Покров

Молодой, видный из себя таксист и из машины вышел молча, и, против обыкновения, невозмутимо молчал, стоя в стороне, когда по-хозяйски застилали плёнкой его багажник и грузили мешки: с виноградом на сок, яблоками, поздними грушами, арбузами от местного фермера Василия - пусть и мама попробует, какие сладкие арбузы можно, оказывается, выращивать самим, корзинку с банкой молока и яйцами, шиповник, грецкие орехи - третий год как начали плодоносить ореховые деревья,  урожай надо помыть и подсушить... Села на любимое заднее сиденье, помахала рукой подменившему на сутки родственнику, уходящему во тьму, в буквальном смысле - в 19 часов в октябре уже темно как ночью. Откинулась на спинку сиденья и  выдохнула: "Ну, вот уже и Покров", но таксист и на это промолчал. "Совсем неразговорчивый, - подумала, - Ну и что? Всякие люди бывают, лишь бы дело своё нормально делал", и обратила внимание на табличку прямо перед собой на спинке переднего сиденья: "Водитель немой и слабослышащий", - а-а, это уже второй такой случай, но тогда таксист всё равно общительный был: мы с ним насчёт маршрута и в заметках в телефоне переписывались, и жестами объяснялись, смеялись даже: напишет мне чего-то, а я вижу плохо, на очки пальцем показываю и руками развожу - не вижу, мол, а он - на уши свои и рот, и тоже руками разводит - не слышу, мол, и не разговариваю... А у этого мне зато стиль вождения понравился: очень аккуратный, но уверенный и ровный. В каком-то смысле даже и хорошо было: иногда такие болтуны попадаются, - и хочется помолчать о своём или подремать, а неудобно - обидится человек. И хорошо, что музыки не было. Всю дорогу думала: сколько людей с руками-ногами, с образованием, и видят-слышат-разговаривают, а места себе не находят, ибо - как там, в Ветхом Завете? - "Слабый духом, кто тебе поможет?" Я считала, что после искусства вождения главное для таксиста - уметь общаться с людьми, а, пожалуйста: доехали молчком, рассчитались, ни слова не проронив, - и всё отлично просто. Дай Бог таким людям хорошего зрения до ста лет! Я ему и денег немного больше хотела дать, но он сумму в телефоне показывает - мол, так и так, программа всё посчитала, лишнего не надо. Ещё подумалось: как много вообще лишнего мы и говорим, и слышим, и сколько из-за этого ерунды в голове и в делах накапливается, издёрганные все, а у глухонемых - всё, наверно, только самое необходимое. Хотя, конечно, так возможности  ограничены... Вот когда по городу ехали, показалось мне будто танк на платформе и бронетранспортёр рядом с ним на обочине стоят, - я, конечно, перекрестилась сразу, но очень захотелось спросить: показалось мне всё-таки это или нет? Оглядываюсь, ёрзаю, а спросить-то и некого. А, может, оно мне и не надо было - знать это.
   Когда поднялась домой, даже заткнула себе уши ваткой, чтобы представить - каково оно - в полной тишине? Но всё равно звуки снаружи просачивались. А когда не просачивались, так изнутри - в голове - звенело. Повытаскивала я ватки, и поездка вместе с ними из головы вон. Переключилась на домашние дела. У мамы что-то почка побаливает который день. Она очень расстраивается: из-за того, что понаделала, сколько смогла, кабачковой икры, а с болящей почкой есть её не может - там же уксус. Как не ест кислого - ничего, а поест - болит. "Что же мне теперь делать?" - переживает. Очень надеюсь, что обойдётся одной силой духа - диетой, и что васины арбузы помогут.
А я не смогла скрыть от мамы хромоту: дожди, ходишь - грязь месишь в резиновых сапогах, налипает так - как в колодках еле ноги переставляешь, вот косточки и разболелись, а ведь с весны не беспокоили, - значит, от обуви у меня эта напасть. Беречь ноги надо. Когда ноги жмёт, то и сердце начинает поджимать, и виски, - я ещё раньше эту связь подметила.  Пробежаться бы по обувным, что-то зимнее купить, а то в резиновых сапогах и холодно уже, а бурки порвались... Но и с косточками этими особо не разбежишься, и других покупок - список целый, даже два - свой и мамин ещё, слава тебе, Господи.
   Когда засыпа'ла, чудилось, будто сижу в машине на перекрёстке, перед глазами рекламный щит, на котором бегущей строкой крутится поговорка "Слово - серебро, молчание - золото", а во весь экран стоят сапожки: лёгкие, мягкие, тёплые, сунул ногу, как в сапоги-скороходы из сказки, и летишь, с вёдрами своими, лопатами, мешками...

