Андрейка

   Эта история произошла с одной из моих бабушек в начале прошлого, двадцатого века. Я слышала эту историю с самого детства от бабушки. А на днях, когда я начала писательскую деятельность, моя мама дополнила некоторые данные, которые бабушка не рассказывала.

   Её звали Акулина. Родилась она в одна тысяча девятьсот восемнадцатом году на Кубани. Революция была в самом разгаре.

   Строгая, красивая, гордая, терпеливая, молчаливая. Такой я её знала до самой её смерти в глубокой старости. Она была мне другом, учила всему, что могла делать сама. А умела она многое. Я помню, как она ремонтировала однажды даже утюг. Правда, к этому я не способна.
Называла я бабушку на "Вы", как и моя мама, всю жизнь до её смерти. Свою маму я также, по примеру, называла на "Вы" лет до двенадцати. Потом осмелилась перейти с мамой на "ты", как все мои ровесники. Мама сделала вид, что не обратила внимание.

   Когда Акулина родилась, её мама умерла в этот же день. У отца, моего прадеда, остались трое детей на руках: старшая, недавно замужем Шурочка, Гаврюша, на пару лет старше Акулины, и сама Акулина.

   Дед горевал. Времена были тяжёлые. Раскулачивали всех, кто считался зажиточным кулаком. А кулак был любой, у кого корова да лошадь. Не отдашь - убьют, а отдашь - умрёшь с голоду. Двое маленьких на руках детей, один из которых - новорожденная.
Год дед как-то справлялся. Потом тётка нашла ему Авдотью, женщину молодую с двумя дочками, немного старше Акулины, мужа её убили. Они поженились. Вскоре появился общий ребенок, мальчик. Итого на руках четверо детей. Как жила бабушка до шести лет, она плохо помнит. Мачеха была злобной, Акулину наказывала разными способами, недокармливала, лучшие куски перепадали родным детям.

   Когда на Кубани стал свирепствовать голод от того, что власти забирали продукты для армии, дед собрал семью и сбежал в Азербайджан. В то время это было  уходом от смерти. Революция туда не дошла в принципе. Для них важным была всегда семья, работа, помощь родным. Взятки и поборы у них всегда были в крови. А принцип: сам живи и другим давай - так и я уже на нём выросла.

   Русских там было полно, целыми деревнями селились. Азербайджанцы  с пониманием относились и уважением. По надобности всегда помогали. Я там родилась и знаю, как умеют они дружить и гость для них имеет важное значение. 

   Когда Акулине исполнилось шесть, мачеха однажды ранним зимним утром:
   - Поднимайся, возьми котомку, пойдёшь по дворам просить милостыню, кто что даст. Иди  и без еды не возвращайся.
   - Мама, у меня нет ботинок, на улице холодно очень, - Акулина тихо проговорила.
   - Какой холод, солнце встанет и будет тепло, иди или получишь у меня.
Акулина ходила по соседям, её очень жалели, давали кто что может понемногу.
Отец приезжал поздно вечером, работал много. Жаловаться Акулина не умела. Выживала как могла.

   Малышка безропотно выполняла всю тяжёлую и чёрную работу, постоянные окрики. Сказка про Золушку. Своих дочерей мачеха берегла, любила.

   Но время шло, Акулина росла и становилась красивее с каждым днём.
Она всё так же почитала мать с отцом, не перечила ни в чем. Покорная, но сильная.
Она не знала любви отца и матери, не было защиты, не было и семьи. Падчерица. Золушка.

   В семь лет её отдали в школу, через полгода мачеха запретила ходить учиться. Много работы. Её дети все получили хорошее образование.
Она научилась читать ночами, прося сестёр показать буквы. Так и читала всю жизнь, шепча. Писать не научилась. Но читала очень много.

   Русское село в Азербайджане. Одна тысяча девятьсот тридцать третий год. Акулине пятнадцать лет.
   Красивые глаза, брови чёрные, две косы до пояса, каждая толщиной в кисть руки. 

   - Волосы были такие тяжёлые, что носить косы можно было лишь вперёд, перекинув их на грудь. Если же сзади косы, то голову невозможно было держать, очень тяжело, шея болела очень. А резать косы отец не разрешал, - говорила бабушка уже мне, вспоминая свою жизнь.

    Ей пятнадцать. Работала в совхозе.
    - В три утра поднималась, коров выгоняла. Всё делала по хозяйству дома, потом в совхоз на работу.
    А вечером собирались парни, девки и плясать. Напляшемся до упаду.

