Соломенное счастье

Монопьеса, Е. Ю. Иоос, Екатеринбург 2022

1

Татьяна с объёмной сумкой в руках энергично, почти строевым шагом, входит из-за кулис. Одновременно снимая верхнюю одежду и разгружая сумку, она ведёт свой монолог. Предметы из сумки: коробки с оборудованием (микрофон, штатив к нему, ноутбук, кабеля и пр.) для ведения блога, пачка бумаги с текстом.
 
ТАНЯ. (разговаривает сразу с несколькими невидимыми оппонентами) И не надо врать! Хватит! Наслушалась! Ваши попытки покрасить чёрное белым неприличны!.. Неужели Вы не видите, что мы видим? Что МЫ - видим? Мы всё видим! Всё! Что Вы себе позволяете! Я артистка, а не статистка! И не перформер! Вы не смеете так со мной разговаривать! Это ваш метод, стрелять из пушки по воробьям! И не моя вина, что я восемь лет без внятных ролей сижу! Вас послушать, так в нашем театре ни одного достойного вас актёра нету. Это Вам должно быть позорно за своё «творчество»!.. Понаехали тут... После Вас потом долго проветривать надо!

Таня останавливает гневную речь.
 
ТАНЯ. Вот так надо было с ним разговаривать!.. Ну что я за мямля?.. Да и остальные не лучше... Одно слово - артисты. Между собой-то ого-го, смелостью захлебнуться можно. А с начальством: сю-сю... Чего изволите?.. Всё! Не могу больше! Надо что-то делать... Делать же что-то надо! (Сигнал сообщения на телефоне, Таня читает.) Колька ВоробЬёв!.. «АКАДЕМИЯ УСПЕХА, комплекс тренингов по раскрепощению личности, театральная психология»... Да неужели! Ну-ка... «С раннего детства нас наказывают за ошибки. Нам внушают, что они очень дорого обходятся. Такова система образования. В нас выбили желание стремиться к своим мечтам, мы боимся выйти из привычной "зоны комфорта". В итоге большинство людей испытывают страх перед новым, не умеют ставить четкие цели и добиваться нужного результата.» Надо же. (Продолжает читать)
«... О каком успехе может идти речь, если вы, даже будучи суперпрофессионалом, не можете заявить о себе? Часто людям, которые хотят реализовать себя в обществе, не хватает умения эффективно использовать свои ресурсы.» О, как мне не хватает эффективности! (Продолжает читать) «Именно для тех, кто желает восполнить этот пробел, создан мой проект. Кому нужно прокачать свои навыки и раскрепоститься, пишите в личные сообщения». Ай да Колька! Каков наглец, а? Я его учила актёрскому мастерству, а теперь он собирается учить меня раскрепощению навыков. МЕНЯ! Вот засранец! Но какая самооценка!.. Щас я тебе напишу, я тебе напишу, академик хренов... (Таня тыкает по кнопкам телефона и вдруг останавливается.) А ведь он прав. Ресурсы есть, а выхода им нет. Выхода нет. Нет выхода...
Что же мне делать? Не к Кольке же идти сдаваться? Яйца курицу научат, яйца денежку получат? Ещё чего. Со своими ресурсами я сама как-нибудь разберусь. Навыки он мне будет прокачивать... Я хорошая актриса! Глубокая, вдумчивая, выгляжу неплохо... (Смотрится в зеркало) Почему неплохо, очень даже хорошо! Вот тут надо только складочку прибрать... Брови держать повыше, как бы удивлённо... тогда веки откроются... и загадочную полуулыбку держать... Вот так... мелкие морщинки разгладились. Хоть 15-летнюю девочку играть. Главное – подача, шарм, глубина взгляда... 

Таня настраивает аппаратуру на столе: открывает ноутбук, соединяет кабеля, ставит микрофон.

Эта Рыбчинская, дрянь такая, так и зудит: возрастная актриса, возрастная актриса... Сама ты возрастная! Я зрелая! Умная! Талантливая! ... И такая дура. Господи-и-и... Опять в шестёрках оказалась. Только на этот раз в прямом смысле - должна теперь талантливо и с умом носить по сцене карту «шестёрка червей». Что же мне всё дерьмо-то приплывает? Вам ножку от стула не сыграть, нет?

Таня включает компьютер, жмёт кнопки - не работает. Она звонит сыну.

