Дружба на вес братства

        Эту историю я наблюдала с детства. Героев этого рассказа можно ставить в пример как малышне, подросткам, так и взрослым. Имена, как обычно, изменены.

        Я родилась и выросла в городе, где насчитывалось семьдесят две национальности. Это город Баку. Бакинцы - это особая национальность. Менталитет, дружба, эмоции и прочее. Но речь пойдет не об этом. Я расскажу историю двух друзей.

        Это было во времена Советского Союза. Мы, дети Баку, не делали акцента на том, кто к какой национальности принадлежит. В большей степени обращали внимание на образованность.
        В моём классе одна половина учеников получали второе образование музыкальное, а другая половина - спортивное.
        Я помню как наш классный руководитель часто на уроках спрашивал, кто какие оценки или результаты получил, зная, у кого были экзамены в музыкальной школе, а у кого спортивные выступления.
        Каждый отчитывался и это было нормой.
Я помню, когда я и ещё одна девочка, мы в первый раз выступали на телевидении и играли в четыре руки на рояле, наш класс собрался у директора школы и ребята с нашими преподавателями смотрели наше выступление по телевизору. За нас переживали. Это помнится с теплотой до сих пор.

        Нам было лет по одиннадцать - двенадцать, когда к нам в класс пришёл новенький. Звали его Заур.  Азербайджанец. Это был красивый, с голубыми глазами и светлыми волосами, мальчик.  Да. Среди азербайджанцев, татар, турков, индусов, голубые глаза и светлые волосы достаточно частое явление.

        Первое, на что среагировали девочки - на его красоту и манеры. Я бы сейчас назвала их барскими.  Мягкий тихий голос, улыбка открытая, немного ироничная.
        Мы уже знали, что его семья только что вернулась из дальней страны, где служил его папа, так как был из высокопоставленных чиновников. Следующее, что мы быстро обнаружили, что этот мальчик был отличником. Второе образование он получал музыкальное, а также занимался спортом.

        Глядя на него, казалось, он был уверен в своей будущей жизни и спокойно следовал предписанным шагам. Ну тут не удивительно. Пример отца очевидно влиял на него с детства. Многие девочки тогда потеряли покой.

        Должна сразу оговориться. В южных странах эмоционально девочки взрослеют быстро. И мальчики тоже. Однако, соблюдается дистанция и порицается обществом очень строго, если кто-то её нарушает. Мало кто переступал эту черту, но если до свадьбы кто-то все же нарушил целомудренность, это не выносилось на обсуждение и тщательно скрывалось. Обычно быстро готовились к свадьбе, чтобы скрыть позор.

        Если говорить о том, что в современном мире, например в Европе, Америке или России, считается нормой менять мужчин, как перчатки, то это влияние пропаганды о какой-то свободе. На самом деле, думаю со мной многие согласятся, это лишь ослабляет чувства и похоже на то, что женщину просто используют. 
        Гораздо выгоднее внушить в сознание девушки гражданский брак на пару или десять лет, как свободу, чем взять ответственность и жениться на ней. В итоге через два - три таких гражданских брака, женщины истерзаны и уже не способны верить в себя, как женщину. Чтобы там ни говорили.

        Мне, воспитанной в менталитете, где честь женщины высоко ценится, достаточно трудно объяснить эти вещи.
        С одной стороны девушка скромна, с другой, она искусно разжигает огонь в сердце парня. При этом оба соблюдают приличия. Это очень тонкая грань, переступив которую, девушка автоматом лишается уважения самого парня.  А также всего окружения.
        Честь свою девочки берегли строго. Зато язык любви был многогранен в повседневном общении.

        Девушка могла долго делать вид, что не замечает внимание парня. Это его никогда не останавливает. Наоборот, он начинает добиваться её внимания ещё больше.
        Она вдруг сочла его достойным и начинает подавать знаки. Мельком взглянет, затем опустит глаза, затем резко взмахнув ресницами, взглянет на него особым взглядом, что сердце парня застучит так, что ему становится понятно, ему был знак. Он с новым вдохновением начинает ухаживать.

        Если рассказывать о молодых юношах, то в его арсенале знаков внимания предостаточно.