    Нам кричат родители, чтобы спать шли, рано вставать, а мы до двенадцати песни поём, да пляшем. А утром еле встанешь, думаешь, вот с работы приду и спать. Так нет, опять танцы да песни.

   В своём селе парни девок своих берегли. Чужой кто, из соседней деревни зайдёт, не дай бог станет заигрывать с какой-нибудь красавицей, так ему быстро зубы посчитают, бока намнут, чтоб не заглядывался на чужих. Здесь свои женихи.

   Так появился Андрейка. Светловолосый, статный, высокий, для своих шестнадцати лет, парень из соседнего русского села. Заехал к дядьке, мать послала.

   Акулина шла с работы. Спать хотелось, прям упала бы в сено и спала бы до утра. Да мать заругает, стирки много, еду сварить, в огороде работа есть, да скотина её ждёт.
   Она никогда не думала, почему так много на её плечах лежит. Она с пелёнок была в этой роли. Главное, она больше не голодала, ей не надо было просить куски хлеба у чужих людей и у неё была тёплая одежда в холода. Что ещё надо.

   - Бабуля, ну почему Вы одна всё делали, вас было так много в семье. Я бы показала им, а мачеху Вашу сама бы заставила всё делать и её дочерей противных, отца бы Вашего заругала, что не дал Вам учиться, а где же брат родной был, не защищал,- я слышала все эти истории много раз, одни и те же, и всякий раз возмущалась и переживала. Мне было лет семь - восемь. Я жила в семье, где всё было для меня. Я не понимала её терпения.

   Она шла, думая о своём.
   - Здравствуй, красавица,- услышала она.
   - Здравствуйте, - на автомате ответила Акулина и пошла дальше.
   -И не оглянешься?- весело спросил парень.
Акулина взглянула на него строго, а сердечко странно забилось.

   - Как только я его увидела, подумала: пропала я, вот мой соколик,- вспоминала всякий раз бабушка с глазами, полными счастья.
 
   - Красавица, как зовут-то тебя? Меня Андреем величают,- весело балагурил парень, идя рядом с ней.
   - Не рано ли тебя величают?- Акулина смотрела себе под ноги и ускорила шаг.
   - От меня не убежишь, вечером увидимся,- весело крикнул парень и побежал в другую сторону.

   Акулина приложила руки к сердцу. Что происходит? Что со мной? Сердце пело. Она никогда не знала этого чувства.
   Она прибежала домой и переделала все дела так быстро, как никогда. Её душа ликовала. Она нарядилась в платье, которое надевала только в церковные праздники.
   "Скоро все соберутся",- радостно думала она.
   - Ты чего это платье новое надела?- мачеха строго смотрела на неё,- сними быстро, на тебя не напасёшься.
   - Хорошо,- Акулина переоделась в простое платье.

   - Бабуль, ну Вы же большой уже были, почему Вы её слушались?- говорила я уже, когда мне было лет двенадцать, в сотый раз слушая эту историю любви.

   Наступило время, все собрались, она не пошла никуда. Слышала только песни и баянистов. Сердце колотилось. Да и в платье хотелось новом. Плакала бы, да все слезы в детстве выплакала.

   Его не было пару дней.
   - Привет, красавица!- колокольчиками и бубенцами прозвенели его слова в груди.
   Она не могла поднять на него глаза, только ускорила шаги, не оборачиваясь.

   Вечером она решила не ходить к ребятам и девчатам. Но прибежала Зина, единственная девушка, с кем Акулина перекидывались иногда новостями. Акулина была неразговорчивая.
   - Там тебя зовут, просили передать,- запыхавшись, сказала Зина.
   - Кто?- она старалась быть безразличной.
   - Да этот парень, из другого села, он пешком сюда уже сколько раз приходит за последнее время, а идти знаешь сколько?  Слушай, а зачем он тебя просит?- вдруг задалась вопросом Зина.
   - Скажи ему, мне незачем идти.
   - Он сказал, если ты не выйдешь, он тебя выкрадет, как в азербайджанском селе. И он не шутил.
   - Ладно. Ступай. Буду.

   Акулина надела праздничное платье, заплела быстро косы, уложила вокруг головы. Королева, одним словом.

   Она вошла по-королевски в круг девушек, гармонист заиграл красивую мелодию, все знали, Акулина будет петь. Знатная была певунья, голосистая. Она запела.
   Её голос был таким сильным, звонким и красивым, что невозможно оставаться в стороне. Девушки и парни медленно шли в хороводе, слушая первый голос и начали подпевать.

