Не оправдавший себя проект
Так вот, все существовавшие на тот момент коммуникации нам теперь досконально известны - это северный маршрут через Мангазею, южный - через Кетский острог, Маковский острог и по реке Кемь в Енисей. Все эти пути уже давно были разведаны, проложены и ими весьма успешно пользовались с начала 17-го века.
Но существовал еще один малоизвестный и не столь популярный, как предыдущие маршрут. Для этого с верховьев реки Кеть, волоком нужно было уходить в верховье реки Кас и потом, уже самосплавом, в Енисей.
Енисейский купец-золотопромышленник Фунтусов Павел Егорович давно обратил внимание на этот маршрут, способный соединить две великие сибирские реки Обь и Енисей, считая этот проект перспективным и выгодным. Главное, надо было построить канал, предварительно проведя все геологические и топографические изыскания.
Российское правительство тоже давно интересовалось этим проектом и даже три раза, в 1800 году, 1810 и 1814 годах, туда выезжали экспедиции под руководством грамотных инженеров. Проводились топографические съемки, геологические изыскательские работы, составлялись сметы. Однако дальше теоретических обоснований дело не двигалось, заключения о перспективности проекта ни одна комиссия не вынесла.
Фунтусов предложил свой проект и даже профинансировал его, ассигновав для нового исследования 8000 рублей. По предварительной разведке, капитан-лейтенант Сидснер в 1875 году дал положительное заключение, что и послужило началом новой экспедиции уже под началом барона Аминова. Именно Аминов в 1883 году и стал начальником строительства Обь-Енисейского канала.
Само по себе сооружение, называемое Обь-Енисейским каналом, является целой системой соединения различных участков рек и озер на месте древнего волока.
Началом пути является речка Озерная, впадающая в реку Кеть с правой стороны, длина ее составляет 64 километра. Речка Озерная уже входит в систему канала, так как по ней путь должен проходить целых 15 километров. Потом по ее притоку речке Ломоватой, а это еще 50 километров, в речку Язевою. По речке нужно двигаться 34 километра до озера Водораздельного. Само по себе озеро небольшое; длиной 5 километров, шириной 700 метров, ну и глубиной около 1-1,5 метра. А вот из озера уже следовало рыть сам канал до реки Малый Кас длиной 8 километров (это и есть бывший волок). Затем по Малому Касу еще 95 километров пути до впадения его в Большой Кас. Это большая река, по ней следует плыть вниз по течению 213 километров до впадения ее в Енисей. Все путь закончен. Мы из Западной Сибири попали в Восточную, из Оби в Енисей.
Но это, как говорится, в теории. На практике оказалось совсем другое. Чтобы пройти этот путь, нужно было выкопать канал, укрепить его стены, провести дноуглубительные работы по малым рекам и озеру, расчистить завалы и заломы на этих реках. А для этого необходимо было построить хотя бы временные поселения для рабочих и их семей, пункты смотрителей для дальнейшего эксплуатационного контроля, базовые поселки для проживания специалистов по ремонту системы, для поддержания ее в рабочем состоянии и пригодности, хотя бы, к сезонной эксплуатации.
Кроме того, существовавший на то время речной флот и на Оби и на Енисее не готов был использовать канал в коммерческих целях в виду того, что судов таких габаритов у них просто не было. Переходить же на другие размеры, значит терять в грузоподъемности. Тратиться на их приобретение, означало удорожание перевозок. Никто на это идти не хотел, рискованное это было дело, да, как оказалось, не такое уж и прибыльное.
Кроме того система шлюзов, явно уже устаревшая, не позволяла без значительной реконструкции обеспечивать необходимый для коммерческой выгоды поток перевозимых грузов.
В общем, уже в процессе строительства умные люди понимали, что строят заведомо невостребованный объект, а расширение и углубление канала провести в то время не представлялось возможным в виду ограниченности в деньгах. Смета не позволяла, да и воровали тогда ни сколько не меньше чем сейчас. Сама по себе задумка с каналом, возможно, была и здравая, но как говорится: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги».
Фунтусов возможно видел все это по-другому. В период строительства этой системы он не раз обращался в правительство. Видел купец, что не так все делается, даже на Высочайшее имя что то писал и требовал – не послушали старика… Да и кому это было уже надо? Строили, как говорится, по инерции, т.е. деньги выделены, задача поставлена, о сроках уже никто не спрашивал и ходом работ не интересовался.
На дворе был конец 19-го века, начало 20-го. Московский тракт уже переваливал огромное количество грузов. Транссибирская магистраль была готова в проектном, еще пока, виде, а тут какой-то канал. Неизвестно где и неизвестно куда. Т.е. практическое значение канала постепенно сошло на-нет и утратило свое предназначение еще не начав действовать.
