Талант как помеха в карьере

  Талант -- это в целом и в среднем скорее не божий дар, а нака-
зание за грехи предков или что-то типа того: ты как бы должен
отрабатывать некий должок. Спокойно задвинуть свой талант подаль-
ше и жить, как большинство человечков, не получается: он зудит
внутри тебя и требует выхода. И тебя ж вдобавок воспитывают и
образовывают так, чтобы привить поклонение всяким талантливым
знаменитостям, а тут что-то подходящее, вроде как, шевелится уже
в тебе самом (какое счастье, какой вострог!). Придавить это в се-
бе -- почти то же что себя убить или сильно покалечить: против
такого восстаёт в тебе всё, и ты уж лучше взбунтуешься и начнёшь
орать и крушить, чем согласишься на "самоотрицание".

  Сложности с талантом начинаются уже в определении, есть он у
тебя или только кажется. Может, это не талант, а лишь талантик,
которым не жалко и пренебречь. Или всё же талант, вот только не
тот, какой востребован обществом. Или таки востребованный талант,
но не дополненный другими необходимыми качествами личности и
организма, так что наверняка бесперспективный.

  А ещё ж чтобы от таланта была индивиду польза, этот талант
должен быть не только в принципе востребованным, но и дефицитным,
иначе жизненные силы уйдут у тебя в основном на толкания с кон-
курентами. Не растолкаешься с ними (= не поломаешь им жизней) --
будешь блистательно пиликать на своей скрипочке в подземном
переходе или что-то вроде того.

  Талантливый в каких-то более-менее здравых делах индивид оказы-
вается заложником своего таланта: такому индивиду очень диском-
фортно заниматься тем, к чему у него нет "призвания". Обладатель
таланта очень на него рассчитывает, потому что в своё время под-
вергся впариванию представления, что талант -- сила и что реали-
зация своего таланта -- это долг перед обществом, иначе обществу
плохо будет. У бездари же развязаны руки, есть пространство для
манёвра.

  Действительно, довольно многие известные люди -- обладатели та-
ких или этаких супер-способностей. Правда, известность не означа-
ет благополучия, а стремиться ведь надо в конечном счёте к нему,
а не к известности (она -- лишь инструмент и источник радости).
Скажем Эдгар По (1809-1849) -- и талантливый человек, и знамени-
тость, но поменяться с ним жизнями захотели бы вряд ли многие.

  Но Эдгар По хотя бы достиг прижизненной славы, а многим талант-
ливым людям не удаётся и это. Активная и неглупая бездарь с амби-
циями, обнаружившая, что двигаться вперёд не получается, меняет
направление своих усилий и берёт если не мытьём, так катанием,
талантливый же человек, возложивший все надежды на свой талант,
так поступить не может -- и продолжает биться головой о стену
общественного неприятия. А у общества, может, всего лишь перепро-
изводство людей с подобным профилем способностей. Или же талант
оказывается слишком уж мощный, "опередивший время" и т. д., по-
этому люди попросту не понимают его "продукта", как ни стараются.

  Талантливый индивид настроен стать как говорится, великим -- и
работает над этим в меру своего понимания процесса, и отказывает-
ся от многих вариантов действий из моральных соображений или по-
тому, что не видит там шанса "творчески самореализоваться", а
шустрая бездарь охотно пользуется открывающимися тут и там воз-
можностями. В итоге эта шустрая бездарь постепенно поднимается в
обществе куда выше талантища и получает возможность масштабно
творить ерунду, в частности создавать дополнительные препятствия
талантищам, причём зачастую не нарочно даже, хотя и зависть де-
лает своё дельце (а если шустрая бездарь начитает верить, что у
неё тоже талант, то появляется уже, может, и острое чувство к как
бы конкурентам).

  Короче, обнаружить в себе талант -- это как правило, почти то
же, что обнаружить в себе тяжёлую болезнь: надо не славу и т. п.
предвкушать, а готовиться к суровой драме, к особо напряжённой
борьбе за существование. Но понимаешь ты это поздновато, а до
того придерживаешься расхожего бездарьского (= очень поверхност-
ного) взгляда на место талантов в природе.


Рецензии