И звука лик!..
Миг выткал пелену, видение темня,
Но некая свирель томит с тех пор меня.
Я видел звука лик и музыку постиг,
Даря уста цветку, без ваших ржавых книг.
Николай Клюев
"Говоря о композиторе Гаврилине, мы, к сожалению, не можем утверждать, что он стал классиком ещё при жизни, как это произошло со Свиридовым.
Сравнивать двух композиторов, причём знавших друг друга при жизни, мы имеем право. Корректно ли сравнивать их по таланту? (Опять корреляция, как теперь выражаются.) Да, по нашим понятиям, сравнивать можно. Хотя бы: кто из них работал больше и плодотворней? Ведь буквально всё в мире взаимосвязано: и виды искусств коррелятивны, и всё друг на друга влияет - или подсобляет друг дружке, или вредит. Прошлое и будущее, религиозное и безбожное, любовь и ненависть, война и мир. Всё неразрывно.
И только Бог соединяет воедино всё и вся. Вера же даёт человеку свободу и способность распутывать сложнейшие клубки противоречивых понятий. Я познал это на себе, хотя и с ужасным опозданием. Вся моя семидесятилетняя жизнь, все мои ошибки и счастливые события подтверждают справедливость мысли о вере. Провидение допустило меня к знакомству и даже к дружбе с такими людьми, которые остались для меня живыми, будучи и покойниками. Яшин, Фёдор Абрамов, Владимир Солоухин, Евгений Носов, Николай Рубцов, Василий Шукшин, Анатолий Передреев. Из музыкантов называю Георгия Свиридова и Валерия Гаврилина, из среды художников - Николая Третьякова.
Эти люди были моими друзьями. Судьба подарила радость и счастье общаться с ними, встречаться, иногда и бражничать. Не может быть, чтобы это было напрасно, без вмешательства высших небесных сил. Вот почему говорю в этой главке про знакомство с Георгием Васильевичем Свиридовым - гениальным композитором. Божественные звуки свиридовских произведений ассоциируются для меня с русскими народными песнями, слышанными в раннем детстве. Более того, моя личная судьба связана с песней "Услышь меня, хорошая" из свиридовского так называемого "слободского цикла". То есть Свиридов проникал в мою душу задолго и до Гаврилина, задолго до личного знакомства с Георгием Васильевичем. Помнится, слушал свиридовскую музыку на слова моего земляка Сергея Орлова. Пелось широко и проникновенно про двух танкистов-однополчан, как они запели при встрече в Кич-Городке, в сельской чайной... Песня эта, свиридовская, и сейчас звучит в моём сердце, хотя было это очень давно. Затем услышал я потрясшую меня свиридовскую музыку к кинофильму по пушкинской повести "Метель".
Конечно, после знакомства с вологжанином Гаврилиным интерес к Свиридову удвоился, появился у меня и телефон, и адрес Георгия Васильевича, но я стеснялся звонить ему, приезжая в столицу. Только после того, как в зале Московской консерватории сам пожал его сухую жилистую руку, осмелился звонить. И только после того, как работник издательства "Молодая гвардия" Юрий Селезнев свозил меня однажды на дачу к Свиридову, я совсем осмелел и даже написал композитору письмо".http://www.x-libri.ru/
...Други!
Свиридов и Гаврилин!Прекрасные советские композиторы!Очень люблю и постояннно слушаю их музыку!
"Георгий Свиридов. Музыка этого выдающегося композитора, которого величают титаном советского времени, хорошо знакома каждому гражданину нашей страны. Одно из его произведений ежедневно ровно в 21.00 звучит по «Первому каналу» - главному телеканалу страны и предваряет новостную программу «Время». Данная композиция, получившая поистине всенародное признание и ставшая музыкальным символом Советского государства, называется «Время вперёд!». Ранее она отождествляла всё лучшее, что было в СССР – научно-технический прогресс, авангардное искусство и передовое просвещение, однако с уверенностью можно сказать, что сегодня этот музыкальный фрагмент не потерял своей актуальности и реалистично отображает пульс стремительного движения нашей современной эпохи".https://soundtimes.ru/
Валерий Александрович Гаврилин."В 1985-м композитор стал Народным артистом РСФСР и обладателем Государственной премии СССР. Эти высокие награды принесла ему хоровая симфония-действо «Перезвоны», на создание которой музыкант потратил семь Да, именно они- наши незабываемые знаменитости!
Вл.Назаров
*********
1.Я видел звука лик...
