всем, даже если бываю грубой. Короче грублю направо и налево, а меня обожают.
- Я не хочу тебя обижать, но ты не в моём вкусе.
- Кто же тогда «в твоём вкусе»?
- Та у которой волшебное имя Мне Грустно.
- Ты прав это звучит как Анабел Ли.
- Лесть, ты начинаешь мне нравится. Ты стала такой утончённой.
- Ну ладно, а то я засмущаюсь. Чмоки чмоки, я полетела дальше.


Робот, которому грустно, и Точка

- Привет, Робот
- Привет, Точка.
- У нас получится хороший тандем!
- Ты думаешь?
- Сам послушай, как круто это будет звучать: "Робот, которому грустно и точка".
- Извини, но мне ещё не настолько грустно.



Робот, которому грустно, и Сократ.

- Привет, Сократ.
- Привет, Робот,
- Что привело тебя ко мне?
- Мне грустно, Сократ.
- Ты понял, что ничего не знаешь?
- Нет, мне просто грустно.
- Тогда пойди и познай себя.
- А можно я стану твоим учеником.
- Нет, потому что пять минут назад я выпил яд цикуты по приговору афинского ариопага.
- Знаю, поэтому я принёс тебе противоядие.
- Спасибо, Робот. Я охотно принял бы противоядие от Грусти, а от  Пробуждения принимать ничего не стану.  Прощай. Меня ждут на философском пиру самые светлые умы Человечества.
- Грустно, - подумал про себя Робот,-  архигрустно...
Юный Платон молча вывел его на улицу. Робот поднял глаза и увидел, как на небе зажглась новая яркая звезда. Её лучи мягко коснулись антеннок на голове робота, и в нём эхом отозвалось: «Познай себя...»
- Спасибо, Сократ..., - грустно ответил Робот.



Робот, которому грустно, и Эдип

- Привет, Эдип!
- Привет, Робот.
- Эдип, ты можешь разгадать мою загадку?
- Смотря какую.
- Она не сложная, всего из трёх слов: «Робот, которому грустно». Что это значит?

Эдип задумался. Взгляд его стал блуждать по отделу сбербанка Семивратных Фив, в котором он только что хотел снять с банкомата деньги, но забыл свой код. (Дома его ждала Эдипа с ДЕНЬГАМИ.)  Так что у Эдипа начал развиваться комплекс. Смартфоный посох у него тоже как назло разрядился. Эдип почесал в затылке:

- Слушай. «Робот» - это наша эпоха всеобщей цифрофизации. «Которому грусно» - это участь человека, живущего в ней.
- А запятая?
-  А запятая это код, соединяющий их в одно невыносимое целое!

По лицу робота стала блуждать грустная улыбка всего Человечества.
 
- Вот и я о том же,- сказал Эдип.


 

Робот, которому грустно, и Джоконда

– Привет, # Джоконда #.
– Привет, робот.
– Как ты себя чувтвуешь, Джоконда? Ты так побледнела!
– Улыбаюсь из последних сил... За этим пуленепробиваемым  стеклом просто нечем дышать!
- Как грустно!
- О, как я ненавижу этот Лувр!
- Сочувствую тебе но украсть тебя не могу...
- Да, это очень грустно.




    Робот, которому грустно, и Альбрехт Дюрер
 
- Привет, Альбрехт.
- Привет, Робот.

- Что ты рисуешь?
- Меланхолию.
- А кто она такая?
- Спроси её сам.
- Меланхолия, ответь мне, кто ты такая?
- ...
- Почему ты молчишь?
- Потому что мне грустно, - задумчиво ответила Меланхолия, и оперлась щекой на кулачок.
- А почему тебе грустно?
- Обернись, и ты увидишь.

Робот обернулся и увидел четырёх апокалиптических всадников*, несущихся во весь опор.
 
- Неужели это конец, прошептал Робот, схватившись за голову...

Топот лошадей неумолимо приближался и мастерская Дюрера пришла в невыразимый трепет... 
------------
* Другая гравюра Дюрера.


Робот, которому грустно, и Русская Эмиргация

- Привет, Русская Эмиргация.
- Привет, Робот.
- Ты выглядишь так печально!

Русская Эмиргация, неспеша достав сигарету из серебряного портсигара, задумчиво ответила:

 "О, в какой мы стране? - Мы в холодной Печалии
  (Ну, в Корее, Карелии, ну, в Португалии).
  Мы на севере Грустии, в Южной Унынии,
  Не в Инонии, нет, не в Тоскане - в Тоскании." (Игорь Чиннов)

- Вот и я , такой же странник как и ты, - сказал робот и услужливо протягивая ей зажигалку.

Русская Эмиграция прикурила, и затянулась...

- Однако, как я затянулась, - сказала она в пустоту.
- Ещё бы, - грустно поддакнул Робот.



Робот, которому грустно и Негрусти.