ТАНЯ. Здравствуй, сынок. Ты кушал сегодня? А что ты кушал? А в институт ходил?..  Нет?! Куда ездил? Куда-куда? На ферму? Какую ферму? Экологическую? Не поняла... Зачем тебе ферма, сынок? У тебя же сессия!.. Ладно, ладно, не начинаю, прости... У меня всё хорошо. Здорова... витамин Д принимаю...  И ты купи себе, знаешь как помогает от слабости... Пока не надо?.. Подожди! Ещё одну только секундочку. Слушай, я хочу видеоблог завести. Как зачем? Все заводят. Научишь меня?.. Надо и всё! Мать просит... для самореализации... Ссылки?.. Пришли конечно, может и сама разберусь... Да у меня тут вообще ничего не загорается!.. Сетевой кабель? В розетку?.. Думаешь, мать совсем уже из ума выжила! (Смотрит под стол) Ой, и правда забыла. Ладно, сейчас воткну. Но если что, буду звонить, имей в виду. Ага... пока. Подожди! А где эта ферма?.. Где?! Владимирская область... Даль какая... А там кормили? Хорошо кормили? Очень хорошо?.. Какая ещё Надя? Какая такая Надя, тебе университет заканчивать надо!.. Какие продукты? Натуральные продукты... И молоко настоящее? А у нас какое?.. С пальмовым маслом... А как же учёба, сынок? Тебе универси... Всё-всё... не начинаю... Да не начинаю я! (Обрыв звонка) 

2

Таня садится за стол с ноутбуком, включает – всё что надо горит. Она листает текст пьесы.

ТАНЯ. Молока ему настоящего не хватает... Ну да, я его только два месяца грудью кормила. Недокормила, видать. (Прочищает горло) «... Молокососы в башмаках один за другим ломали себе зубы и раздирали челюсти»... «Король трепеЩал от восторга.»... Русский язык однако. «Мышильда прошептала тоненьким голоском...» Как это она умудрилась... А тут вообще: «...молодой Дроссельмейер крепко ударил Мышильду по шее острым каблуком»... На шпильках он что-ли... «и ей пришёл конец... Мышильда: О твёрдый, твёрдый Кракатук, Мне не уйти от этих мук! Хи-хи, пи-пи...»; «Кто озером плывёт? Фея вод! Комарики, ду-ду-ду! Рыбки плеск-плеск! Лебеди блеск-блеск! Чудо-птичка тра-ла-ла! Волны, пойте, вея, блея...» а, нет – «млея к нам плывёт по розам фея. Струйка резвая взметнись к солнцу ввысь!» Конгениально!.. Ладно, лучше не задумываться. Если много думать, вообще ничего не сыграешь. Так... определимся с приоритетами. (Берет в одну руку текст, в другую микрофон и взвешивает, сравнивая.) Текст я на ночь буду учить, отложим. Сначала таки блог наладить надо. Поехали! 
 
Таня копошится с ноутбуком.

ТАНЯ. «Опустела без тебя Земля-а-а-а-а, Как мне несколько часов прожи-и-и-ить...» Ролей достойных нет и взять негде. Но. Ролей нет, а ресурсы есть. И хотя Колька меня обскакал со своей академией, у нас тоже кое-что в сусеках наскребётся. Я тоже не буду ждать милостей от природы, погоды и прочих «ды». ДЫстали. Я буду мстить, и мстя моя будет ужасна. Хотя почему ужасна? Прекрасна! Я ведь хорошая актриса! Да что там... От-лич-на-я! Вот и посмотрим, кто на что способен.

Таня приодевается, прихорашивается, проверяет грим, усаживается за ноутбук.

3

ТАНЯ. Ми-мэ-ма-мо-му-у... Сцена одно, а камера другое. Му-мо-ма-мэ-ми-и-и. Пойду экспромтом. Импровизация мне всегда удавалась. А-о, у-а... Шла Саша по шоссе... ехал грека через реку... Мгм... Хух!
Итак... С богом. Здравствуйте, дорогие зрители. Я Татьяна Заброшина, актриса  Энского молодёжного театра! Приветствую всех, кто меня знает и любит. А тех, кто пока не любит, потому что не знает, приветствую ещё более сердечно. В этом блоге я собираюсь играть для вас, любимые зрители, свои маленькие моноспектакли. Нет, не играть... Как говорила великая Раневская, роли надо не играть, а проживать. Во мне накопилось много непрожитых героев и героинь. Им тесно в моём бренном тельце. Они просятся наружу, скребут сердце, а некоторые, особо опасные, выворачивают душу. Им не нужно снимать штаны, чтобы привлечь внимание, не нужно сотрясать воздух трескучими фразами, чтобы показать глубокомыслие. Они хотят просто тёплого душевного касания и будут благодарны за отклик.
Мой первый монолог от самой Фаины Георгиевны. Я расшифровала одно её старое интервью (Наталье Крымовой) и попытаюсь прочитать его. Мудрых людей стоит послушать.Тем более что среди актёров это крайне редкое явление. (Прочищает горло) Итак, я начинаю.
«Как я отношусь к своей актёрской судьбе? Неважно... Я могла бы сделать гораздо больше и в театре, и в кино... Режиссёры меня не любили... Наверное, за инициативу. Всё осталось при мне, что я хотела бы ещё сказать. А просто «выплеснуть» это невозможно, это же не помои. Грустно...
Что могло бы меня обрадовать в театре... Меня могло бы обрадовать, если б я работала с актёрами, у которых могла бы учиться... Боже мой... Я на сцене шесть десятилетий... и такие претензии, подумать только... Что я не люблю? Актёрской самоуверенности, самовлюблённости... А главное – равнодушия не люблю. Равнодушие это гибель театра... Я горюю о том, что ушёл из театра трепет. Самое главное для актёра - Трепет...
Как-то я переходила Леонтьевский переулок, где жил Станиславский, и увидала его на извозчике. Со мной что-то сделалось невероятное. Я стала прыгать около пролётки и кричать ему: мальчик мой дорогой! Он засмеялся, встал спиной к извозчику и посылал мне приветы и воздушные поцелуи. После этого я слегла от переживаний. Я насмешила самого Станиславского, и я этим очень горжусь.
Почему я кочевала из театра в театр... Ответ простой: я искала святое искусство. Нашла ли? Да. В Третьяковской галерее.
Репетировать я люблю больше, чем играть, потому что это безответственно. А играть я вообще не умею. Я не понимаю, что такое играть. Это слово по-моему не подходит к нашему делу. Жить в образе человека, создавать его, а никак не играть. Играют дети, в карты можно играть, на бегах... Что для меня популярность... Конечно, приятно когда хвалят. Это, пожалуй, единственное, что не надоедает.
Сама собой я никогда не бываю довольна. Даже так любимый зрителем мой последний спектакль «Дальше – тишина» я переделывала ночью, мучалась, терзалась. Хотела донести главное, пробудить сострадание к старикам. На этом спектакле в зале очень много плачут. Я с удовольствием сморю на эти слёзы. Сострадание нельзя играть, его можно только переживать. Сострадание это самое привычное мне чувство. И жизнь моя из-за этого очень нелегка.»
Вот такие пироги, ребята. Ни убавить, ни прибавить. Никаких комментариев. Смотрите, слушайте, ставьте лайки. Пока-пока!