"Певец темный, с пронзительной силой цвета — Микула был кряжист, широкоплеч, с огромной притаенною силой. Он входил тихонько, благолепно, сапоги мягки с подборами, армяк в сборку, косоворотка с серебряной старой пуговицей. Лик широкоскул, скорбно сладок. А глаз не досмотришься — в кустистых бровях глаза с быстрым боковым оглядом. В скобку волосы, масленисты, как у Гоголя, счесаны набок. Присмотревшись, кажется, что намеренно счесаны, чтобы прикрыть непомерно мудрый лоб.
Нагнулся, чтобы достать что-то из-за голенища. Лоб сверкнул таким белым простором под отпавшими при наклоне космами, что подумалось: ой, достанет он сейчас из-за голенища не иначе как толстенький маленький томик Иммануила Канта, каким хвастал один доктор философии. Зовется томик “Kant fur sich” — «Кант для самообслуживания», издание портативное.
Однако, улыбнувшись вдруг бабьей улыбкой, как улыбаться могла бы разве одна dame Kombotchka — так она значится во французском переводе Гоголя, — вытащил он из-за голенища обыкновенную трешницу в узелочке платка. Он сказал, придыхая, окая, прихлебывая широким рыбьим ртом в обвисших усах:
— Вот ношу денежки по-мужицки, в узелке. Не удосужусь никак купить этот, городской… как его?
Нет, ни за что не хотелось подсказать это будто забытое им «портмоне».
— А кто мне его подарит, за того помолюсь. Дома-то есть лик у меня древний, темный… и сладостен.
Стихи свои читал как никто. Особенно врезался один раз, еще в веке прошлом.
С подкрадкой, подползом, и вдруг всей мужицкой мощью, как конь кобылицу, покрыл все религиозно-философское собрание, сорвал с мест, завертел вертуном.
Я видел звука лик и музыку постиг,
Даря уста цветку, без ваших ржавых книг…
И вот, помнится, «они» председательствовали. А Микула, почитаемый ими за авангард антихристов, пробрался незвано-негаданно да как грянет с кафедры на президиум и на всю залу:
Беседная изба — подобие вселенной.
В ней шолом — небеса, полати —
Млечный Путь,
Где кормчему уму, душе многоплачевной
Под веретенный клир усладно отдохнуть.
Он топотал, ржал в великолепном вдохновении. Он взвихрил в зале хлыстовские вихри, вовлекая всех в действо «беседной избы». Он вызывал и восхищение, и почти физическую тошноту. Хотелось, защищаясь, распахнуть форточку и сказать для трезвости таблицу умножения.
Микула любил вязать чулок, печь в русской печке хлебы, несказанно и любовно произносить имена разнообразнейших богородиц и, как женщина, любил с женщиной подругой поплакать. В восторге же стиха пребывал непрестанно, о чем песенно заявлял:
Мужицкая душа, как кедр зелено-темный,
Причастье божьих рос неутолимо пьет.
Когда стих вызревал, он читал его где и кому придется. Читал на кухне кухарке и плакал. Кухарка вскипала сладким томлением и, чистя картошку, плакала тоже."
Ольга Форш "Сумасшедший корабль"
Микула - Никола;й Алексе;евич Клю;ев(10 (22) октября 1884, деревня Коштуги, Олонецкая губерния — между 23 и 25 октября 1937, Томск) — русский поэт, представитель новокрестьянского направления в русской поэзии XX века.
...
Они смеются над моей поддёвкой,
Над рубахой соловецкой тресковой,
Им неведомо распутинской сноровкой,
Как дитя, взлелеянное слово.
Им неведом плеск полночной зыбки -
Дрёма пальм над гулом караванным,
И в пушке надгубном вопли скрипки
По садам и пажитям шафранным,
По стране, где птицы-поцелуи
Гнёзда вьют из взоров и касаний...
От Борнео до овчинной Шуи
Полыхают алые герани.
Смертоносных строк водовороты,
В них обломки Певчего Фрегата,
А в излуке сердца громный кто-то
Ловит звуки — радуги заката.
1919, 1921
То Беломорский смерть-канал,
Его Акимушка копал,
С Ветлуги Пров да тётка Фёкла.
Великороссия промокла
Под красным ливнем до костей
И слёзы скрыла от людей,
От глаз чужих в глухие топи…
https://vk.com/club86040120
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 октября 2022 года.
Свидетельство о публикации №222101800123