ДИП. Пушкин, чернь и Откровение Иоанна на о. Патмо

Долго мы, фра наш мстинский, мстительно пытались понять:
- животную ненависть поэт-человека Пушкина (А.С.) к черни
- суть черни по Пушкину

Мы толковали частью на эту тему в заметках о Новом Завете поэта и его Завещании цеховикам

А воз и ныне там …

Но вот добрался до книги Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве» (изд. Бомбора , 2018)  и отчего то впервые обратил внимание, что  в тексте о видениях Иоанна Богослова (а , скорее всего, судя по грамматическим ошибкам в греческом оригинале,  его писца и камердинера Прохора!)  одно из живых тварных животных существ у престола Его было  человеком :

4-6-8:
и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
5-6:
 И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю.
5-8:
И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем …

**
Некое существо с «лице как человек», а в остальном как ангельское сказочное существо с очами спереди и сзади (как у космолета или ероплана)  … да еще и шестикрылое
Т.е. это  человеко-зверь, а по сути – животное класа «чудо-юдо»,  но, в отличие от существ, которые атрибутированы как «подобные», о третьем сказано особо = имело «лице как человек» безо всяких проблем адекватности модели оригиналу.

То есть третье животное Откровения патмоского  отшельника Прохора –Иоанна  - это человек. Но этот человек имеет дефинию животного! Это животное  с  человеческим лицом или ликом

Толкователи говорят , что раз эти животные даны рядом и на уровне существ ангельских чинов, но это указывает на их «небесную прославленность»  и избранность из мира тварных
(см. протоиерей Сергий Булгаков  Апокалипсис Иоанна)

На зачем понадобилось автору показать человека животным  пусть и избранным?

Наверное затем, что по грехам человек не отличается от животного  и по сути своей природной  греховности и предопределения от греха первородного   он  по пояс в жиже животного мира 

Отец от богословия С. Булгаков вопрошает и сам же отвечает:
«Что же означают четыре животных (;;;)? Этот образ имеется у Иезекииля, гл. 1 (они называются здесь 10:2, 20 херувимы), хотя с некоторыми отличиями: у Иоанна каждое животное имеет одно лицо, а не четыре, как у Иезекииля; животные в Откровении (4:8) имеют по 6 крыл, как и серафимы у Исайи (6:2), но не по четыре, как у Иезекииля. У последнего (1:5) «облик был как у человека»; в Откровении (4:7) этого нет; у каждого животного по четыре лица (1:6), в Откровении – по одному. Они стоят непосредственно у престола (посреди и вокруг) (4:6), а не несут его, как у Иезекииля. Животные в Откровении (4:8) «внутри исполнены очей» (символ высшей созерцательности в лицезрении Божием). У Иезекииля (1:18) «ободья их (колес), высоки и страшны были они, ободья у всех четырех полны глаз». Вообще, при общем сходстве и даже тождестве этого видения по существу, здесь остаются некоторые различения в подробностях, которые не поддаются ближайшему истолкованию. Отметим еще, что в Откровении (4:7): первое животное подобно льву, второе тельцу, третье «имело лицо как человек», а четвёртое подобно орлу летящему (у Иезекииля в несколько ином порядке: человек, лев, телец и орёл, при чем в Откровении каждое животное имеет одно из этих четырёх лиц, а у Иезекииля по четыре лица у всех четырёх: «подобие лиц их – лицо человека и лицо льва с правой стороны у всех их четырёх, а с левой стороны лицо тельца у всех четырёх, и лицо орла у всех четырёх») (Иез.;1:;10). Это трудно изобразимое четверичное лицо каждого из животных, в отличие от простейшего одноличия в Откровении, не поддаётся объяснению, но оно не изменяет общей мысли, выраженной в этом образе, именно, что животные соединяют в себе основные образы тварноживотной жизни, которые призваны к бытию в пятый и шестой день миротворения (отсутствуют лишь рыбы), и все они в совокупности возводятся к человеку, который есть и всеживотное, соединяющее в себе все потенции жизни.
Они соединяются и в Богочеловеке, которому свойственна агнчая кротость и жертвенность тельца, царственность льва от колена Иудова, царственный взлёт и прозорливость орла и, наконец, всечеловечность человека.25 Если видеть эти аспекты: царственность, жертвенность, прозрение и человечность как главные темы четырёх образов Четвероевангелия, то становится понятным, почему, ещё начиная со св. Иринея26 они сделались излюбленным символом четырёх евангелистов.»
протоиерей Сергий Булгаков  Апокалипсис Иоанна

А. Мень был космологичнее отца С.Б.:

«…Четыре животных — это космическая вселенная и они — на ее четырех углах. “Они исполнены очей” — очи, у пророка Иезекииля, — это звезды, которые сверкают на небесной колеснице, и таким образом здесь собрано все мироздание: люди, живые твари и небесные тела. И все они взывают непрерывно, ни днем, ни ночью не переставая: “Свят, свят, свят Господь Саваоф”. Это слова из шестой главы пророка Исайи, это песнь ангелов, песнь серафимов.»