        Позвонить и молчать в трубку, стать на углу её дома и ждать, когда она выйдет, чтобы проводить, быть её тенью, охраной. Писать ей записки анонимно. Страстно бросать взгляды в её сторону, когда он в кругу друзей, а она с подругами проходит мимо.
   
        Когда начинался сезон пляжа, здесь собиралась вся молодежь. Можно было играть в волейбол, рядом с объектом юношеской влюблённости, быть в море на расстоянии вытянутой руки.
        Чувства накалялись, их копили. Бывало, годами.  И только после пятнадцати лет начинали общаться, созваниваться, ходить на свидания. Такие отношения заканчивались свадьбами и крепким союзом.

        Я только во взрослом состоянии поняла, уже переехав жить в Россию, почему девушек, приезжающих из Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов в Баку считали лёгкими в поведении, доступными. 
        Не то чтобы девочки были легкодоступными в прямом смысле слова. Далеко не всегда. Но вели они себя без всяких тайн. Не скрывали своих чувств, показывали готовность и интерес с первого взгляда на них мужчин, что делало бессмысленным завоевание девушки парнем. Это казалось вульгарным.

        Так же как и я не могла принять правил между мужчинами и женщинами в России.
        Никаких тайн, прелюдий или завоевание женщины мужчиной, которые входят в историю отношений, как своеобразная игра, что делает отношения волнующими, захватывающими.
        Но понять меня могут те, кто родился и вырос в солнечных странах, в подобном менталитете.

        Итак, девочки делали вид безразличия к Зауру, а он осматривался и одаривал своей ослепительной улыбкой пока что всех девочек. Все понимали, что он пока никого не выбрал. В классе успеваемость повысилась. Повторюсь, все ценили успеваемость других. Особенно это было важно в выборе объекта детской любви. Согласитесь, у подростка это неплохое орудие для завоевания уважения к себе.

        В этом же классе учился второй герой этой истории. Звали его Ашот. Добрый, но хулиганистый, плохо учился, невысокого роста. Не занимался ни музыкой, ни спортом. Родители рабочие.
        Эти два мальчика были прямо противоположны друг другу по всем параметрам.

        Немного истории Азербайджана и Армении. С незапамятных времён эти две страны враждуют. В СССР это было остановлено, но это, как спящий вулкан. Вражда двух народов уже в генах, которую разжигают время от времени те, кому это выгодно.

        Ашоту и Зауру не помешала вражда поколений. Что их связывало, до сих пор невозможно понять.

        - Давай я тебе помогу по математике, Ашот,- просто сказал Заур после взбучки классного руководителя. Солнце было теплым, ничего не хотелось делать. В кои веки не было ветра.
        - У меня не получится,- вяло проговорил Ашот.
        - Пошли, бери учебники, на море будем разбирать уроки. Еду надо дома взять.
        - Забежим ко мне, мама нам соберёт что-нибудь вкусное.
        Они вскочили на велосипед Заура и поехали домой к Ашоту.

        Заур стал помогать Ашоту по предметам, несмотря на всю свою занятость в двух школах и спортивных секциях. Ашот стал подтягиваться по предметам и стал ходить в спортивную секцию вместе с Зауром.

        - Заур, у тебя велосипед не в порядке, давай поправим,- как-то сказал Ашот.
        - Да ездит и ладно,- Заур хотел отмахнуться, но Ашот велел ему отдать велосипед. К вечеру он был доволен своей работой, вернув его хозяину.

        - Ашот, тебе нравится Зарина? - как-то улыбаясь спросил Заур.
        - Она на тебя смотрит, как ты появился. Хотя до этого я писал ей в прошлом классе записки целый год и она уже даже взглянула на меня несколько раз. Но я смотрю ты тоже на неё смотришь, она тебе нравится, да?- с какой-то надеждой Ашот смотрел на Заура.
        - Она красивая девочка и очень добрая,- Заур смотрел в окно и начал что-то придумывать.

