Основа теории государства всеобщего благосостояния

     В современности понятие государства всеобщего благосостояния, или всеобщего благоденствия, не везде является актуальным и имеет влияния лишь в странах, где законодательная и исполнительная власть от организованной в свою парию буржуазии переходит к побеждающим, организованным в свою партию трудящимся массам.   Причём это мало зависит от развитие в обществе науки, техники, медицины, производства и прочее, а лишь от интеллектуально-духовного развития большинства членов общества.

     Первичные воспоминания о теории развития такого общества можно найти в работах английского экономиста Джорджа Кейнса. Период его трудов как раз выпал во времена Великой экономической депрессии. Тогда экономика казалась настолько непредсказуемая, что многих ведущих специалистов данной отрасли вводила в ступор и тупик. Кейнс один из первых смог выдвинуть идею выхода из кризиса, изложив ее в труде «Общая теория занятости, процента и денег».  Он считал, что долг государства именно в том, чтобы обеспечить высокий уровень благосостояния трудящегося в производстве населения страны. Основная идейная линия, предполагает то, что распределение финансового и материального капитала общества должен базироваться на принципах справедливости.

     Концепция развития такого государства предполагает следующее:
     Постоянное и стабильное состояние всех членов общества должно базироваться на  достойном человека уровне здравоохранения, питания и жилищных удобств по заслугам перед обществом.
     Формирование организации, контроля и планирования всех мер, которые могут гарантировать поддержание оптимальных условий для жизни и развития общества.
     Возможность рассчитывать на гарантированную помощь от государства и общества в случае лишения и непредвиденного состояния нужды.


     Существует несколько типов современных вариантов государства всеобщего благосостояния:
     Неолиберальный или англо-американский. Согласно ему, помощь от государства по минимальным потребностям первично дается малообеспеченному населению, которое не в силах самостоятельно себя финансировать и содержать. Типичными представителями данного типа считают Австралию, Канаду и США.

     Консервативно-корпоративистский или франко-германский тип. Помощь от государства в таком типе распределяется согласно величине трудового вклада для различных профессиональных групп. Представители в данной категории: Германия, Австрия, Франция и Италия.

     Социально-демократический или шведско-скандинавский. Идея его в создании фондов организации рабочих мест и поддержки населения по распределению финансовой и материальной помощи всем нуждающимся честным и законопослушным гражданам по узаконенным и достойным человека минимальным нормам от общего количества базовых производимых благ независимо от профессии и уровня квалификации при сохранении свободного рынка на производимое сверх норм необходимых для социального благополучия общества.

     Такая теория государства всеобщего благосостояния имеет ряд положительных черт:

     Высокий социальный уровень населения является основной миссией экономических отношений в стране.
     Обязательное наличие высококвалифицированных специалистов при прогрессивной системы налогообложения.
     Идея полного равенства граждан перед законом и солидарности населения, что является наиболее важным и доминирующим в таком обществе.
     Проведение всех действий социальной политики проходит на опережение.
     Высокий уровень предоставления всех услуг социального плана.
     Важность ведущей роли государства в целом для проведения политики социализации.

     Но пока такая теория не смогла завоевать доверие по всем странам мира, но есть страны, которые модернизируя ее по свои потребностям и традициям существуют согласно основных принципов гуманизма, равноправия и социальной справедливости.

     Государство социального благосостояния – это демократическое государство, которое в условиях смешанной экономики и при сохранении частно собственности, но с социально устроенным рынком может гарантировать своим гражданам определенный уровень социального обеспечения и благосостояния по достойным человека нормам от общего количества производимых социальных благ.

      Окончательного становления государства благоденствия для всех граждан независимо от их участия в общественно необходимом труде в производстве материальных благ и оказываемых услуг никогда нигде не было и никогда не будет, ибо ресурсы Земли не безграничны.

     Такое государство может взять на себя помощь немощным вдовам, сиротам, инвалидам, многодетным семьям и просто бедным, но большая часть взрослого трудоспособного населения должна по способностям трудиться на благо общества, чтобы удовлетворять свои насущные потребности по труду и каждый должен быть охвачен программой страхования на случай безработицы, несчастных случаев, болезни и имела право на необходимый и достойный пансион по старости.      

     Такое государство стало регулировать отношения между наёмными трудящимися и предпринимателями. Оно активно вмешивалось в экономическую жизнь. Но все это происходит не за счет уничтожения демократии, как в СССР или фашистских государствах, а, наоборот, при расширении парламентаризма и политических свобод! Однако, государство благоденствия не может решить всех социальных проблем, если не будет сокращать монополию капитала и расширять монополию законов о социальных гарантиях по труду на благо общества, чтобы иметь необходимые блага для своей счастливой жизни!

