Понемногу обо-всём. новеллы. юрий юсупов-4. 18. 10

                ПРОДОЛЖЕНИЕ.
                ============
               
                У ДЯДИ ФАРИТА - ЗАСЛУЖЕННОГО
                АРТИСТА БАЛЕТА.
                =============================

           После тёти Фирдаус,папа - Рагиб Румович Садыков,повёл меня и маму-Блюму
Моисеевну Зофман-Садыкову,в гости,к своему младшему брату - Фариту Румовичу Садыко
ву - заслуженному артисту балета. Дядя Фарит жил с женой- Любовью Афанасьевной Кожаевой-Садыковой (тётей Любой) и с дочерью- Дилярой ( Лерой) Фаритовной Садыковой. Почему-то,в семье,Диляру звали - Лерой,хотя в её имени- Диляра и в имени- Валерия,не было совершенно,ничего общего. Они нас,очень хорошо и очень теп
ло приняли. Обстановка у дяди Фарита ,была отменная,он жил намного богаче,шикарнее и роскошнее своих старших братьев: Рагиба и Ахняфа.
          Но нам было хорошо известно,ещё с самых ранних,детских лет,что папу и дядю Ахняфа,тётя Люба недолюбливала и они с молодых лет ,враждовали.И папа наш -
- Рагиб Румович Садыков,и дядя Ахняф Румович Садыков - пытались любовно приударить
за тётей Любой,но получили от неё,оба-отказы.Тётя Люба предпочла не их,а их младшего брата- Фарита,в любви и за это они - обиделись на неё.Но прошло достаточно много времени и обида за любовный отказ,немного поблёкла. Но тем,не менее,они нас отлично приняли.
          У них,была очень красивая и очень пушистая кошка Маська. Она была белая
с розовато-бежевыми пятнами,а глаза у неё были тёмно-жёлтые,как цветочный мёд,своим цветом. Когда я её увидел,в моей голове,мелькнуло желание скрестить эту кошку -Маську с тёмно-дымчатым,с чёрными полосками,котом Барсиком,нашей тёти
Фирдаус. Какие-бы котята родились-бы? Тёмно-дымчатые с чёрными полосками, розовато-бежевые,белые или трёхцветные (с участием всех трёх этих окрасок вместе)?
О тёте Любе ( Любови Афанасьевне) Кожаевой-Садыковой,среди родственников,- ходили легенды,что она была в молодости,- одна из самых прекрасных красавиц.В ней,перемешались разные национальности:украинская,русская,цыганская.
Глаза у тёти Любы были разноцветные: один глаз был карий,а другой - зелёный.
У дяди Фарита,- глаза были голубые,которые в зависимости от своего настроения,были то серые,то ярко-голубые.
            У Диляры (Леры) ,глаза были - светло-серые.
О тёте Любе,среди родственников - ходили слухи и легенды,что тётя Люба была очень ревнива и в диких припадках ревности,она врывалась в театр и люто и жестоко избивала всех партнёрш дяди Фарита,с которыми,он танцевал в балетах.Это случалось прямо в театре,после балетного выступления.Тётя Люба устраивала дикие ссоры,истерические скандалы,драки с балеринами и сцены дикой ревности.Она ругала,кляла и избивала своих соперниц.
           Эти скандалы,не всегда проходили для тёти Любы,гладко и даром.Часто,
среди её соперниц-балерин попадались такие,которые оказывались сильными,злыми,тоже ревнивыми,завистливыми и случалось,они сами давали тёте Любе
жёсткий отпор,а иногда,даже сами поколачивали её. Но тётя Люба,на такое- не обра
щала никакого внимания и несмотря,что и самой тёте Любе устраивали " тёмную",и
избивали её,она продолжала свои дикие скандалы ревности с соперницами,ничуть не боясь их.Она продолжала свои приступы ревности,с битьём соперниц,несмотря ни на что!
Дочь тёти Любы и дяди Фарита, - Диляра (Лера),окончила музыкальный факультет и
работала педагогом в Уфимском училище Искусств.
Диляра (Лера) очень отлично играла на пианино.У Диляры,была катастрофа с её зрением и она ходила в очках. Начали готовить стол.Когда ,мы все сели за стол,моя двоюродная сестра - Диляра (Лера) сказала:
- Не испортите моего папу! Он не пьёт водку! Не надо водки!
Потом,я узнал,что Диляра увлекается атеизмом. В это-же время,я как раз тоже увлекался изучением религий всего Мира: и т.д.
Поэтому,я отважился задать Диляре вопрос на эту тему и спросил её:
- Что такое - " ИШТАР "?
Видя,что Диляра затрудняется мне ответить,дядя Фарит поспешил ей на выручку и сам за неё сказал мне: - Иштар,- это заслуженный артист балета!- и улыбнулся,предвкушая,что ответил мне,правильно.
Я засмеялся. Зная правильный ответ,услышав ответ дяди Фарита,и его ответ мне показался очень смешным,а от его незнания,-даже нелепым.
- Иштар - это вавилонская и ассирийская богиня плодородия и любви.У неё - несколько имён: Иштар,Ашторет,Астарта,Иннин,Инанна...она очень зла,коварна,губит
своих любовников,вооружена луком и стрелами. И рассказал небольшую притчу о богине Иштар,как она спускалась в " мир мёртвых ",в Ад,в подземное царство:

