Ключ Сары

Книга франко-британской писательницы Tatiana de Rosnay « Sarah’s key » ( Ключ Сары) произвела на меня когда-то огромное впечатление . А фильм я увидела только сегодня . Фильм сделан прекрасно . Собственно , я ещё не видела ни одного плохого фильма с участием
Kristin Scott Thomas ( Кристин Скотт Томас).
В этом фильме ее героиня - журналистка , которая волею судьбы поселилась в квартире , в которой до июля 1942го года жила Сара с семьей. Вы знаете что произошло с евреями Франции в июле 42го?
Мы все знаем об Освенциме, о Бухенвальде … Это страшные преступления немецких нацистов . А многие ли из нас до этой книги и до этого фильма знали о парижском велодроме?!
Думаю, что нет . Это одна из самых темных страниц французской истории: в 1942 году 12 884 парижских евреев собрали на велодроме Вель д`Ива . Из держали там без воды и еды и без туалетов не один день. А затем тех, кто не умер и не покончил с собой, депортировали в Освенцим.
В этом фильме  молодой журналист спрашивает : «А где фотографии? Это так необычно . Ведь немцы все фотографировали». Все дело в том, что это было сделано самими французами. Поэтому и нет фотографий. Ни один народ не хочет и не любит вспоминать о таких преступлениях «своих».
И французы  не любят вспоминать события на велодроме: ведь вся операция, носившая издевательское название «Весенний ветер», хоть и была осуществлена по немецкому приказу, но непосредственными исполнителями были сами французы. С кем теперь не заговори в любой стране , которая была оккупирована немцами , все спасали евреев. А французы , вообще, все были в Сопротивлении.У них и в учебниках об этом написано. Как, собственно, и в других странах.
И вот , к счастью, начали появляться такие книги и фильмы.
И в книге, и в фильме показаны не только активные, но и пассивные помощники нацистов. « Давайте я покажу вам где они могут прятаться !»
А  с каким удовольствием многие улюлюкали из окон ! А одна женщина рассказала героине Кристин Скотт Томас, что мы верили, что от евреев надо избавиться, нам столько о них наговорили. То есть об искреннем раскаянии людей ( не президента Жака Ширака , который в 1995 году официально с трибуны признал ответственность французского правительства за депортацию парижских евреев в Освенцим , а людей ) речь не идёт.
Итак , сюжет. Он идёт в двух временных пластах. 42ой и начало 2000х. Джулия — журналистка, которая пишет статью к 60-летию этих страшных и позорных  событий. И когда она, собирая материалы , узнаёт о том , что произошло в квартире, в которой они поселились в Париже, она не останавливается , пока не находит тех, кто мог пролить свет на судьбу Сары.
Саре повезло. Ей попался охранник концлагеря , у которого было сердце. Ей попались прекрасные люди , которые спасли ее. Но спасти ее от страха , который преследовал ее всю жизнь, и от ужаса страшной картины, которую она увидела в детстве , и от чувства вины  они не могли. Никто не мог. Когда ее с мамой и отцом увели , она сказала маленькому братику сидеть тихонько в кладовке и заперла ее на ключ. И вот то, что она увидела в кладовке, до которой добралась слишком поздно, осталось с ней навсегда. Ее сын , рождённый в Штатах, куда она уехала со временем, не знал , что она была  еврейкой. Она хранила это в тайне, чтоб если что-то опять начнётся , он не пострадал. Представляете ?! Если опять начнётся !!!
Печально, что немалый  процент французов не знает о Холокосте почти ничего . А если и знает , то не о преступлениях “своих” . Надеюсь, что это не последний фильм на эту тему.©Victoria Novikov


Рецензии