     В 70-е годы темпы экономического роста в странах с экономикой ради прибыли, а не ради благополучия населения по труду, стали падать, стала  расти безработица. Система социальной защиты стала работать с перебоями. Возникло новое политическое движение, выступающее за пересмотр принципов социально справедливого государства, названное консервативной волной.

     Его представители добились сокращения социальных расходов, уменьшения роли государства в экономике, но так как сама система труда ради прибыли оставалась неприкосновенной, то и не было повсеместного улучшения жизни трудящегося населения. Она лишь была приведена в соответствие с экономическими возможностями страны, а не потребностей её трудящегося населения. 

     Так что государство благоденствия получило развитие лишь там, где возможность трудится на благо общества давала людям возможность иметь необходимые  производимые в обществе социальные блага по достойным человека нормам от общего количества этих благ. Таким образом равное для всех рабочее время уравняло и нормы базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды!

     Ведь почти любой человек всегда стремится делать только то, что ему выгодно, а выгодно ли ему добросовестно трудиться, когда зарплата у всех по труду, а жизнь у каждого по капиталу?

     Особенно если весь труд людей сводится к получению прибыли, чтобы потом получить зарплату из этой прибыли и на рынке искать себе необходимое по зарплате, даже если она у всех будет одинаковая, для удовлетворения своих насущных потребностей.

     Особенно когда известно, что жилищно-бытовые условия жизни населения при капитализме зависят не от результатов труда людей, а чаще всего от наследства и количества у них денег, от предприимчивости и наглости, мастерства и таланта, от наличия или отсутствия властных полномочий или напористости. И даже если представить себе, что зарплата у всех будет пропорционально труду, то количественные нормы социально-бытовых условия жизни у всех всё равно не будут соответствовать количеству и квалификации труда на рабочем месте в экономике страны в силу монополии капитала, а не монополии закона о социальных гарантиях по труду!

     Именно поэтому, при участии всех в общественно необходимом труде, чтобы каждый имел необходимые средства для своей счастливой жизни по достойным человека нормам от общего количества ежедневно производимых в обществе и необходимых каждому базовых средств для жизни в виде добротного жилья, качественных продуктов питания и фактуры для одежды, необходимо условия социально-бытовой жизни населения страны привести в соответствие с количеством и квалификацией результатов труда этого населения!

     Именно для этого во многих странах мира сформированы и утверждены законом НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ КВАЛИФИКАЦИИ ТРУДА, чтобы только в условиях ЧЕСТНОГО И СПРАВЕДЛИВОГО ЕГО НОРМИРОВАНИЯ ПО СЛОЖНОСТИ, ТРУДОЁМКОСТИ, ОПАСНОСТИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И ПРОЧЕЕ, с правом на общественно необходимый труд у людей было право иметь не только заплату пропорционально труду, но и хотя бы социально-бытовые условия жизни по количеству и квалификации труда. 

     При этом формируя благоустройство жилья, качество приготовления и потребления блюд питания и изготовления одежды для себя и своей семьи по зарплате от результатов квалификации своего общественно необходимого труда! Что и будет способствовать повышению квалификации труда населения на рабочем месте в экономике страны с целью повышения производительности труда и для повышения благосостояния самих трудящихся.

     Отсюда следует, что финансы в хозяйственных отношениях при капитализме играют лишь вспомогательную роль для развития производственных отношений и для удобства расчёта с наёмными трудящимися без забот о их социальном благополучии. И если развитие финансовых отношений начинают мешать социальному развитию общества, то общество от монополии капитала и анархии рынка постепенно освобождается и товарно-денежные отношения начинают постепенно отмирать под действием развития монополии законов о социальных гарантиях по труду!

     Сначала на базовые средства необходимые для нормальных социально-бытовых условий жизни каждого члена общества по количеству и квалификации труда, затем на средства коммуникации, а это энергия, водопровод, санитарная канализация, связь, информация и транспорт, тоже необходимые населению для своего нормального физического, морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития.

     Дети в таком обществе должны иметь всё необходимое для своего нормального развития в силу своего несовершеннолетия и преемственности поколений, как будущее население страны и её производительные силы! Чтобы они в будущем более рационально использовали природные ресурсы, сохраняя их для будущих поколений, и развивали ресурсовозобновляемые технологии, чтобы в будущем не искать другую планету, истощив и загадив эту! Или нам уже наплевать на будущее наших внуков и правнуков и на будущее колыбели человечества? Старики должны иметь самое необходимое по нормам для достойной жизни и соответствующую труду пенсию как заслужившие благополучную старость, а больные ещё и всё необходимое для выздоровления.

     В гражданском равноправном социально справедливо устроенном правовом государстве не должно быть классовых, сословных, религиозных, национальных и прочих противоречий, а объединяющей силой такого общества должна быть экономика направленная на социальное благополучие всех граждан страны достойно количества и квалификации общественно необходимого труда, где каждый трудится для всех и все для каждого, при единстве целей, общности убеждений и схожести судеб!


Рецензии