апархи, апарны, апариты в словаре Larousse

апархи, апарны, апариты в словаре Larousse - Grand dictionnaire universel du XIXe siecle-Tomt I, part. 2, An-Ar


APARCHIES - указано упоминание в античных источниках, считается, что это "гипербореи" (т.е. "те, кто за северным ветром")

APARCTIES- сарматское племя у Меотиды

Aparet  (a-pa-re)- ограждение луга, барьер, преграда.

APARNI - Народ, упомянутый Страбоном в Азии - вблизи от Гиркании на побережье Каспиенны (т.е. Каспия).

APARYTES - a-pa-ri-te . народы античной этнической географии. Указаны в той же сатрапии в списке с сатагатиями, гандарами и др.
 

АБАРИС

Aparet  (a-pa-re)- совпадает с кавказско-аварским "авара" - "препятствие, преграда, помеха". Имеет ли какое-нибудь отношение к нашей теме- неизвестно, скорее - нет, чем -да. "Апархи"- гипербореи согласуются с "Абарисом гипорборейским" у Овидия, причём он локализован у него на Кавказе, в Сарматии Азиатской и конкретно назван "кавказцем". Это - "маг и мудрец", якобы, "много путешествовавший по Элладе".В древнегреческой мифологии, Абарис - жрец Аполлона и способен перемещаться верхом на стреле. В советских изданиях "Метаморфоз" Овидия можно встретить ссылки на как поверхностные, так и бездоказательные статьи вообще неспециалистов по аварам с утверждениями типа, что у Овидия, "вероятно, речь идёт о тюрках-аварах, живших на Алтае". С какими конкретно тюрками  эти липовые "тюрки Алтая" могут быть соотнесены также не уточняется. Согласно, например, Британской Энциклопедии - происхождение авар неизвестно, но Жужань, откуда они отправились на запад, спасаясь от последствий тюркютского мятежа, указана как монголы. Авары- вышедшие из парамонгольской Жужани и, предположительно, имевшие связь с эфталитами (или даже сами ими были), не принадлежали к телесской конфедерации (кочевые древние уйгуры, пришедшие в Синьцзян), ни к тюркютам (древние тюрки). Оба участвовали в уничтожении Жужани, наряду с китайцами. Не было вообще никакого смысла в бегстве каких-либо тюрков из Жужани на запад. К тому же тюркютский каган назвал их согдийскому переводчику "уархонами' и что их надо убивать как "насекомых", а последнее было всё же прозвищем Жужани. Протоболгаров, примкнувших к ним вовсе не по пути основного маршрута следования, а позже уже на территории Кубани, совр. Украины и в Паннонии, авары презирали и третировали ("если они даже все погибнут, то мне их не жаль"), что в результате привело  к бегству их части из Аварского каганата к баюварам- предкам баварцев, где они были радушно приняты, размещены по дворам, а затем, по договорённости с аварами организованно ночью перебиты. Мало кто сумел дожить до рассвета в этой ночной бойне при свете факелов. Всего же в начале VII в. из каганата ушло 9 тыс. протоболгар, в связи с этим в поздний период основным населением оказались славяне, которые использовались аварами как пехота. Есть мнение, что славянская речь вообще стала основной в поздний период каганата. Представлены среди аваров были и восточногерманские гепиды. Так что, в отличии от языка "торкутов" (тюрков), который так упорно пытаются приписать аварам, язык славян и готов в каганате были вполне своими. Второе трусливое двоедушие протоболгар проявилось в период, ознаменнованный гибелью каганата, когда протоболгары нанесли удар в спину аварам,когда те были заняты франками.

БОКОЛАБРА И ЕГО РОДИНА 

Таким образом, тюркский этнический элемент на всём протяжении истории аваров (вархонитов) Жужани, играл или открыто враждебную или скрытно предательскую роль. И ни о каких других тюркоязычных племенах, контактировавших с уархон-аварами Жужани, за исключением тюркютов, теле и протоболгар источники не сообщают. Для неспециалистов в этой области, тем не менее, всё равно куда и зачем вставлять тюрков, лишь бы они там просто присутствовали, выжидая когда научный мир с этой "дичью" согласится, чтобы затем сделать ещё более наглые выводы о том, что "элита аваров принадлежала к тюркам", или "они были в основнам тюрками". Доказывать при этом,- а как, на основе чего оказались "тюрками" не требуется, разве что упоминания всякого рода заумных статей венгерских фашистов 40-х годов. Один из подобных лиц, например, -Рона-Таш преподносится графоманствующими авторами как "выдающийся историк", на самом же деле это -филолог, никак не связанный с исторической наукой, более того, наряду с другими ему подобными "салашистами" активно писавший вымученный "великомадьярский" бред и не где нибудь, а на страницах венгерской откровенно фашистской прессы. В Венгрии все хунны,хоны и хионы вообще преподносились и преподносятся как родня современных венгров, причём прямо или опосредственно через каких-нибудь тюрков. Шаман Аварского каганата в Паннонии Боколабра ( типично монгольское имя или прозвище), согласно византийским источникам, указал местоположение своей родины как вблизи от Персии и тюрков,что соответствует местоположению к юго- западу от прежней Жужани, захваченной к тому времени тюркютами. Обратите внимание, что Персия была названа первой, а орхоно-енисейская рунника на поминальных камнях: "Эй Тюрк будун...анча къазгъанмыш, итмищ элемиз, тоьремиз эрти..." и т.п. была обнаружена в Зап. Монголии. Таким образом, родной край Боколабры - Мавераннахр, Большой Хорасан.  Согласно исследованию турецкого автора М. Тезджана,- "(А)пар в древнетюркских источниках - политический союз в Хорасане, а в армянских это географический термин, также означающий сев.-вост. Персию, Хорасан державы эфталитов." Как тюркское, так и монгольское   происхождение этого слова- со ссылкой на лингвиста P. Aalto- он считает невозможной. В древнетюркских надписях в честь Кюльтегина и Бильге-кагана, страна или народ (А)пар упоминается в перечне  между Тибетом, "Апурумом" (Византия?) и Кыргызом (не совр. Киргизия).Как в этот перечень могла попасть Византия нам непонятно, но такая трактовка термина "(A)purum (apo Rom "из Византии") распространена в научном мире