Таня выключает запись.

4

ТАНЯ. Уфф... по-моему, неплохо получилось. Надо потом пересмотреть. И всё-таки, как это самонадеянно, начинать с Фаины Георгиевны! Кто она, и кто я... Почему я так уверена, что меня кто-то будет смотреть?
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. В интернете и без тебя много всяких и всякого...
ТАНЯ. Стоп, я - не всякая. Кто может импровизировать так как я? С ровного места на взлёт? Мало кто. Главное, кураж поймать. А там как понесёт...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Кажется, уже несёт.
Таня выставляет портрет Раневской.
ТАНЯ. Молчите, полковник. Фаина Георгиевна, Вы моя муза! Так, быстро включаемся и записываем. Я Татьяна. Владимировна. Заброшина!.. Ведущая...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. ...шестёрка червей Энского театра.
ТАНЯ. Стоп, я сказала! Что же это такое! Молчать! Этот мерзкий командирский голосок в голове всегда шепчет невовремя и некстати. Что Вы командуете! Полковник нашёлся.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Что значит нашёлся, я всегда был!
ТАНЯ. С Вашей помощью я уже почти вошла в сказочную пещеру на букву Ж. Хватит. Теперь я сама решаю что и как мне делать. И главное, зачем. Я делаю то, что умею лучше всего независимо от кого бы то ни было. Даже от Вас.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Я это ты. Ты разговариваешь сама с собой...
ТАНЯ. Товарищ полковник! (Хотя какой вы мне товарищ?) Господин полковник, потрудитесь пройти на гауптвахту. А ещё лучше в то самое сказочное место «Ж», где мы с Вами встретились.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. «В том саду где мы с Вами встретились, белоснежный куст хризантем расцвёл...» 
ТАНЯ. Отставить! Я лишаю Вас...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Себя...
ТАНЯ. ВАШ голос права голоса! Вон!.. Ушёл... кажется... Ой, я в эфире!? Пардоньте, товарищи, накладочка вышла. Я не волшебник, я только учусь. До новых встреч!

Таня отключается и просматривает комментарии.

ТАНЯ. О-о, тут комментарии пошли... Хоть бы один про монолог Раневской. Вот, один: Спасибо за Легенду... Пожалуйста... Театр жив, пока в нём есть такие как Вы... Если бы... Благодарю, надо сердечко поставить... Остальное про вторую часть... Я "молодец", "прикольная", "импровиз удался", "давай в стендап"... "Шизофрения"...

Таня просматривает видео на ускоренной промотке.

ТАНЯ. Да уж... В самом деле шизофрения. Поток сознания, раздвоение личности. Бр-р-р... Надо бы посдержанней...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Зачем? Фрики и шизанутые нынче в моде. Теперь можно всё: и наигрывать, и переигрывать. Так будет больше эмоций... Публика – дура.
ТАНЯ. Полковник, Вы опять здесь! Выпустила дракона из подворотни. Публика дура у того, кто сам дурак. Подобное притягивает подобное.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. В принципе верно, но по сути не согласен. Маленько пиарчику подешевле не помешает. Театр нынче не тот. Что не запрещено, теперь разрешено. Всяк по-своему с ума сходит. Некоторые весьма успешно.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. «Не плюй в вечность, иначе вечность плюнет на тебя.»
ТАНЯ. Это ещё кто? Фаина Георгиевна?! Боже мой, это уже перебор... Так, пора завязывать. Срочно в кровать!

