Почему я не в восторге от Юрия Гагарина?

  (Добавление сюда: http://bouriac.ru/BT/BT.htm )

  Почему я не в восторге от Юрия Гагарина?
  Потому что он герой, по-моему, какой-то специфический. Не та-
кой, как, скажем Ахиллес, Магеллан или Циолковский. Я подозреваю,
что любой самостоятельный путешественник средней руки, разрешаю-
щий себе забираться в некомфортные местности, тянет на это звание
побольше Гагарина.
  Гагарин много рисковал? Может быть. Но самостоятельные путе-
шественники тоже рискуют: поскользнуться на мокрой скале, стать
жертвами бродячих собак, получить удар сзади по голове (а хоть бы
и от таксиста) -- ради ограбления -- и т. д.
  И Гагарин, заметим, рисковал в рабочее время, за хорошие деньги
и за общественный супер-статус, а эти чудаки тратят свой отпуск и
свои скромные сбережения, рассчитывая в типичном случае лишь на
сдержанное одобрение от десятка человек в интернете.
  Если бы самостоятельные путешественники шибко бродячего типа
заботились о своей безопасности столько же, сколько Гагарин забо-
тился о своей, то они бы быстро заканчивались.
  Соль в том, что Гагарину совсем не надо было напрягать голову:
за него думали другие. Целые НИИ работали над тем, на какие кно-
почки он будет нажимать, как будет питаться, во что одеваться и
даже как, когда, куда и в каких количествах справлять свою естес-
твенную нужду. А самостоятельному путешественнику приходится са-
мому решать десятки больших проблем, принимать во внимание сотни
факторов, от которые голова у него почти пухнет.
  Наверняка ж особые люди отвечали перед партией за то, чтобы у
Юрия свет Алексеича в день эпохального полёта не случился ни по-
носик, ни кашлик, а ты ж, бывает, мечешься по чужому городу с
выпученными глазами и единственной мыслью: ГДЕ БЫ ОТЛИТЬ???!!!
  Да, у Гагарина были перегрузки -- и в полёте, и на тренировках.
Да, его трясло при взлёте и посадке. Но это -- наверное, все его
трудности. Остальное -- лишь в области вероятий. Главное -- лучи-
сто улыбаться и вообще строить из себя душку. Я даже подозреваю,
что интонацию своего знаменитого "Поехали!" он отрабатывал со
специалистом, а не сам с собой.
  А доводилось ли Гагарину, скажем, учить фарси, хинди, албанс-
кий или турецкий язык, потому что иначе был большой риск не про-
рваться к своим скромным целям и не вернуться вовремя домой?
  Ой, полагаю, даже в "нештатных" ситуациях ему не пришлось бы
напрягать могучую мысль, лишь бы радиосвязь работала. Слетали в
космос собачки -- слетал и он.
  Страшно ему было? Наверняка да, но не очень: он же всецело
доверял партии и правительству, а те реально бросили лучшие силы
на организацию и обеспечение его полёта.
  А, к примеру, на меня однажды в Турции стая бродячих собак на-
пала. Да, разумееся, быть загрызенным собаками -- это не так ужа-
сно, как сгореть заживо при торможении космического корабля "Вос-
ток-1" в атмосфере: в момент смерти ты хотя бы будешь не совсем
один, а с живыми существами рядом.
  Самодеятельный бродяга с рюкзачишком на фиг своей Родине нужен.
Зато этот бродяга -- действительно путешественник, тогда как Га-
гарин -- непонятно кто: землю-то обогнул, но слишком быстро; в
куче стран потом побывал, но слишком официально, то есть, ничего
там толком не увидел, кроме "тысяч восторженных глаз".
  А у [бродяги] самодеятельного путешественника таки по-настоя-
щему было затяжное счастье приобщения почти что к другим мирам.
И он вдобавок имел возможность делиться своими "рецептами" с
другими людьми, и это ему тоже было в радость. Довольно многие в
силах повторить его путь, и некоторые таки повторяют. А чем мог
поделиться с другими Гагарин? Рассказами о своей жизни в советс-
ком привилегированном слойке?
  Гагарин старался как бы для всех, ну так самостоятельный путе-
шественник тоже старается не исключительно для себя: он проторяет
и утаптывает тропы для себе подобных, снижает у людей страх перед
туманными далями, подкармливает страны, имеющие проблемы с разви-
тием, а ещё сближает между собой народы, чтобы те меньше враждо-
вали один с другим.
  Гагарин мне НЕ ИНТЕРЕСЕН. Ну как выбирали его на этот его по-
двиг? Наверняка по следующим качествам: здоров, лоялен, с крепкой
психикой, не особо умён (= ничего не отчебучит), хорошо смотрится
[в скафандре], горит желанием отличиться. Это всё. Почерпнуть
что-то полезное для себя в биографии или высказываниях Гагарина
вряд ли удастся и мне, и кому-то другому. А вот какой-нибудь са-
мостоятельный путешественник из особо ушлых уже может привлечь
моё внимание. Он худо-бедно прошёл естественный отбор (не свернул
себе шеи, не напоролся на чей-то нож и т. д.), и мне любопытно
узнать, куда и как он ездит, как что оценивает, как экипируется,
какие хитрости применяет, чтобы выжить и не сильно потратиться,
от чего хочет предостеречь меня как собрата, а Гагарин мне чужой
и чуждый: в космонавты меня так или иначе не возьмут (в верхний
слоёк тоже), да меня к ним и не тянет (тянуло лишь в том возрас-
те, когда я в старшую группу детского сада ходил). Я -- более-ме-
нее в одном ряду с Ливингстоном и Пржевальским (ладно, с Эвлиёй
Челеби и Афанасием Никитиным -- и не в одном, но всё ж недалече),
а Гагарин, извините, -- в одном ряду с Белкой и Стрелкой.
  Что, Гагарин был на самом острие научно-технического прогресса,
а я лишь зря сжигаю авиационный керосин и пр.?! Ну вы и придурки
(прости, Господи!). Наверняка многие из путешествующих переводят
напрасно топливо, но также многие всё же сшивают собой народы
друг с дружкой, чтобы войны у вас не было (или вы хотите её?!), а
что до меня лично, то я вдобавок собираю по миру факты, доказыва-
ющие, что 90% вашего так называемого прогресса на самом деле вам
сто лет как сдались и что в тот же космос переться вам рановато,
поскольку вы только загадите его, как загадили свою планету. Если
бы те же усилия, которые тратились на "прорыв в космос", были
обращены на просветление умов и элементарное обустройство всяких
стран, то вы бы уже обитали, наверное, в глобальном почти-раю и
занимались в нём самопознанием и самосовершенствованием, а не
целованием Гагариных в задние мягкие ткани.