Ну а когда началось строительство Транссибирской железной дороги, об Обь-Енисейском канале вообще перестали вспоминать. Да и строительство речного канала было невыгодно авторам железнодорожного проекта, так как был очень неприятным объектом для концессионеров «Транссиба». Скажем прямо, он хоть и не являлся столь серьезным конкурентом железной дороге, но деньги отвлекал из бюджета немалые.
Уже давно возникал вопрос, стоит ли вкладывать деньги дальше в проект, который в лучшем случае будет функционировать три-четыре месяца в году, т.е. в период навигации и не лучше ли прекратить бессмысленную трату денег? В крайнем случае, хотя бы законсервировать строительство канала, оставив его на лучшие времена и использовать, пока, в том объеме, в котором он находился на период принятия решения, т.е. в 1893 году.
Правда после этого канал частично использовался, но все затраты вбуханные в этот проект конечно же не оправдались. По-моему, не профессиональному мнению, неудача, постигшая канал, кроется в чрезмерной его дороговизне.
Правда в 1911 году правительство снова обратило на проект внимание и даже хотело выделить дополнительные средства на его реконструкцию и модернизацию и, я считаю, это было бы правильным решением, но….. Началась первая мировая война, о всех проектах пришлось забыть, а там и революция грянула…..
***
Еще раз вспомнили о канале во время Великой Отечественной войны, в 1942-м году, когда возникла необходимость провести из реки Енисей в Обский речной бассейн три колесных парохода: «Капитан», «Пограничник», «Механик» и катер «Газоход-24».
Целью перехода был поиск альтернативного пути из Восточной Сибири на Урал. В Комитете Обороны понимали, что в случае вступления в войну против СССР Японии, движение грузов по Транссибирской магистрали станет невозможным.
Норильский никель, так необходимый для изготовления высоколегированной стали для наших танков, пришлось бы доставлять северным морским путем.
Но там в то время свирепствовала немецкая морская группировка из шести линкоров и трех подводных лодок, возглавляемая крейсером «Адмирал Шеер» и противостоять им суда Енисейского речного пароходства были не в состоянии.
К тому времени, остававшийся без присмотра, «канал» фактически превратился в болото. Реки, соединяющиеся друг с другом в этой сложной гидросистеме, обмелели, частично заросли ивняком, а в некоторых местах вообще полностью перекрывали русло. Деревянные стены самого канал, сгнили и обрушились.
Ставший ненужным, фактически заброшенный, канал стал скорее препятствием, чем маршрутом для любого судоходства. И вот по этому пути, по которому уже почти несколько десятилетий не проходили даже небольшие суда, предстояло пройти трем груженым колесным пароходам.
С какими трудностями пришлось столкнуться участникам этой героической экспедиции даже невозможно сейчас вообразить. Караван судов из реки Енисей стал продвигаться к Оби в мае. Экипажам пароходов приходилось не только заниматься своей непосредственной работой, но и восстанавливать разрушенные сооружения, углублять обмелевшие участки дна. В некоторых местах из-за сужения русла реки приходилось снимать ходовые колеса и двигаться при помощи шестов, бечевой, продвигаясь зачастую не более сотни метров в сутки.
***
Через четыре месяца неимоверных, титанических трудов караван все же дошел до Колпашево.
Результаты экспедиции были однозначны и очевидны. Канал в таком техническом состоянии эксплуатироваться не может.
Разочарование Комитета Обороны было столь глубоко, что даже героические заслуги членов экспедиции были никак не отмечены.
К сожалению канал не оправдал надежд, иначе его судьба была бы иной. В настоящее время Обь-Енисейская система каналов окончательно заброшена, опалубка почти полностью обветшала и сгнила, реки сплошь обмелели и заросли. Кое-где на его берегах еще живут «староверы», поселившиеся здесь в 30-е годы прошлого столетия, уходя от преследования советской власти.
Сейчас это скорее объект для экстремального, приключенческого туризма, мечта многих путешественников.
Может когда придет время и окажется канал нужным и востребованным, посмотрим.
Но увековечить героев этой исторической экспедиции необходимо уже сейчас, поставив с обеих сторон этой гидросистемы стелы с именами всех ее участников поименно.
Той же осенью с конвейера уральского завода уже сошли 25 танков, броня которых была легирована норильским металлом.
***
P. S.
И еще. Просто необходимо увековечить память Енисейского купца Павла Егоровича Фунтусова, вложившего в этот проект не только значительные денежные средства, но и свой ум и душу.
Свидетельство о публикации №222101700679
Придёт время и она будет востребована.
Варакушка 5 12.09.2024 22:44 Заявить о нарушении
С уважением.
Окороков Владимир 12.09.2024 23:51 Заявить о нарушении