5

Таня входит, прихорашивается, одновременно разминая мышцы лица. Она садится перед экраном монитора.

ТАНЯ. Я актриса Татьяна Заброшина. Приветствую всех, кто меня знает и любит. Тех, кто меня не любит, потому что не знает, приветствую ещё более сердечно. Я обещала играть для вас монологи, которых у меня не было или уже не будет в театре. Как вы уже поняли, у меня есть путеводная звезда, имя её – Фаина Георгиевна Раневская. Про её огромный актёрский талант и гениальное чувство юмора сложены легенды. Однако она была ещё и замечательно ироничным, умным и тонким литератором. Эта грань таланта актрисы малоизвестна и я хочу познакомить вас с одной из её юморесок. Она написана в жанре письма, якобы полученное редакцией одного из литературных журналов.

«Вы меня не знаете, глубокоуважаемая Татьяна Григорьевна. Мое фамилие Усюськин, по матери происхождение имею от рода Кафинькина, ныне покойного дяди моего. Разбирая имущество дяди найдено письмо где покойник просит передать Вам привет и благодарность за внимание к разного рода явлениям нашей счастливой действительности на почве неполадок, имеющих место. Дядя (царство ему небесное) не задолго до кончины покончил с буржуазным прошлым и поступил в партию, где был членом с большой буквы. Я тоже являюсь членом по просьбе дяди. Текущая действительность обнаружила большие достижения с Вашим участием в общественной жизни, где Вы являете значение происходящего на почве роста нашего сознания. Спасибо Вам за нравственное значение событий. Остаюсь преданный Вам Усюськин.»
Ах, какой вкусный текст! Не то что... «хи-хи, пи-пи»... Господа-товарищи, дорогие! Не я - Раневская Фаина Георгиевна однозначно заслуживает ваших лайков и развёрнутых комментариев. Напишите мне, мои любимые, что Вы обо всём этом думаете и одновременно поддержите мой накал... э-э-э... канал. Он создан для вас. Остаюсь преданная Вам Заброшина Татьяна. Пока-пока!

6

Таня звонит сыну.

ТАНЯ. Сынок, с днём рождения, любимый! Ты у меня такой замечательный! Самый лучший сынуля на свете! Желаю тебе здоровья, добрых людей вокруг, чтобы тебя понимали и любили... Ты ж мой золотой... Да... А как у вас дела? Как Наденька? Когда ко мне приедете? Летом... Сынок, я подарок тебе приготовила – свитерок синий, очень элегантный, тебе пойдёт... А Наденьке шарфик связала в полосочку... парижский шик, очень симпатичный... И пирог брусничный пеку как ты любишь, с яблочком. В театре чаю попьём за твоё здоровье... Кстати, что вы кушали сегодня?.. Ладно-ладно, не буду... Как у Нади в университете, всё хорошо?..  Как ушла?.. Тоже ушла. (Меняет тон на полковничий) Поступать хочет?.. Куда? На ветеринара?.. В деревню поедете жить? Как-как называется? Еловый муравей? Ужас... Какая экология, сынок, там же работать надо с утра до ночи. С ума вы там посходили? А родители что говорят?..  Конечно, кто бы их спрашивал... А где жить будете? Дом построите? А деньги где возьмёте?.. Из чего, сынок? Из глиночурки? В смысле, из глины и чурок?.. Или из соломы? Сами? Своими руками?! Что-о?.. Курсы по дойке коров? (голосом Тани) Сынок, это же так тяжело... (голосом полковника) Ну да, всё сами знаете! Ничего Вы не знаете! Поживите с наше, тогда и узнаете. (голосом Тани) Да не кричу я...  Ты на работе сейчас? Подожди ещё секундочку, никуда не денутся твои накладные... Я денежек вам пришлю. Денежек, говорю, пришлю. Не надо? (голосом полковника) Как не надо, когда надо, я лучше знаю. Не ври маме. Я за Новогоднюю вахту премию получила... (Голосом Тани) Подожди! Ещё одну минутку. Хочу тебе спасибо сказать за ссылки. Мой блог успешно развивается, уже подписчики есть, аж целых пятнадцать душ. Неплохо для начала? Маловато? А что делать? Оптимизировать? Маркетинг делать? Сынок, это всё страшно звучит и слишком сложно для меня. Я же для искусства стараюсь... Ну ладно, беги, не буду тебя задерживать. Постой! Я тебе сюрприз готовлю. Посмотрите сегодня с Наденькой мой блог, хорошо? Пока-пока, сынок. Целую!.. Господин полковник! Вы опять чуть всё не испортили! На губу! Живо! Ать-два!

Таня прихорашивается и садится перед экраном монитора.