   Проснулась - и прямо в пижаме - за виноград, а то он ещё в багажнике из мешка подтекать начал, - хорошо, плёнку подложили... Песня эта - ощипывание винограда - долгая и нудная. Может, с телевизором веселей? Но лучше бы и не включала: послушать их - так и соки никакие уже никому не пригодятся... Теперь по спискам. Начать с самого главного - с лука-севка, а то сосед Сергей, вон, уже посадил. И деревья надо белить. А белю я их так: заранее растворяю водой козий помёт, до каши, а в другом ведре, в воде - пачку обойного клея из картофельного крахмала, пакет извести "пушонка" и глину - свою копаю, из-под верхнего  грунта, - смешиваю это с козьей кашей, чтобы было как сметана. Если густо - водичкой разбавляю. Или глины подмешиваю, если, наоборот, жидко. Кто-то ещё купорос добавляет, но я без него. А белю веником... Значит: клей, пушонку, веник. Собакам-кошкам еду. Ну, а после уже - как по навигатору: по спискам кружить неспеша.
   
   - Вот этот берите, он местный, надёжный. А что меленький - так его же и больше в банке, сами видите. Сажать - как бы на две таких луковки углубить в землю или вот так - два пальца сложить. А между луковками побольше - сантиметров десять, а то и все пятнадцать. Но только не спешите, недельки через две сажайте, не раньше, а то и позже.
- Ну, давайте. Банку. А скажите, сеном можно потом грядку укрыть? У меня сено есть.
- Ещё лучше будет. Но только это уж совсем перед морозами, когда прям напишут: всё, морозы.
- Спасибо большое. Тогда мне две банки.

    Ой, перчатки надо ещё одни. Хорошие те оказались,  тёплые. Но когда они одни намокнут, в чём ходить, пока высохнут?
- Здравствуйте! Давайте мне ещё одну пару вот этих перчаток. У Вас и синенькие теперь есть, давайте их для разнообразия.
- Да лучше такие же, серые берите. Потеряете одну, что тогда - в разноцветных будете ходить?
- Ой, и правда. А как Ваши перцы? Помните, мы прошлый раз про перцы разговаривали?
- Отлично как никогда! У меня они до сих пор на грядке, растут.
- А ведь ноль обещали.
- Да нет, плюс один, а потом опять дожди.
- Вы сами перцы выращиваете?
- Только сам. Никому не доверяю.
- Моё восхищение! Всего доброго!
 
- А требухи нет?
- Нет.
- А что есть?
- Ничего нет. Только кости.
- Ну что, взять что ли, кашу им сварить?
- Да все так и делают.
- Ну, давайте, попробую.

- Мне, пожалуйста, обойный клей на крахмале. А скажите, строительная пена пойдёт дупло заделать? В интернете так пишут.
- Да там чего только не пишут. Под пену и  поверхность готовить надо, и опыт работы с ней иметь, а то пусто'ты внутри будут, или раскрошится, или влагу будет пропускать. Мне-то выгоднее Вам пену продать, но себе я бы по-простому: щебёнки натолкать и цементом с песочком залить.
- Спасибо большое! Тогда клея пять пачек, с запасом на будущее, пушонку и вон тот веник.