   Она мельком взглянула на Андрея, стоящего в стороне и смотрящего только на неё таким взглядом, что она выплеснула все свои новые, незнакомые доселе струнки души через самые сильные голосовые трели.  Все хором подхватили и допели песню. Затем молодежь пустилась в пляс.
   Акулина выбежала из круга и бросилась бежать в сторону поляны. Она бежала и бежала. Ей было так радостно, что она забыла все горести своей нелёгкой судьбы. Возле дерева она остановилась.
   - Привет, моя красавица,- сказал парень, подбежав и став рядом.
   - Андрейка,- шепнула она сердцем.
   - Милая моя,- он подошёл к ней со спины и обнял за плечи. Она склонила голову на его плечо.

   Мне всё детство хотелось, чтобы на этом всё и закончилось, как в сказке. Они поженились. Мачеха и Кощей умерли. Мне и сегодня так хочется. Но есть продолжение.

   Андрейке мяли бока и считали зубы: чужой, на наших девок не смотри.
Это они прошли. Потом всё село молодёжи переживало за них, когда началось.

   Год Андрейка бегал чуть не каждый день, пробегая несколько километров и в стужу, и в дождь. Встречались ненадолго, самое большое - целовались. И опять убегал домой. Всё село наблюдало, когда же это надоест ему. Но любовь их только укреплялась. Они уже не скрывали, что любят друг друга. Мачеха зверствовала, толи зависть, толи работницу дармовую боялась потерять. Отец начал ругать, что замуж не пустит за Андрея. Отцу Василия пообещал уже Акулину.
   - Замуж пойдешь за Василия. Андрея гони.

   Прошел год. Никогда Акулина не была так счастлива. Хоть и молчалива, но глаза сияют, словно звёзды.
   - Давай сбежим,- первый раз Андрей предложил, когда ему исполнилось семнадцать, а Акулине было шестнадцать,- два года погуляем, или уйдем в моё село, я тётку попрошу, она тебя приютит, одна она живёт, а потом поженимся. Тебе будет восемнадцать. Я тебя не обижу, не трону, ты же знаешь. Тебе бояться нечего. Сколько ты натерпелась. Я не могу это видеть.
   - Отец убьёт и тебя, и меня, и твою тётку с твоими родными.
   - Да где он был всё твоё детство?- чуть не кричал Андрейка.
   - Не надо, отец всё-таки.

   - Бабуля, ну какой же Вы были несмелой, да бросили бы всё и пошли с Андреем, не было у Вас семьи, одни злыдни,- всякий раз, уже когда мне было лет пятнадцать, слушая в сотый раз эти истории, я надеялась, что будет другой поворот.

   С каждым днём Андрей настаивал на том, чтобы забрать её с собой куда глаза глядят.
   - Ты моя, я тебя никому не отдам.
   - Отец договорился вчера с отцом Василия, отдать меня хотят, как только восемнадцать будет мне. Но ещё два года, придумаем что-нибудь.
   - Ой, Акулина, не спокойно мне, чувствую, что правильно говорю, бежать нам надо. Или беда будет.
   - Ничего, два года у нас есть. А там и сбежать можно,- она верила, что Андрейка с ней навсегда. Ей ничего не было страшно.
   - Я с Василием говорил. Он тоже не хочет жениться на тебе, нравится ему Маша. И он ей.
   - Ну вот видишь, ещё два года,- говорила она как заклинание.

   - Ой, бабуля, бабуля, сил у меня нет на Вас, ну что Вы за человек, вот знал же Андрейка, что говорил,- в очередной раз возмущалась я, приехав в гости. Я очень любила ее рассказы.

   - В субботу придут сваты, замуж отдам тебя за Василия,- через неделю объявил отец.
   - Папа, что Вы такое говорите, мне шестнадцать только,- её сердце перестало звенеть. Захолодело вьюгой.
   - Уже восемнадцать.
   - Это как?
   - Документы переписали. Попросил дядьку важного, чтобы тебя быстрее замуж отдать. Через неделю будет тебе восемнадцать. Беды чтоб не было с твоим Андреем. Дождёмся, в подоле принесёшь.
   - Отец, что Вы такое говорите!
   - Знамо что, а то я не был молодым. Сказано и точка!