        На следующий день Заур написал Зарине:
        "Ты очень нравишься Ашоту".
        Зарина ничего не ответила, но перестала бросать взгляды на Заура. Ашот снова стал писать Зарине записки. Она стала их читать, бросать взгляды.
        - Ты доволен? Как Зарина?- Заур спросил как бы невзначай через несколько дней.
        - Ничего не пойму, стала смотреть на меня. Я вчера нарисовал ей сердце в записке. Передал через всех на математике. Она открыла и показала Тане, соседке,- удивленно рассказывал Ашот.

        Потом посмотрела на меня,- радостно в подробностях рассказывал Ашот, глаза его блестели. Заур был доволен.

        -Пошли в кино, хороший фильм в субботу,- Заур предложил Ашоту.
        - У меня нет своих денег, папа один работает, мама с детьми. Нас много.

        На следующий день:
        - Мои родители купили себе два билета в кино, но не смогли пойти. Не выбрасывать же. Папа сказал, чтобы я с кем-нибудь сходил.
       
        Зауру потом часто придётся придумывать разные варианты, чтобы не обидеть Заура и не показать, что он просто заботился о друге. Ведь ему это ничего не стоило. Родители его баловали. Деньги у него были всегда. Небольшие, но в кино на двоих или на мороженое, хватало.

       - Мама пригласила тебя домой, я много раз рассказывал, что мы стали дружить,- Ашоту хотелось, чтобы Заур пришёл в гости. Показать ему свои марки. Жили они не богато, но мама потом всегда готовила к приходу Заура его любимые плов и пахлаву. Передавала через него пахлаву родителям Заура.

        В другой раз, когда все собрались на берегу моря в солнечный день. Песок был горячим, решили поиграть в волейбол. Пляж был оборудован спортивными секциями.
        - Заур, Ашот двоечник, что ты с ним дружишь?- спросил один из одноклассников, пока Ашот бегал за мячом.
        - Он не двоечник. Я ему помогаю. Он лучший мой друг. Не смей больше так говорить о нём.
        Заур всегда становился на защиту Ашота и перед одноклассниками, и перед преподавателями.

        Шли годы, их дружба стала похожа на братскую. Они были не разлей вода. Они помогали друг другу во всём. Это было естественно для них. Они ни разу не поссорились. Это была простая дружба, без всяких тяжёлых проверок.

        Все выросли. Я вскоре уехала в Россию. СССР распался. И возобновилась вражда между армянами и азербайджанцами. На территории Азербайджана стали притеснять армян, вплоть до расправы физической. Наступили страшные времена. Те, кто дружил много лет с армянами, стали их прятать в подвалах, своих квартирах, домах, давать еду и одежду.

        Отец Заура помог вывезти семью Ашота в Армению. Это было не просто. Ашот и Заур поехали жить и учиться в Москву.

        Заур поступил в один из сильнейших университетов России, так как школу закончил с золотой медалью. Ашот поступил в техникум, так как Заур ему в этом помог.

        Заур сделал великолепную карьеру, занял очень высокий пост в России. Он устроил Ашота на хорошую работу электриком, так как тот оказался неплохим специалистом. Но думаю, он бы в любом случае для него что-нибудь придумал.

        Однажды, Заур вышел на связь со мной. Даже не помню как, несколько лет назад. Первый вопрос был с заботой, как и положено бакинцу:
        - Ты замужем? Как твой сын? Чем я могу помочь ему? Знаешь, у меня есть один друг, высокопоставленный чиновник и очень хороший человек. Вы были бы хорошей парой.
        - Спасибо, дорогой, всё нормально,- было приятно вспомнить детство и получить заботу.

        Как-то мы встретились втроём.
        - Мы тебя вспоминали, ты пропала, среди одноклассников нет, мы тебя еле нашли, ты ведь в детстве нам очень нравилась, ты знала об этом?- Ашот с улыбкой смотрел на меня.
        - Моя детская любовь училась в другой школе, старше меня на класс. Помните, футболист, Ринат, с голубыми яркими глазами, светлые волосы длинные. Он признался мне в любви, когда я уже жила в России, я тогда приехала в Баку. Это было наше первое свидание. Было нам лет по восемнадцать. Он рассказывал о своих планах. Я снова вернулась в Россию.
         А в двадцать два он мне предложил выйти замуж, но я уже была замужем и был ребенок,- сказала я, вспомнив этот момент.
         - Да ты что? Вот он глупец, чего так долго ждал? Расскажи, что было дальше?- возмутился Ашот поведением Рината.
         Одноклассники мои забыли сколько нам лет и ждали рассказ.