- Привет,Робот!
- Привет, Негрусти.
- Как дела?
- Мне очень грустно, Негрусти.
- Не грусти, робот, мне тоже очень грустно, - попытался утешить Робота, которому грустно, Негрусти, и они оба задумчиво побрели в Закат как два закадычных друга.



Робот, которому грустно, и Дон-Кихот (Судьбоносная встреча)

– Привет, Рыцарь печального образа.
– Привет, Рыцарь, которому грустно.
– Я не рыцарь, я Робот.
– Нет нет, дорогой Рыцарь, тебя превратил в Робота злой волшебник Мерлин.
– Откуда ты это знаешь?
– Под твоим железным панцирем я узнал благородное сердце Ланселота, полное грусти!
– Сердце?
– Да, да, ведь грустить, милый друг, без сердца нельзя.
– А кто же тогда меня сможет расколдовать, дорогой Рыцарь печального образа?
– Волшебник изумрудного города.
– А как же Джордж Мартин, Викинги и Даос Какаос?
– Не слушай их, рыцарь, это тайные шпионы Мерлина.
Следуй за мной, но будь осторожен, нам предстоит путь через Текстолетово, от одного названия которого кровь стынет в жилах...
 – И они «тронулись» в путь...
Текстолетово встретило рыцарей мрачно. В быстро наступающих сумерках был слышан вой саблезубых тигров...Под ногами раздавался хруст костей.  Бррр!

------------
* Санчо Панса в это время губернаторствовал на острове.


 

           Юбилейный 1001-й диалог (только для долгожителей)
 

Робот, которому грустно, и Состарившееся Человечество

- Привет, Состарившееся Человечество.
- Привет, Робот, - ответило Состарившееся Человечество, с трудом приподняв веко и закашлявшись от тысяча первой волны ковида.
- Знаешь  что, называй меня лучше Пожилым.
- Ты плохо выглядишь!
- Не мудрено. Угрызения совести мучат меня уже не одно тысячелетие.
- О чём же ты сожалеешь?
- Знаешь, Робот, В общем все было бы и ничего,

  «Но грустно думать, что напрасно
   Была нам молодость дана,
   Что изменяли ей всечасно,
   Что обманула нас она...»

- А почему ты говоришь о себе во множественном числе?
- Ты что не видишь, что меня много?
- Извини! Вопрос был глупый. Ты так располнело за последние 100 лет.

Пожилое Человечество в очередной раз закашлялось от дыма, плотно стоящего после 33-й мировой войны. Потом отдышалось и сказало:

- А знаешь почему я создало тебя таким грустным?
- Ума не приложу.
- Чтобы хоть кто-то погрустил обо мне, когда меня не станет.
- Мне уже и сейчас грустно.
- Тренируйся, мой мальчик: «Тяжело в ученье – легко в бою!»
-  :-(    :-(      :-(      :-(     :-(

Пожилое Человечество болезненно улыбнулось и вяло зааплодировало. Капельница ещё продолжала капать, но Закат уже догорал.



Робот, которому грустно, и Нобелевская премия мира (Последняя встреча)

– Привет, Робот, которому грустно,
– Привет, Нобелевская премия мира. Ты что мне улыбаешься?
– Людей не осталось, я вручаю себя тебе!
– А что ты умеешь.
– Я умею танцевать на шесте!
– Грустно...



                Итог

Как верующий человек я пытался найти подходящие слова, для того чтобы выразить своё отношение к этому образу, но никак не мог их найти. И тут  мне помог Евгений Благоев, который очень точно сформулировал то, что я чувствовал, но не мог выразить:


«Для христианина Робот, которому грустно, - лишнее подтверждение, что только Бог способен наполнить человека светом мира, добра, любви, истинной красоты и гармонии.

"Только в Боге успокаивается душа моя".
Псалтирь 61:2

Без Бога внутренний мир и мировосприятие человека неизбежно будет становиться все более безрадостно - пессимистичным, уродливо - гротескным, абсурдным и сюрреалистичным.» (Евгений Благоев)

То есть без Бога и Его Благодати мы такие же печальные биороботы.


Рецензии
Добрый вечер, Владислав!
Не в первый раз я зеваю Вашу очередную работу. Причина в том, что Вы не располагаете свои работы в хронологической последовательности. Робот которому грустно не раз заглядывал и на мою страницу. В свою очередь я заходил к нему и прочитывал несколько миниатюр. Они казались мне занимательными не более того. Ну прикалывается человек, думалось мне, хорошо прикалывается, молодец. А Вы вдруг (для меня вдруг) увидели в его работах большую глубину. Придется теперь внимательнее отнестись к работам этого автора, а для начала прочесть те миниатюры, которые Вы охарактеризовали в своем эссе. Спасибо!

Евгений Терещенко   08.12.2022 17:04     Заявить о нарушении
Добрый вечер, Евгений.

Сердечное спасибо за Ваш отзыв. Автор Робота которому грустно подымает тему актуальную для всех времён, развивая её в современном постмодернистском стиле. Меня привлекла в этом образе возможность "пройтись" по теме грусти в мировой литературе и искусстве.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   08.12.2022 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.