Я актриса Татьяна Заброшина. Приветствую всех, кто меня знает и любит. Тех, кто меня не любит, потому что не знает, приветствую ещё более сердечно. Сегодня я приготовила для Вас сюрприз. Вернее, это сюрприз для моего сынули, у которого сегодня день рождения. Но для вас тоже, мои дорогие, потому что актрисе Татьяне Заброшиной никогда не доводилось петь на публику. Странно, правда? Голоса большого у меня нет, поэтому строго прошу не судить.
Я спою колыбельную песенку, которую очень давно сочинила моя коллега для одного несостоявшегося спектакля. Так бывает. Спектакля нет, а песня из него есть. Я пела её своему маленькому сынишке и он всегда улыбался, засыпая. Теперь он вырос и мне хочется вспомнить вместе с ним наши прошлые счастливые дни. Может быть когда-нибудь он споёт её своему сыну и будет счастлив в этот миг также как я.

Спи мой мальчик, спи сыночек,
Мой серебряный звоночек.
Пусть тебе приснится птичка -
Озорная невеличка.
         
На кроватку птичка сядет,
Темень прочь она отвадит,
В сад волшебный позовёт
За вечерний небосвод.

Ты лети за ней, сыночек,
Мой любимый голубочек.
Золотое волоконце
Там тебе подарит Солнце.

Я сошью тебе рубашку,
Волоконцем вышью пташку.
Счастлив будешь мой сыночек,
Мой серебряный звоночек.
ТАНЯ: А может, у него родится девочка?.. Ой! Пирог горит!

Таня убегает.

7

Таня заметно нервничает.

ТАНЯ. Что-то я сегодня разволновалась. Перед живым зрителем легче – сразу чувствуешь отдачу, ясно как реагировать. А тут как в колодец кричишь: не знаешь, какой нежданчик оттуда вынырнет. Ладно. Пора включаться. (Деловито жмёт кнопки, прочищает горло.) Я в эфире? Напишите, кто уже со мной... ага... спасибо, вижу... Итак, начнём. Я актриса Татьяна Заброшина. Приветствую всех, кто меня знает и любит. Тех, кто меня не любит, потому что не знает, приветствую ещё более сердечно. Будем знакомы! Сегодня монолога я читать не стану, хотя и приготовила чудесную монопьесу от лица (или морды?) брошенной собаки. После моей колыбельной для сына я получила много тёплых откликов. Спасибо Вам, мои дорогие, за поддержку и добрые пожелания. Но были и такие комментарии, после которых может пропасть всякая мотивация к творчеству. Вы этого добиваетесь? Среди комментаторов нашлось немало доморощенных музыкальных критиков, которым моё исполнение не понравилось. Не понимаю: не нравится, не слушайте, но зачем гадости писать? Почему вы так уверены, что Ваше, вот именно Ваше мнение должно быть высказано? Я не просила ставить мне оценки, и советов ваших не просила. Обзываться зачем? Да, я безголосая, но не курица же. Кто Вы-то? Преподаватели по вокалу? Я же не на шоу «Голос» пела, зачем придираться? Как могла, так и спела. Надо будет, ещё спою. Вот мне пишут в чате: «Плюнь на них, Таня» Я, пожалуй, так и сделаю. Тьфу на Вас, эксперты тряпочные.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Молодец, детка. Хрен, положенный на мнение окружающих обеспечивает артисту спокойную счастливую жизнь.
ТАНЯ. Слышали, что великая актриса говорит? Так что по крайней мере сегодня я ухожу в счастливую жизнь. Пока-пока!
Таня отключается.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. А я не согласен! Мнение аудитории надо учитывать. Главное в битве за зрительское сердце - искренность и нежность.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Нежная битва? Это что-то новенькое.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Это работает. После колыбельной на блог куча подписчиков прибежала. Было пятнадцать, стало сорок шесть. Главное это число комментов, а не их качество. Народ в целом оценил положительно. Не плюй в колодец, детка, там может плавать вечность...
ТАНЯ. Я не очень понимаю, с этим надо что-то делать или нет? Я теперь песни петь должна?
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Ты ничего не должна. Будь собой.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Не согласен. С таким подходом ничего не будет, ни денег, ни признания. Если песня выстрелила, надо закрепиться на завоёванных рубежах и методично дожимать аудиторию, пробивать на эмоции, неважно какие. Начало положено, теперь нужно разработать стратегию и тактику вербовки новых подписчиков. Простая искренность скучна, работает один раз. Нужно что-то супероригинальное, скандальная диверсия... Можно дать новое прочтение Толстого. Пусть Вронский поменяет ориентацию (взрыв + крик), и совратит Каренина. А пьяная Анна (взрыв + крик), с матами на сахарных устах (взрыв + крик), столкнёт обоих под поезд (серия взрывов + крики). Я сам тебе текст напишу. Без скандала нет накала.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. И что тут оригинального, кроме анального?
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Ничего, зато прикольно. Приколы легче монетизировать, чем искусство. Или артисты на хлебе и воде должны сидеть?
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Уж лучше на хлебе и воде, чем в говне. Деньги протрясутся, а позор останется.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Но это же временно, пока не раскрутимся, ресуры накопим... Главное в первые ряды вылезти, а там можно и искусством заняться. Представляете, сколько всего сбудется... Роли самой выбирать...
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Да всё и так сбудется, стоит только расхотеть.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. И что же у Вас сбылось, великая Вы наша?
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Вот это и сбылось.
ТАНЯ. И у меня сбылось. Знаете, в прошлый вечер сын САМ позвонил и мы проговорили всю ночь.