Рецензии
А меня космонавты и в садике не привлекали. Почему - тогда, в начале 60-х, объяснить не мог. А вот в зрелые годы сочинил об этом песню:

Ой, какое в государстве
Ликованье «умников»,
Вера в яблони на Марсе,
В караваны спутников!
Прерывали передачи
Левитана реплики,
А народ внимал им, плача
И трясясь в истерике.

У меня же были предки
Слабые в дидактике
В годы первой семилетки
Эры космонавтики.
Может бабушки вина в том,
Полон отвращения
Был я к первым космонавтам
Чуть ли не с рождения.

Портил свежие газеты
«Правду» и «Известия»,
Где Гагарина портреты
С Циолковским вместе я,
С вдохновеньем пейзажиста,
В пять неполных годиков,
Разрисовывал в фашистов,
В крокодилов, в чёртиков.

В культ плюя, в святое гадя,
Превращал в воительниц
Воспиталок в детском саде,
А поздней – учительниц.
Обсуждался всею школой
За частушки пение
Про Хрущёва с Терешковой
На уроке чтения.

Причитала мать: - Не прав ты! -
Стукая по роже мне,
- Наша гордость космонавты,
Их любить положено!
Это в наши дни настолько
Нужная профессия!
И откуда в тебе только
Это мракобесие?

Объяснить не мог тогда я
Странную позицию,
Полагался, пар спуская,
Лишь на интуицию.
Скажем прямо, мало чести
Слыть больным на голову,
Короля не все и в детстве
Замечают голого.

Понимал в душе, стремленье
В космос – скоморошество,
Космонавты с ним в сравненье –
Жалкие ничтожества,
Что не дифирамбы кстати
В честь их, а элегии,
Покорить его не хватит
На Земле энергии.

Мог бы угодить в психушку,
Но мудрей стал с возрастом
Даже засадив литрушку
Не стебался космосом.
Видоизменились в кредо
Домыслы ребячие,
Но считает его бредом
Общество незрячее.

Ну а климат изменился
В сторону не лучшую,
И прогресс в планету впился
Как Пол Пот в Кампучию.
Здравый смысл, закон природы
Пред наукой стелется.
Как же прав я был в те годы,
Самому не верится!
2004 г.

Голубев Николай   03.11.2022 19:45     Заявить о нарушении
Александр, замечательно! А "Гагарин в одном ряду с Белкой и Стрелкой" - вообще конгениально! Воображаю, какое "бурление говен", может вызвать эта статья. На Прозе.ру - может и нет, а на каком нибудь более массовом сайте, например на Дзене или ОК - точно. В СССР, пожалуй, есть три персонажа, критика которых способна вызвать подобную реакцию у народных масс " кому за сорок". Это Л. Гайдай, В. Высоцкий и Ю. Гагарин.
Кстати, когда он разбился, (я тогда был в 1 классе, как раз были весенние каникулы) моя бабушка и ещё пара соседок, лили слёзы как по родственнику.

Голубев Николай   03.11.2022 20:00   Заявить о нарушении
Николай, я надцать раз пытался вызвать большое бурление, ни разу не получилось. Махнул я на это дело рукой.
Не так всё просто с бурлениями. Раньше мне трудящиеся строчили гневные письма по поводу Цоя, "Песняров", Бродского, того же Высоцкого и т. п., а теперь и этого нет. Думаю, регуляторы бурлений теперь работают. Через Яндекс, к примеру.

Александр Бурьяк   04.11.2022 13:56   Заявить о нарушении