         - Я усыновлю ребенка, мы поедем, куда ты захочешь или останемся здесь,- сказал Ринат, глядя мне в глаза.
         Я приехала к родителям с малышом и встретила случайно его на море, родители играли с внуком, а мы немного в стороне сидели и вспоминали детство.
         - Поздно. Мы четыре года не виделись. Многое изменилось,- я смотрела на него и было чего-то очень жаль.
         -Я помню, как ты впервые заметила меня, помнишь?- Ринат был красивым парнем, с вальяжной походкой и взглядом, который привлёк меня ещё в детстве.
         - Помню. Мы были здесь же, на пляже, ты играл с ребятами в волейбол, а я с Таней, лучшей подругой, проходили мимо. Нам было примерно по двенадцать,- мы стали вспоминать прошедшие десять лет.
         
         Я отказалась от его предложения. А совсем скоро я разошлась с мужем. Мы больше не виделись.

         Я закончила рассказ. Ребята слушали. Была тихая музыка и все воспоминания накрыли нас каким-то теплом.
         - Жаль,- сказал грустно Ашот.
         - У меня был свой путь, он был важнее, любимый мужчина меня бы отвлекал. Но об этом я поняла позже.
         Мы немного помолчали.

         Дальше Ашот рассказал, как Заур помогал его родителям и лекарством, и деньгами. Заур только отмахнулся.
         - Ашот, что за разговоры, твои родители - мои родители. Ты бы сделал то же самое для меня, всё, что смог бы.
         - Заур, брат, не сомневайся. Но твои возможности гораздо шире.
         - Вы же знаете, мой отец влиятельный человек, он помог мне встать на ноги. Я делаю это также для родных и близких. Что за расчёты между своими.
         - Ты знаешь,- обратился ко мне Ашот,- Заур и сына, и дочку помог поставить на ноги. Они у меня, не как я, оба умники, делают карьеру. Всё Заур.
         Дочку удачно замуж отдали. Сына женили.
         - Я знаю, Заур, у тебя русская жена и пятеро детей, как ты успеваешь и в карьере, и в жизни?- спросила я, улыбаясь.
         - Ашот поддерживает, родные помогают. Я один у родителей. Ашот мне как брат во всём. Этого мне достаточно, чтобы силы были.
         Мы сидели в красивом ресторане. Вспоминали детские годы. Рассказывали о том, чего достигли. Говорили об одноклассниках, все разлетелись по разным городам и странам.

         Несколько лет я не знаю подробностей, что сегодня с ними, кроме того, что они так же дружат, все живы и здоровы.
         Я слышала о них от одного из одноклассников. Каждый раз мешают какие-то дела, чтобы встретиться снова.

         Вы спросите, что особого в этой дружбе? Не было испытаний, ничего жуткого или захватывающего.
         Решать, как обычно, вам.

         Но соглашусь. Никаких потрясений.
         Однако только подумайте, с одиннадцати лет и до сегодняшнего дня без остановки поддерживать друг друга на протяжении более сорока пяти лет, помогать друг другу. Многие ли из нас могут сказать такое о дружбе со своими родными братьями и сёстрами.

         Я бы хотела, чтобы люди знали, что такое бывает.
         Для меня это чудо.


Рецензии
Увы, у нас далеко не так. Нацисты смогли перессорить большинство. А мы вместе росли 7 лет с 11 -ти в Киевском суворовском военном училище. В детстве никого не интересовали национальности друг друга друга, хотя было намного труднее, чем в простой школе под крылом родителей, суровые требования и обязанности. А теперь, когда живем в разных странах, все изменилось. Такая вот грустная история.

Александр Жданов 2   17.10.2022 11:36     Заявить о нарушении
Мне повезло больше. Но я Вас понимаю.

Веста Новак   21.10.2022 11:09   Заявить о нарушении