8

Звонок телефона. Таня вбегает с хозяйственной сумкой, шапка набекрень, и кидается к телефону.

ТАНЯ. Опять телефон забыла, Тортилла болотная. Да! Слушаю! Сынок! Алло! (разочарованно) Здравствуйте, Алефтина Митрофановна... Что, опять?.. Ладно, я зайду завтра после спектакля... До свидания. (Отбой звонка) Опять выходной забирают. Почему мы должны по выходным работать? Вчера вон вообще репетиция в 11 вечера закончилась. Я до неё спектакль отыграла, между прочим! Почему мы должны для кого-то прогибаться, почему под нас никто не подстроится? Для кого трудовой кодекс не писан? Мало ли, что режиссёр приезжий? Времени у него нет, видите ли! Почему весь театр должен втиснуться в расписание одного человека? Был бы это Римас Туминас – разговоров нет. А тут Сеня Васин какой-то... Мы тоже не железные! Вон, Нинка опять с мужем вдрызг разругалась! Нервы не выдерживают напряжения. А он у неё пятый! Так и до шестого недалеко. Где они этих молодых троглодитов откапывают с костным мозгом в голове? Что ни режиссёр, то серость.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Чего опять завелась? Тебе-то ведь в новом спектакле совсем неплохая роль досталась - будешь петь и указкой художественно размахивать. Учительница это всё-таки не шестёрка.
ТАНЯ. Большое спасибо. У меня теперь собственная вокальная партия. Аж три куплета. Налицо профессиональный рост. Ничего, что я трагическая героиня вообще-то? Я и характерные роли могу играть. Я универсальная актриса!
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Я-я-я... Посмотри на себя честно. Ты работаешь в мо-ло-дёж-ном театре. Твои самые яркие роли позади. Сидишь и сиди тихо. У тебя пусть и небольшой, но стабильный заработок, своя гримёрка... У многих актёров нет и этого...
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Полковник, Вы идиот. Идите в жопу. Понятна мысль моя неглубокая?
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Понятна. Что же Вы посоветуете, высокохудожественная наша? У Вас богатый опыт, Вы скакали по театрам как лошадь Пржевальского по степи...
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Скакала... Я ЖИЛА... со многими театрами, но удовольствия так и не получила. Талант всегда ищет другой талант. И ты ищи, детка... и обрящешь. Или жди, если можешь. Злую учительницу в единственной картине можно так сыграть, что запомнят только тебя.
ТАНЯ. У меня там две картины.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Да-да, помним-помним... «Муля, не нервируй меня!» Или в Золушке: «Крошки, за мной!» Гениально!
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Вы ещё тут, рыба моя?
ТАНЯ. Мне-то что делать? Не подписывать завтра приказ? Или уж не дёргаться...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Дёргайся, не дёргайся, толку всё равно никакого. Имеющий уши да не увидит.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Милая моя, я знаю одно: талант актёра это долг, который  нужно отдавать на сцене.
ТАНЯ. А как же справедливость? (Полковник смеётся.)
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Талант и есть высшая справедливость.
Звенит будильник.
ТАНЯ. Ой! У меня же стрим через час! Пора настраиваться.

9

Таня открывает ноутбук, настраивается на работу.

ТАНЯ. Я актриса Татьяна Заброшина. Ао-уа... Приветствую всех, кто меня знает и любит. Ма-му-мо-ме-ми... Ми-ме-мо-му-ма... Тех, кто пока не любит, потому что не знает, приветствую ещё более сердечно... Прошу вас написать в чате, откуда вы меня смотрите... Это обязательно надо сказать, а то опять забуду, лучше записать... (Таня записывает) О-о-о-о, какая обширная география! (Говорит с подчёркнутой артикуляцией, разминая мышцы лица) Привет, Екатеринбург! Приветствую также Барнаул, Вычегду, деревню Ольховку, Тюмень, Астрахань, посёлок Зайцево, Карелию... как нас уже много! Целых восемьдесят шесть. Благодарю вас, мои дорогие! Мне приятно, что Вы меня смотрите и поддерживаете. А тех, кто не поддерживает, я по совету великой Раневской интеллигентно отправляю в... бан. Так, где мой монолог брошенной собаки, куда я его запропастила опять... (ищет листок с текстом)

Звонок телефона. Таня смотрит кто звонит.