                - К стране безыскодной ,к земле обширной,
                Синова дочь -Иштар,свой дух склонила.
                Склонила Синова дочь-Иштар,свой дух пресветлый,
                К обиталищу мрака,жилищу Иркаллы.
                К дому,откуда вошедший лишается света.
                Света,он больше не видит,во-тьме обитает.
                И одет он,словно птица,одеждою крыльев.
                Во-дворах,в засовах,везде...
                Разлилось запустенье...

Достигнув ворот " мира мёртвых  ",богиня Иштар требует,чтобы её ваустили,иначе она разобьёт ворота и выпустит всех мертвецов на свободу. Сторож Ада,идёт к богине Ада,страшной богине Эрешкигаль.Та,ему говорит:

                - Ступай,к ней,о сторож!
                Поступи с ней,согласно древним законам!

Сторож Ада,возвращается к Иштар и...раздевает её догола и говорит ей:

                - Входи,госпожа.
                У царицы Земли,
                Такие законы...

Наконец,голую Иштар,сторож Ада,приводит к богине Ада,- страшной богине Эрешкигаль.Эрешкигаль наводит на Иштар 77 болезней и заключает в темницу. Но Иштар - богиня плодородия,без неё,на Земле прекращается жизнь.Испугавшись,боги
решают послать к царице Ада,- страшной богине Эрешкигаль,шута Аснамира,который
должен рассмешить страшную Эрешкигаль и за это требовать награды.
            Наградой,должно быть - освобождение Иштар.
Аснамир так и сделал.Эрешкигаль разозлена,но она должна исполнить обещанное.
Она проклинает Аснамира:

               - Пожелал ты,Аснамир,чего не желают!
               Я прокляну тебя великою клятвой!
               Наделю тебя,долей,незабвенной,навеки!
               Снедь из канавы,будешь ты есть.
               Сточные воды,-будешь ты пить.
               В тени,под порогом,будешь ты спать.
               Голод и жажда сотрясут твои щёки!..

Затем,Эрешкигаль приказывает окропить Иштар живой водой и выпустить на волю.
На Земле начинается ликование.
Мой ответ и рассказ притчи о богине Иштар,шокировал всех.
- А теперь,дорогой племянничек,я сам тебе задам вопрос,на который,я думаю,ты не
сможешь ответить точно,так,как наша Лера не смогла ответить на твой вопрос!
Итак,скажи: -Что такое есть,Петипа?
- Мариус Иванович Петипа - замечательный,талантливый педагог и балетмейстер.-
- с достоинством,ответил я на каверзный вопрос дяди Фарита.
              Ласково-ехидненький тон дяди Фарита,сразу-же увял.,он даже сам сник. Он так мечтал,чтобы я не смог ответить на его каверзный вопрос,а я ответил.Лицо у дяди Фарита помрачнело,скисло. Он так надеялся на мой провал,но я
дал ответ на его вопрос.Он так мечтал моим провалом - отомстить мне за провал Диляры,которая так не смогла мне правильно ответить и провалилась на первом-же,
моём вопросе.
            Чтобы поправить неловкую ситуацию,наш папа - Рагиб Румович Садыков посадил меня за ихнее пианино и заказал мне,как обычно татарские ,народные песни: КАККУК,РАМАЙ,УРАКЧЕ КЫЗ,АСЫЛ-ЯР,ТУЙ ЖЫРЫ и так далее.
            Потом, за пианино,села сама Диляра и чудесные звуки прекрасных мелодий из произведений Баха,Генделя,Шопена,Шумана,Шуберта,Гайдна,Бетховена,Чайковского и Верстовского наполнили комнату,стирая на нет,мои бледные,неумелые,робкие музыкальные композиции ,народных,татарских песен.Вот так прекрасно играла Диляра.
           После чая со-сладостями,мы с Дилярой,вышли на балкон и стали говорить о разном. Темы нашего разговора были совершенно разные и из различных областей,
обо-всём.Потом,Диляра сказала: - Я ухожу на свидание !И попрощавшись с нами,она ушла на свидание,а мы - папа,мама и я,спустились этажом ниже,где жила папина тётя -заслуженная актриса и артистка драмы ,жена брата дедушки Рума- Галимжана, -Бэдэр-ханум,Садыкова,живущая по соседству с дядей Фаритом Румовичем Садыковым.

                ( Продолжение  следует).


Рецензии