Странная Математика с большой буквы - 2 из 2

     Фото из интернета

     Жили-были мама с сыном вдвоём. Папы не было. А сына мама с папой ещё до войны назвали по просьбе мамы Андрюшей, именем папы. Мама будто чувствовала, что когда-нибудь она с сыночком останется вдвоём без мужа. Так и случилось. Папа погиб в войну в 1944 году. Жили они после войны небогато. Мама работала на швейной фабрике, а Андрей учился в школе. Ему нравилась арифметика, и он её щёлкал, как орешки, получал по этому предмету хорошие оценки в дневнике.
     Мама его гладила по головке, целовала в макушку и приговаривала:
     -- Молодец, Андрюша, мой математик.

     Сын улыбался маме, но ещё не знал, будет ли когда-нибудь он математиком, хотя правильно делил, умножал, наизусть знал таблицу умножения (она была напечатана на обороте последней страницы обложки тетради по арифметике). Он тогда уже понял, что делить – это значит убавлять делимое, а умножать – значит увеличивать умножаемое число. 
     Как-то он взял в городской библиотеке книжку Я.И. Перельмана «Занимательная математика. 1927 года выпуска» и с удовольствием прочёл. Правда, не всё, там написанное, он полностью понял. А Андрей всегда хотел понимать прочитанное, или услышанное до конца.

     С переходом Андрюши в следующие классы арифметика постепенно стала переходить в математику. Оказалось, что деление – это не всегда уменьшение, а может быть даже увеличением делимого!  10 разделить на 2 равно 5. Десять разделить на 1 равно 1. То есть, делить что-то на единицу – это всё равно, что не делить. Толку никакого. Будет то, что было. А если разделить 10 на 0,1, получим 100.  Ничего себе!  Делим, уменьшаем, а получаем больше. Откуда? Это же всё равно, как 10 умножить на 10 и получить те же 100. Абсурд какой-то в голове у Андрея. И 10 умножить, или разделить на 1 будет 10. Хоть дели, а хочешь множь, всё равно получишь гвоздь, простите, 10. Тот же результат получается, если умножить 10 на 0,1 или 10 разделить на 10, то есть получится 1. Пришлось примириться Андрюше и к таким казусам в математике.

     Однажды мама попросила сына помочь ей с обедом:
     -- Сынок, разрежь этот кусок мяса, что я купила, пополам, или на четыре кусочка, чтобы два кусочка оставить на завтра. Только поровну.
     -- Мам, а сколько весит мясо?
     -- Там всего сто граммов.
     -- Мама, давай я тебе отрежу побольше, ты же работаешь. Допустим, 60 грамм, а мне 40 грамм хватит. Это в математике называется не разделить, а разложить.
     -- Андрюша, математик мой, сделай так, как я просила. Разделить поровну, не разложить, как ты сказал.
     Андрей стал думать, вместо того, что работать:
     «Если я скажу маме, что разделю 100 граммов на единицу и мама согласится, то весь кусок в 100 грамм достанется маме. Она всё-таки работает, устаёт больше, чем я. А если я 100 грамм разделю на 0,1 получится килограмм мяса, 1000 граммов. Здорово! Да, только откуда ему взяться? Математика, помоги мне получить для нас с мамой 1 кг мяса из 100 гр. Фигушки мне, ответит математика, в жизни дели только на целые числа, а не на десятые, тысячные, и т.д. Разбогатеть захотел, кило мяса ему так, задаром. Ешь то, что купили».   
 
     Расстроила математика бедного Андрюшу, но он быстро успокоился и решил пошутить с мамой:
     -- Мама, я разрезал поровну 100 грамм мяса на 0,1 частей. У меня получилось 1000 граммов, то есть 1 кг мяса. Теперь его я разрежу на 10 ровных частей и у нас будет 10 кусочков по 100 грамм. Хорошо?      
     Мама тоже когда-то ходила в школу и дроби тоже знала. Сказанное сыном её даже обидело до слёз. Слёзы она смахнула, вытерлась.  Она не позволяла себе и не была в достатке, чтобы купить 1 кг мяса и накормить своего полуголодного сына вдоволь и себя. Она улыбнулась ему горькой улыбкой и сказала:
     -- Конечно, сынок, дели так, как ты сказал. Обещаю тебе, дорогой, что наступит время, когда мы с тобой сможем купить целый килограмм вкусного мяса и приготовим вкусный сытный обед.

     Прошли годы. Андрей Андреевич выучился на животновода, стал зоотехником высокого класса, но математику не забыл. Она ему пригодилась и в своей работе. Куда уж без знания математики, статистики, финансового дела? Никуда. А память об ушедшей из жизни матери и её согласии делить 100 граммов на 0,1 частей осталась у Андрея на всю жизнь.
     Когда у него бывает желание поговорить со своим сыном Федей, он иногда ему напоминает тот случай с кусочком мяса в сто граммов. Федя смеётся, кажется, не понимая трагизма этого рассказа того времени. Когда-нибудь поймёт, надеется Андрей Андреевич.
 
     Пост скриптом: Вчера,16.10.2022, я опубликовал «Странная Математика с большой буквы 1 из 2».
     Сегодня утром был готов опубликовать вторую часть того же названия, только что утром состряпал. Заглянул зачем-то в интернет и встретился с книгой того же (почти) названия «Эта странная математика. На краю бесконечности и за ним»  Дэвида Дарлинга и Агниджо Банерджи.  Читал взахлёб, но всю не успел прочесть. Прочту после. От первых строк и названия был удивлён.
    
     Во-первых, название своей публикации я как будто «украл» у них (почти).  Во-вторых. Всё, мною написанное в указанной первой части, уже давным-давно известно умным людям. Куда я лезу? Но с другой стороны. Подобные мысли ко мне пришли в голову сами. В тех документах, что я прочёл за день до своей публикации, подобных объяснений я, к сожалению, не встретил. Только в книге Дарлинга и Банерджи я нашёл объяснение простым доступным языком сложных странностей в математике, тех самых, которые я сам пытался как-то себе объяснить. Прочитав ещё не слишком сложные главы книги, я убедился в правильности мышления моего скромного разума. Подумал и решил не отзывать свою публикацию первой части, а продолжить печатать вторую часть.
     Что написано пером, не вырубишь топором.
                Окт. 2022.


Рецензии