ТАНЯ. Аллё... Сынок! Здравствуй, сынулечка! Как ты, как Наденька? Что у вас с дойкой, как получается? Хорошо получается? Я рада... Что вы там кушаете?.. Всё кушаете? Денежек хватает?.. Всего хватает? (Полковник в сторону) Врёт... (Таня) Ладно. Ладно, не буду... Обо мне рассказать? Да какие у меня новости... Митрофановна звонила, опять выходной забирают... Производственная необходимость у них... (Смеётся.) Да, производственная непроходимость звучит точнее. Какой ты у меня остроумный, сынок... А в театре всё замечательно... Кто этого не видит, тот сам дурак. Не волнуйся, у меня всё хорошо. Да всё хорошо у меня! Хожу в театр, учительницу поющую буду играть, музыка приятная, да... Блог веду, зрители прибывают понемножку. Вчера вот предложили технику речи преподавать дистанционно, думаю пока. Не надо думать? Соглашаться? Но это же профанация... Ну может быть и так... не знаю... Сынок, прости пожалуйста, у меня стрим, я должна немного отдохнуть и настроиться... Да... Спасибо, я перезвоню! Пока-пока! 
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Он прав. Отставить разговоры о профанации. Сейчас не то время, чтоб совестью мучиться.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Для нормальных людей все времена одинаковые. Будь собой, детка.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Цены растут, зарплата нет. Надо крутиться! Под лежачий камень вода не течёт.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Не течёт, но под камнями почему-то всегда сыро и поливать не надо.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Сыну надо помочь на солому для дома?
ТАНЯ. Надо...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Вот. Его предки зовут в таёжные зелёные дали. Строиться надо, коровку куплять.
ТАНЯ. Может и правильно он решил к земле вернуться к корням поближе.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. В магазине нормальных продуктов не купишь?
ТАНЯ. Не купишь. Особенно молока.
ПОКОВНИК. А дети пойдут? Чем их кормить? А вирусы? Как лечиться? В регистратуру не дозвонишься, участкового терапевта не дождёшься. Трубы потекут - сантехника не дозовёшься, ограбят – полицию не докричишься. Обидят - правды не доищешься.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. У вас что, апокалипсис?
ТАНЯ. Почти.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Вот отрубят в мегаполисе свет, и всё встанет: канализация, водопровод, холодильники, связь, подвоз продуктов...
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ (сарказм). Какой ужас! Ничего, мы пережили, и вы переживёте.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Прав наш сын. На природе-то детки целее будут.
ТАНЯ. Может и я пригожусь.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Кому ты там нужна, артистка хренова? Лишний груз. Балласт. Там доярки нужны и сенокосилки.
ТАНЯ. Косцы. Косцы сена. Или косари? Я научусь.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Ты лучше учись, Татьяна, монетизировать свои артистические услуги. В кризис самый полезный навык. Начни прямо сейчас. Включай свою шарманку. Рраз-два! Я Татьяна Заброшина, ведущая актриса знаменитого молодёжного театра. Приветствую всех, кто меня знает и любит! Сегодня я пробую новый микрофон фирмы «Ксяомао». Ксяомао...
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. ... всех отымяо... Не слушай его, детка. Артисты всегда нужны. Но только настоящие. В хорошем театре душа лечится.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Вы устарели, Фаина Георгиевна. Кто нынче в театре душу лечит? Для этого в интернете есть курсы повышения осознанности и управления реальностью. За хорошие бабки, между прочим. Вот ты, Татьяна, читаешь свои монологи, душу рвёшь, а подписчиков с гулькин нос. Кому ты сдалась со своими принципами? Говорю же, торговать надо... бить врага его же оружием.
ТАНЯ. Какого врага, я детей актёрскому мастерству учу.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. И много ты на детях заработала? Сделай себе хотя бы рекламу, артистка. Преподаватели осознанности просто жаждут избавиться от дефектов речи. Помоги бесполезным болезным. Ты всё надеешься, режиссёра своего ждёшь. А где он, твой-то? Ау! Нету, и взять негде.
ТАНЯ. Нету. И негде.
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Не волнуйся, милая. Всему своё время.
ТАНЯ. Какое время, Фаина Георгиевна...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Какое такое время, она уже пенсионерка!

10

Таня зажимает уши, чтобы не слышать эхо от слова «пенсионерка». Звонит телефон.

ТАНЯ. Незнакомый номер... Брать или не брать... Ай, перезвонят, если надо, не могу сейчас говорить с кем ни попадя. И вообще, я на пенсии! (обращаясь к телефону) У меня стрим! Коммерческий! Ксяомяо!.. Так, всё настроено... проверим ещё раз... ага, работает... (телефон продолжает звонить) Да что же это такое!... (телефон настойчив) Я на пенсии! (телефон продолжает звонить, Таня отвечает, не снимая трубку. Звонок затихает) Аллё, слушаю!!! Кто-о-о? Римас Туминас? А... я... о-о-о... у-у-у... эм-м-м... Римас Владимирович! Господи, это Вы! Это он! Это сон?...  да... я... Спасибо... Ну что Вы... Согласна! Конечно согласна! Чего тут думать... Спасибо! Обязательно! Когда? В мае? Хорошо, созвонимся... До свидания... (Конец связи. Таня тупо смотрит на телефон) Что это было? Да нет, так не бывает.

Таня с телефоном в руках садится за монитор.