   - Андрейка! - она прижалась к нему.
   - Я уже всё знаю. Собирайся, до субботы ещё четыре дня. Уедем на Кубань или в Ростов, а куда скажешь. Что ты думаешь? Я в милицию пойду или в совхоз, что захотим. А хочешь, в Москву поедем!
   - В Москву? Лучше на Кубань,- мечтательно проговорила Акулина.
   - Давай сейчас убежим, чувствует моё сердце. Беда идёт, не ходи домой,- просил Андрейка.
   - Я в четверг буду ждать тебя здесь, до субботы ничего не будет,- они поцеловались.
   Андрей долго не выпускал её рук из своих.
   - Мне кажется, я больше тебя не увижу,- спокойно сказал он.
   - Всё только начинается, иди с Богом. В четверг я буду здесь.

   В среду Андрейка прибежал и позвал её тихонько через Зину.
   - Я сегодня тебя заберу. Ты домой не пойдёшь.
   - Андрейка, ну что ты правда. Завтра встретимся здесь. И убежим.
   - Я прошу тебя, уходим.
   - Завтра, Андрейка, у меня там вещи не до конца собраны. Мать может заметить.
Он ушёл оглядываясь.
Акулина вошла в дом. Отец строго на неё посмотрел, но ничего не сказал.

   Акулина ждала позднего вечера. Когда все уснули, она взяла узелок с вещами, тихонько вышла.
   - Куда собралась?- голос отца рванул громом над ней.
Он схватил её за руку и потащил в сарай, втолкнул в дверь, закрыл со словами:
   - Спать будешь в стоге сена, сватать будут тебя, тогда и выйдешь.
Она не проронила ни слова. Не было и слёз.

   Отец на утро принес еды, она не притронулась, как и в последующем.
Что было с Андрейкой она не знала. Она не переживала. Сердце у нее только для него. А что будет с ними? Она была опустошена. Не послушалась его. Это наказание.

   Она была как во сне, её наряжали под присмотром дядек, охраняли.
Просватали и тут же поженили. Всё в один день. Не как у людей. По документам ей уже было восемнадцать.
Отметили свадьбу скромно. Вечером молодых отправили в дом к Василию.
Бабушка никогда не рассказывала мне эту часть.

   - Здравствуй, Акулина!- она боялась повернуться. Сердце зазвенело.
Прошла неделя после свадьбы. Она забыла смех.
   - Зачем ты пришёл?- не глядя на него, сказала она.
   - За тобой. Собирайся, поедем на Кубань, я всё узнал, работа мне есть там, друг пособил.
   - Я замужняя жена, уходи,- она повернулась и обняла его, но слёз не было, как и всегда.
   - Я тебя не отпущу. Я знаю всё. Мне всё равно, чья ты жена. Ты моя, а я твой. Мы давно так решили.
   - Я не могу опозориться так. Что люди скажут. Уходи.
Акулина убежала.

   Так продолжалось больше двух месяцев. Они тайно встречались. Но черту не переступали.
   - Ты для меня такая же, как и была,- Андрей нежно обнимал её за плечи.
   - Я согласна, давай уедем, почему я сразу не согласилась?- Акулина сказала это в полном непонимании себя.
Её вырвало. Впервые она заплакала. Отчаянно.
   - Я беременна. Я боялась, догадывалась, но сейчас поняла. Он берёт меня силой. Зачем ты меня берег? Для кого?- она плакала и плакала.
   - Значит, ребёнок будет мой. Пошли со мной. Я признаю, что ты от меня ждёшь.
   - Да зачем же так позорить нас? Мы только целовались,- она ужаснулась.
   - Акулина, ты меня не поняла. Я люблю тебя. Мне всё равно, что скажут. Мы уедем. Пошли со мной.
   - Я не могу. Я буду любить тебя всегда. Всегда.

   Андрей довел её до дома и молча ушёл.

   У бабушки было двое детей - моя мама и тётя. С мужем Акулина жила недолго, началась война.  Ей было двадцать три года, прошло семь лет, как она не видела Андрейку.
   - Если меня заберут на войну, я не вернусь. Это мне наказание, что взял чужую женщину, прости меня,- он уронил голову на руки и просидел так целый день. Через неделю его призвали, а вскоре он погиб. Акулина не плакала.

   Закончилась война.
   Она переехала с двумя детьми в Баку, бабушкин брат помог ей. Они жили вместе.

   Август тысяча девятьсот сорок шестого года. Акулина присела на скамейку, сегодня ей двадцать восемь. Андрейке было бы двадцать девять. Пропал без вести. Она жила воспоминаниями о нём, это было её богатство. Для неё он был жив. Она любовалась небом, солнце грело, дети под присмотром брата. Сегодня у неё редкий праздник. Не надо ничего делать.