Монгольское происхождение или по крайней мере то, что Жужань в основном состояла из монголоязычных племён подтверждает Британская Энциклопедия. Ни о каком тюркском происхождении жужаней в ней нет, тюрки упоминаются в связи с жужанями лишь как "повстанцы" и враги. Если авары вышли из монголоязычной Жужани и были преследуемы древними тюрками (тюркютами), то уже один этот факт делает более чем сомнительной неуклюжую попытку видеть в аварах "тюрков".

ОБАРЕНА    

Есть также упоминание в исследованиях некоторых авторов парфянского населения на реке Куре в связи с Кавк. Албанией  как "апархи", они же "апарны" и "обарены". Другие связывают обаренов с закавказской Иберией, без упоминания парфян (апарно-дахов). Но и это ещё не всё - на иберийском полуострове также имеется река Ибер (Ebro) и там же "Обареновы горы" (Montes Obarenes), т.е. прослеживается связь между термином Ebro/Iber и "обарены". В аккадском 'Ebar - "Земля Заречья"- Сиро-Палестина. Таким образом, на обоих полюсах "Обарены"- вост. и зап. Средиземноморья присутствует гаплогруппа J, она же является доминирующей в современном Иране, представлена то в высоких (среди отдельных кланов), то в низких пропорциях у большинства народов Ср. Азии, включая китайский Синьцзян. Эта же гаплогруппа обнаружена генетиками в Испании при анализе остатков алан, ушедших с восточногерманскими вандалами на Иберийский полуостров и далее - в Сев. Африку. Так что отсутствует возможность приписать всех представителей гаплогруппы J к т.н. пунам (финикийцам) и маврам (арабам). Тем более, что гаплогруппа J имеет свои различия, она может быть как семитской (маркер P58), так и евразийской. В Дагестане, например, в отличии от Турции и Азербайджана, J1 с семитским маркером не превышает 0,1%.

"НАД ЧЁРНОЙ РЕКОЙ", АПАРКТИИ И АПАРНЫ

В Средней Азии имеется своё собственное "Заречье" - "Мавераннахр" и свои "обарены"- "сыны Афрасиаба" (от иран. Apar-Siyah-Ab "над чёрной водой"). К легендарному Афрасиабу возводили своё происхождение первоначально ираноязычные туры, а затем этого легендарного прародителя  стали приписывать себе некоторые тюркские племена. Упоминание византийцем Феофилактом Симокаттой некой "Чёрной реки", на берегу которой якобы проживали уархон-авары должно быть связано с легендарным прародителем Афрасиабом. Его считали своим предком хиониты, чьим языком, предположительно, был хотаносакский.

В нашей коллекции появилось новое - "апарктии - сарматское племя у Меотиды". Апарно-дахи (Aparni) в этом словаре идут без упоминания дахов и приписаны к провинции Гиркания с указанием на побережье Каспия. Гиркания (Выркан), как мы знаем, явл. частью провинции Апаршахр/Абаршахр. Апариты здесь не племя, а "племена", "народы" на совр. территории  Афганистана. Обычно считается, что это Кабулистан. Ричард Фрай в "Наследии Ирана" высказал предположение, что они афганские африди (пуштуны). Эту же мысль подхватил в дальнейшем Гумилёв Л.Н. и развил, что с африди должно быть связано происхождение эфталитов (иранских гуннов). Впрочем, каких-либо других доказательств в данном случае здесь нет. Античные источники локализовали апаритов в VII сатрапии- Ричард Фрай и Гумилёв Л.Н. считают, что они могли иметь отношение к эфталитам и современным пуштунам-африди. В любом случае пребывание в ту эпоху в Кабулистане каких-либо тюрок исключено. С этими апаритами перекликается имя царя Ауархмана/Уархумана на фресках Афрасиаба в Фергане. На ней же присутствуют изображениях европеоидных (кавказоидных) белолицых и краснолицых послов, что в свою очередь находит отражение в упоминании в источниках "красных" (hалахуна/алхонно) и "белых" гуннов - "спетхион".

Aparytes...В древнегреческом -eides, -ides обычно означает "подобные кому-л., чему-л.". В индоиранских языках также имеется элемент "-ita": младоавест. masita, хотано-сакское maesta "большой, великий"; ведическое арийское harita (основа- hari-) "жёлтый" и т.п. В монг. же "-ут", "-уьт" - показатель множественного числа.


Рецензии