Йертен Сигрид Мария модернистка
27 октября 1885 года - 24 марта 1948 года.
Родилась в Сундсвалле, провинциальном городе в Швеции, в лене Вестерноррланд, центре одноименной коммуны.
Город расположен в природной гавани на северно-восточном побережье Ботнического залива в 395 километрах к северу
от Стокгольма.
О семье и детстве сведений я не нашёл.
"Училась в Университетском колледже искусств, ремёсел и дизайна в Стокгольме, где получила профессию преподавателя рисования.
В 1909 году на одной из вечеринок художественной студии Йертен встретила своего будущего мужа, двадцатилетнего Исаака Грюневальда,
который учился в Париже у Анри Матисса.
Грюневальд убедил Йертен, что её призвание — быть художницей.
В том же 1909 году Йертен поступила в Академию Матисса.
В то время говорили, что она стала любимой ученицей Матисса благодаря тонкому чувству цвета.
Во время учёбы у Анри Матисса Йертен была поражена тем, как он и Поль Сезанн обращаются с цветом.
В своих картинах она пыталась добиться того же эффекта, используя контрастные цветовые поля и упрощенные контуры, чтобы сделать
изображение максимально выразительным.
Йертен стремилась найти формы и цвета, которыми можно передать эмоции.
В этом её творчество имеет более тесные связи с немецкими экспрессионистами, такими как Эрнст Людвиг Кирхнер, чем с
французскими, предпочитавшими изящную игру линий.
Через полтора года обучения Йертен вернулась в Швецию. В 1912 году она участвовала в групповой выставке в Стокгольме.
Это стало её дебютом как художницы.
В следующие десять лет она приняла участие во многих выставках как в Швеции, так и за рубежом, в частности в Берлине в 1915 году,
где получила хороший приём.
Сигрид Йертен также приняла участие в Expressionist Exhibition в галерее Лильевальс в Стокгольме в 1918 году вместе с двумя другими
художниками. Однако критики того времени были не в восторге от её искусства.
В работах Йертен отмечают несколько этапов развития...
Между 1920 и 1932 годом Йертен с семьёй жила в Париже и в поисках натуры много путешествовала по французскому селу и
Итальянской Ривьере. Это был период относительной гармонии в живописи Йертен, но количество выставок оказалось небольшим.
Её муж часто бывал в Стокгольме, где сделал блестящую карьеру.
В конце 1920-х Йертен всё чаще страдала от различных психосоматических заболеваний, жаловалась на одиночество.
С течением времени в её работах наблюдается рост напряжения, которое достигает апогея, когда болезнь заставляет Йертен прекратить
заниматься живописью...
В 1932 году Йертен решила вернуться в Стокгольм, но во время сборов потеряла сознание. Попав в Швецию, она на время оказалась
в психиатрической больнице Бекомберга с симптомами шизофрении. Состояние художницы временами улучшалось, и следующие два года,
с 1932 по 1934, её творческий талант раскрылся с максимальной силой. Она работала как одержимая, стремясь выразить в картинах
перегружающие её чувства. Каждый день Йертен рисовала по картине, создавая художественную хронологию своей жизни,
как отмечено в интервью шведскому журналу Paletten.
Некоторые картины наводят ужас, в то время как другие излучают тепло и гармонию...
В 1935 году критики, наконец, признают её талант, когда проходит её совместная с Грюневальдом выставка в Гётеборге.
Тем не менее большинство современных ей критиков негативно, и даже презрительно, отзывались о картинах Йертен,
многие писали оскорбительные рецензии. Её картины назвались «идиотскими», «вздорными», «пугающими» и «результатом увечья».
Только в 1936 году Йертен обретает общественное признание и проводит персональную выставку в Королевской академии искусств в
Стокгольме.
«После просмотра около 500 произведений, попавших в её ретроспективу 1936 года, критики были единодушны: выставка расценена
как один из самых замечательных сезонов, а Сигрид Йертен отмечена как один из величайших и наиболее оригинальных художников-
модернистов Швеции. Таким образом, она получила признание — но слишком поздно»...
Общее число картин, созданных Сигрид Йертен, составляет чуть более 500. Также оставила множество эскизов, акварелей и рисунков.
Йертен приходилось бороться с предрассудками своего времени на протяжении всей карьеры.
Её картины кажутся очень личными для эпохи, в которую они были сделаны, когда умы художников занимали вопросы цвета и формы.
Её интерес к человеку часто проявляется в драматической, даже театральной композиции, в то время как подход к цвету был
эмоциональным и теоретическим."
(с)
Википедия.
Умерла художница от осложнений после неудачной лоботомии в связи с заболеванием шизофренией.
Сигрид Йертен не входит в российские реестры и номинации.
В то далёкие времена, когда она жила и творила не было интернета.
Поэтому она не популярна в онлайне.
"Хрупкая и в то же время сильная на протяжении всей своей жизни Сигрид была убеждена, что она не достаточно хороша как художник,
женщина и мать.
Всю свою жизнь она жаждала любви, но не получила ее. Никто не сказал ей, что она красива, заслуживает любви и очень талантлива..."
(с)
https://www.liveinternet.ru/users/4734325/post449508828/
"Сигрид Йертен считается главной фигурой шведского модерна.
Писала картины в течение 30 лет, приняла участие в 106 выставках.
Картины Сигрид Йертен привлекли моё внимание, как и её необычная судьба.
Именно эти факты помогли мне принять решение познакомить любителей изобразительного искусства с её творчеством.
Стиль: синтетический. Фигуративная станковая живопись: масло, холст, эскизы. О других техниках сведений у меня нет.
Модерн с сочетанием импрессионизма с экспрессией и необычным колоритом (моё мнение).
Жанр: пейзаж, портрет, жанровая сцена, натюрморт.
Палитра: колоритная.
Вернисаж (очень скромный) прилагается:
https://www.liveinternet.ru/users/5591322/
Isaac_GruМ€newald._Sigrid_HjerteМЃn (459x700, 518Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (2) (500x686, 350Kb)
3402ff71340c55efe4445c95dc860ce2 (534x700, 423Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (38) (562x700, 421Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (10) (542x700, 488Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (1) (419x500, 287Kb)
tumblr_miy9m4GTh31qk0go1o1_1280 (574x700, 526Kb)
Chalk_Cliffs (700x548, 626Kb)
image (700x504, 523Kb)
Interior_of_a_Studio (700x610, 520Kb)
Interior._Sigrid_HjerteМЃn (700x550, 548Kb)
IvaМЃn_in_the_Armchair (700x560, 705Kb)
Parisian_Street (700x555, 628Kb)
327ada9b570f3c071c15f9bceecfc728 (700x556, 549Kb)
dy4slf1qeponfvfd6ssy (700x366, 337Kb)
7f607d6a4d2249d5acc33e3bcf1705d5 (700x550, 645Kb)
c2d0bb0ebb2b00389659509e9593c7f8 (700x563, 973Kb)
f6c85531c04c4f90aaf3445d5e6f4bfd (700x573, 647Kb)
Woman_in_Red_Interior (665x700, 804Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (31) (700x542, 585Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (8) (700x512, 393Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (11) (700x463, 445Kb)
Sigrid Hjert_n Tutt'Art@ (18) (700x567, 521Kb)
156796678_a1a4cdad254db79c41988f2639aba002 (143x72, 23Kb)
По материалам интернета.
Свидетельство о публикации №222101801534