   А возле рынка - ярмарка. Ну, к чему сарафаны в октябре? - "Вы полагаете, всё это будет носится?" Вот этот, с синим поясом, конечно, хорош. Да и с красным ничего.
- Вам какой размер нужен?
- Да я так, смотрю просто.

Рядом со мной:
- Ой, это наволочка? Можно развернуть? Бабочки... ах, какие! Прямо лужок... Хоть на стену вешай - картина! Какие бабочки!!

Так какой же лучше: с синим поясом или с красным?

- Ну, что за бабочки! Наверно, постираешь раз - и улетят, слиняют...
- Не слиняют, я в прошлом году у них брала - всё нормально.

Всё-таки с синим как-то благороднее смотрится.
- Скажите, пожалуйста, а сорок шестого размера с синим поясом сарафан есть?
- Их мерить надо.
- Да я не себе, молодёжи в подарок, под Новый Год.
- А молодёжи вообще не угодишь. Ей отстоишь полдня, выберешь, возьмёшь, а она носить не будет.
- Ну, Вы всё-таки посмотри'те.
- Вот, есть.
- Ну, давайте мне, только с синим поясом.
- А пояса' вообще не продаются. Это я сама свои повесила, как образец для витрины.

- ...... А я же из-за пояса покупать собралась. А где же такие пояса продаются?
- У вас - не знаю. У нас в Костроме в магазине есть.

- Ну, какие бабочки! Эх! Придётся купить наволочку. Давайте!

Нет, зря я, что ли, час выбирала стояла?
- А вон тот сарафан, с крупными цветами, - есть сорок шестой?
- Есть.
- А вы до какого числа здесь торговать будете?
- Через пять дней уезжаем.

   Потом ведь жалеть буду, что не взяла.
- Ну, давайте тогда его, с цветами.

   А какие домашние костюмчики хорошие! Тёплые, мягенькие...
- Пятьдесят второй размер есть?
- Да куда Вам пятьдесят второй? Утонете.
- Да я для мамы старенькой.
- Понятно. Есть.
- Ну, давайте.

    Ещё в "Прессу", в аптеку, в "Идею" и в "Магнит". Покидая рынок, прохожу мимо торгующих недорогой обувью под открытым небом, часть товара - на земле. Галоши, сапоги дутые, резиновые, "прощай молодость" из искусственного войлока, тапки... - взгляд скользит и ... останавливается. Глазам не верю! Торможу, подхожу нерешительно  ближе. Наверно, какой-нибудь холодный текстиль, искусственный мех... Беру в руки: сплошная овечья шерсть. Невесомые! И невесомая цена.
- А больше на размер есть?
- Они одни остались. Да Вы померьте, они большемерки.
- Мне бы, чтобы с носком шерстяным.
- Зачем? Я в таких зимой тут стою, и без носка жарко.

Одеваю, а там и на носок место есть. Всё как во сне. Рассчитываюсь, наклоняюсь переобуться...
- Да Вы их и не снимайте, так и идите, а старые Ваши мы аккуратно в пакет и в Вашу сумку. Носите на здоровье!
"Лёгкие, мягкие, тёплые...", сунула ноги как в сапоги-скороходы из сказки, и полетела в них дальше, по спискам...

   Приезжаю к ночи на дачу. А там на бочке сверху, где вода после дождей была, лёд  сантиметра в полтора толщиной...  Так Покров же! Вчера вечером начался, а сегодня, четырнадцатого октября, продолжился... А как же теперь перцы у того мужичка, с перчатками? Господи, сделай чудо - пусть его перцы устоят! И севок у Сергея пусть не проклюнется раньше времени... Ведь мне Ты чудо с сапожками явил, пусть и им явится!

   На следующий день смотрю на сникшую, потемневшую зелень своего огуречника и думаю: пропали у мужичка перцы. А к обеду пригрело, огуречник отживел, - значит и с перцами всё нормально будет.

16 октября 2022г. Быль.

   


Рецензии