Аминь

У А.П Лопухина животность третьего существа с лицом как у человека (т.е не совсем вроед и человека...?) понимается как вид живности Царства тварной природы  = живое существо :

@@
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
6 В общем описании Божественного престола стеклянное море нужно отнести к обстановке этого последнего. Оно должно составлять существенную черту общей характеристики и есть явление, подобное радуге, так же необходимое, как и эта последняя. Это - среда, не такая, как наш воздух, и не такая, как море. Но, несомненно, нечто совершенно реальное, каким был и самый престол, и вся его обстановка. - "Посреди" нельзя понимать буквально, в том смысле, что животные помещались на самом троне: трон был занят Сидящим. Необходимо понятие "посреди" сблизить с понятием "вокруг". Нужно представлять так, что животные находясь между тронами старцев и троном Сидящего, одни были за и пред престолом (посреди), другие же - по его сторонам.

Кто были животные?

- Oни называются животными (не зверями), т.е. живыми существами, и это может сближено с понятием человек, который есть тоже живое существо. Во всяком случае это суть самостоятельные живые существа, личности. Животные эти исполнены очей спереди и сзади, т.е. нужно допустить что ев. Иоанн видел их имеющими множество очей и спереди, и сзади. Это указывает на чистоту и возвышенность их природы.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
7 Животные, виденные Иоанном, хотя и напоминают животных прор. Иезекииля (I:4-8, 10), но разнятся с ним в самом существенном. Хотя их также четыре, но там каждое было совмещением четырех, здесь - каждое самостоятельно. Поэтому можно считать, что апокалиптическое видение не было заимствованым или переделкою видения прор. Иезекииля, но было совершенно самостоятельным. Так как о самых фигурах животных Иоанн умалчивает и, вероятно, потому, что он сам не разглядел эти фигуры, то нужно думать, что фигуры в видении и не имеют особенного значения, а важно лишь их подобие четырем классам живых существ - созданий Божиих. Эти создания, первое - лев - есть выражение силы второе - телец (вол) - питания, третье - человек - разумности и четвертое - орел - возвышенности.
@@
**
Что-то мне мнится что это тертье животное  Откровения Иоанна и есть пушкинская чернь
Ибо Христос по христодогии и евангелистам –синоптикам пришлв этот мир не за рправедниками , а за грешниками, кои и есть чернь в толпе народа 
С библейской чернью Пушкин с его духом аристосов  никак  примириться не хотел и не мог и казнил ее в тексте письма к Вяземскому из Бес-с-арабии (1823)

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.

Напомним, 1823 - это время написания и Демона, что в Пушкина злобным гением вселился и прописался, и Хандры - первой песни сатиры нравов «Евгения Онегин»,в котором понаехавшего уже величают уважительно как «Демон мой»

И все это после пародии на генезис христианства = поэмы «Гавриилиада» (1821)  и последнего «либерального бреда» (по собств. Признанию автора) –  «Полководца «  Наполеона (1821)

***
Склад истопников класса ликбеза по предмету демонологии и сатановодства:

apokalipsis Откровение Иоанна (Апокалипсис) на греческом языке с русским подстрочным переводом. pdf                [467 KB]
Апокалипсис. Краткая схема Апокалипсиса.doc                [58 KB]
Апокалипсис.doc                [171 KB]
Бородин П.М. Апокалипсис. Опыт подстрочного комментария - 1890.doc  [537 KB]
ГРИБОВ, КАЧАЛОВА. ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ.doc                [2 MB]
Мень А. Читая Апокалипсис. Беседы об Откровении св. Иоанна Богослова.doc [768 KB]
Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Толкования.doc          [2 MB]
Откровение Иоанна Богослова.doc                [206 KB]
Леманн А. Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней. 1900
Амфитеатров А.В. Дьявол в быту, легенде и в литературе Средних веков - 1911
Чижов А.Г. «...как говорит бог Иова или Ломоносова»
Орлов М . А. История сношений человека с дьяволом. 1904 (1992)
Толкование Лопухина на Откровение (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. Глава 4 - 1913


Рецензии