ТАНЯ. Не может быть... Римасу показали мои монологи на ютъюбе, и ему очень понравилось. Говорит, таких актрис как я осталось мало. Уходящая натура. Пригласил в свой новый спектакль. «Не хотите ли Вы, Татьяна Владимировна...» Не хочу ли я!... Сдохнуть можно! Дождалась, Танька, дождала-а-а-ась! Римас Владимирович обязательно ещё официальное приглашение пришлёт... Должен прислать... И дорогу оплатить... Это же уровень... УРОВЕНЬ! Уеду в Москву, в Вахтанговский. Святая сцена... Да и к сыну поближе.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Там заработки побольше: на соломенный дом быстро заработаешь, за один сезон. А там и на каменный накопишь.
ТАНЯ. И накоплю!.. Как хорошо! Ах, как хорошо! В Москву! В Москву! В Москву-у-у! Вот оно счастье! Вот оно идёт, подходит всё ближе и ближе. Я уже слышу его шаги. 
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Таня, ты бредишь.

Телефон в руках усиливает звук, Таня, наконец, принимает звонок.

ТАНЯ. Алё!! ... Да!.. Какой кредит... зачем кредит... кто одобрил? Но я не... Идите Вы знаете куда со своим предложением! (Бросает трубку. Ей горько)
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Дождалась рыбка расширения фантазии, надулась и лопнула. Туминас давно уехал в Литву. Ты не знала?
ТАНЯ. Я не собираю сплетен...
ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Полковник, помолчите. Лучше лопнуть от расширения фантазии чем от отвращения. Пусть девочка мечтает. Актёр без великой мечты как... лошадь Пржевальского без степи.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Пржевальские лошади остались только в зоопарках.
ТАНЯ. Я сплю хорошо. Выносите мои вещи. Сынок мой, скоро мы увидимся. Я еду в Москву! Надя сдаст экзамены, станет ветеринаром. А я буду работать. Мы будем читать разные книги. Прочтём много книг, и перед нами откроется новый чудесный мир! Сын скажет, мама, как хорошо, что ты приехала! Приеду, моё золото! Приеду! А вот и Шарлотта Ивановна.

Таня как бы качает младенца на руках, слышится плач.

ГОЛОС РАНЕВСКОЙ. Крым... Мне 24 года...  Роль в первом Советском театре. «Мой ребёночек, бай-бай... Мой хороший, засыпай...» И мне тоже, пожалуйста, найдите место в вашей библиотеке.
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. С ума вы сошли что ли? Танька, очнись! Рота, подъём! Фая, Георгиевна, помолчи! Не видишь, девка совсем дошла!
 
Таня плачет.

ГОЛОС СЫНА. Мама, ты плачешь? Милая, добрая, хорошая моя мама, моя прекрасная, я люблю тебя. Вишнёвый сад продан, его уже нет, это правда, правда, но не плачь, мама, у тебя осталась жизнь впереди, осталась твоя хорошая, чистая душа... пойдём со мной, пойдём, милая, отсюда. Пойдём!.. Мы насадим новый сад, роскошнее этого, ты увидишь его, поймёшь, и радость, тихая, глубокая радость опустится на твою душу, как солнце в вечерний час, и ты улыбнёшься, мама! Пойдём, милая, пойдём!
ТАНЯ. Пойдём, сынок, пойдём!...
ГОЛОС ПОЛКОВНИКА. Стоять! (Символичный звук лопнувшей струны.) Куда собралась! Кругом!

11

ТАНЯ. Никуда я не уеду. Кому я нужна, шестёрка актёрская. Вместо Искусства делаем перформансы, вместо настоящей театральной школы – самовыражение пигмеев. Апофеоз серости и тщеславия. Болтовня без сути. Эй Вы там, индивидуалы самовыразительные, заткните свои фонтаны! Идите учиться у Великих, пока они с нами. Пока живы.

Пауза. Телефонный звонок.

ТАНЯ. Аллё, сынок!.. Что случилось, сынок? Ты только недавно звонил. У Вас всё хорошо? Я? Нет, я не плачу, это просто роль... монолог репетирую для стрима... Какой?.. Э-э-э... Шарлотты Ивановны в Вишнёвом саде, которая фокусы показывала и колыбельную в финале пела. Помнишь, несуразная такая... Спасибо, сынок, я тоже за меня очень рада. Что у тебя новенького? Как Наденька... В больнице? Как в больнице, почему в больнице?.. Сына родила... Мальчика или девочку?.. Как назвали? Не назвали ещё? А почему ничего не говорили? Ничего себе, не волновать!.. Поздравляю нас, такая радость! Конечно, приеду! Сынок, конечно помогу! Всё, всё помню! И потешки, и сказки... и купать... и всё-всё-всё! И спою, и спляшу!.. Боже мой, какая теперь Шарлотта Ивановна! Еду! До встречи, сынок! Наденьке привет, пусть грудь бережёт! Молоко есть? Много молока? Если много, сцеживать надо и лучше руками... Кому я это говорю, они же курсы доярок закончили. И витамин Д обязательно пейте для рахита!.. Ага...  До свидания, до свидания, родной!

Таня счастлива.

ТАНЯ. Дождалась...

КОНЕЦ


Рецензии