   - Привет, красавица!
Она медленно поднялась и повернулась на голос, солнце стояло за его головой. Лица она не видела.
   Мужчина подошёл к ней вплотную, она ахнула и кинулась ему на шею. Второй раз она заплакала.
   - Ты жив, ты жив, спасибо, Господи!- она повторяла это и повторяла.
   - Я не мог погибнуть, не женившись на тебе,- он крепко её обнял.

   Он рассказал, как попал в плен, сколько прошёл пыток, его немцы выбросили при отступлении, считая, что он умер. Ему повезло. Он чудом остался жив. Раны у него были очень серьёзные.

   - Выходи за меня замуж.
   - У меня дети, стыдно, что ты, я не могу. Что люди скажут.
   - Главное, ты со мной,- Андрей опять уступил.

   Он устроился в ту организацию, где и бабушка, они виделись каждый день. Наконец им никто не мешал любить друг друга.

   - Я наконец-то узнала, что такое счастье,- говорила бабуля, рассказывая больше подробностей, когда я уже была взрослой,- Андрейка был мне хорошим мужем. Только дети были маленькие, а он чужой мужчина для них, я так считала, боялась их обидеть.  Я не посмела им рассказать о нём, пока они были маленькими. А жаль,он был бы хорошим им отцом, да что уж, поздно, глупая была.

   - Андрейка, младшей сейчас пять, что я ей скажу, если мать чужого дядю приведет в семью. Вот будет ей лет хотя бы пятнадцать, а старшей двадцать один. И поженимся. Осталось всего-то десять лет.
   - Мы и так живём вместе.

   - Остался год и мы поженимся, дочке четырнадцать,- улыбаясь, сказал Андрей. Они вдвоем отмечали очередной день рождения одной из детей, младшей.
   - Можем посвататься пока,- бабуля улыбнулась,  была счастлива.
Она была с любимым Андрейкой. Скоро все будет еще лучше.

   За месяц до пятнадцатилетия младшей, Андрей попал в больницу со старыми ранениями. Акулина ухаживала за ним, до последнего, надеясь на чудо. Старые раны дали о себе знать.
Он немного не дожил до сорока и долгожданной свадьбы со своей красавицей. Они любили друг друга четверть века. Бабушка же его любила почти семьдесят лет, до самого последнего вздоха.

   Вы скажете, что им не позавидуешь?
Здесь решать каждому из вас.
   Я же никогда не видела таких счастливых глаз женщины, когда она рассказывала о любимом, уже спустя десятилетия после его смерти.

   Мачеха Акулины умерла во время войны, со сводными сестрами и братом она не общалась, отец иногда забирал детей на выходные к себе до самой своей смерти.
   Я никогда не слышала ни слова упрека в адрес отца или мачехи. Родителей в то время свято почитали. Себя она тоже не винила ни в чем, лишь один раз обмолвилась, что зря не вышла замуж за Андрейку после войны.

   Бабуля умерла почти в восемьдесят четыре. Она пережила Андрея на сорок пять лет.
   Все детские и юношеские годы я слушала рассказы об Андрейке, как в первый раз. Когда она говорила, я попадала в необыкновенный и чувственный мир любви.
   Я уже была взрослой, а истории эти мы с бабулей иногда вспоминали, смеялись, как я возмущалась в детстве, что бабуля не сбежала с Андрейкой.

   -Ты так переживала за нас, что я решила больше не рассказывать, но ты так просила еще и еще раз рассказать об Андрейке, что я продолжала,- как то сказала бабуля, ласково улыбаясь.

   Сегодня я думаю, что была для нее нужным слушателем, рассказывая мне она проживала еще и еще раз свою жизнь и единственную любовь.

   Когда я описывала эту историю, я уточняла подробности у мамы, ей почти восемьдесят семь, она также с улыбкой вспоминала бабушкины рассказы о ее любимом Андрейке. Бабуля самая счастливая женщина в нашей семье, ее любовь для меня стала главным примером отношений.

   Пока рассказывала вам эту историю, я вдруг поняла, что об Андрее знаю гораздо больше, чем о своём дедушке Василии.

   Все детство я слушала об Андрейке, всякий раз надеясь , что сегодня бабуля расскажет, как она все же сбежала с ним в их пятнадцать лет.
 


Рецензии